В зависимости от характера местности приориентировании в движении пользуются, как правило, картой масштаба 1:100 000 или 1:200 000. Основная задача ориентирования в движении — выдерживание заданного или намеченного на карте маршрута.
Ориентирование по карте в движении, склеивание листов и складывание карты, подъем маршрута, выбор ориентиров, определение протяженности маршрута и азимутов.
Ориентирование в движении ведется непрерывно. С тем чтобы постоянно знать свое местоположение на карте, которое определяют визуально путемсличения карты с местностью. Для этого предварительно подготавливают карту, а в пути придерживаются определенного порядка. Подготовка карты включает:
Склеивание карты.
Подъем и изучение маршрута.
Выбор ориентиров.
Определение протяженности маршрута и азимутов отдельных направлений.
При наличииаэроснимков следует установить соответствие карты местности вдоль маршрута и внести необходимые дополнения на карту.
Склеивание листов и складывание карты для ориентирования в движении.
Склеивание листов карты выполняют вопределенном порядке. Складывание карты производятгармошкой вдоль маршрута так, чтобы маршрут располагался в направлении удлиненной стороны полевой сумки (планшета). А перегибы карты приходились в местах с несложными условиями ориентирования.
Подъем маршрута на карте для ориентирования в движении.
Подъем маршрута осуществляют линией коричневого цвета. Не закрывая при этом условного знака дороги и условных знаков других местных предметов, чтобы не ухудшить их читаемость. Линию проводят обычно справа (снизу) от условного знака дороги.
Выбор ориентиров на карте для ориентирования в движении.
Выбор ориентиров производят одновременно с подъемом маршрута. Ориентиры предназначаются для контроля выдерживания маршрута. Их намечают преимущественно в местах, где особенно важно убедиться в правильности движения (на мостах, переездах, развилках и поворотах дорог и т. п.). В качествеориентиров в первую очередь выбирают объекты местности, хорошо видимые с маршрута.
В обжитых районах в качестве ориентиров могут служить населенные пункты, мосты, ручьи, пересекающие дорогу, переезды через железные дороги, перекрестки дорог с твердым покрытием и т. п. Населенные пункты следует выбирать с каким-либо характерным признаком. Расположен на холме, у водоема и т. п.
Это особенно важно, когда по маршруту расположено много населенных пунктов или возможны массовыеразрушения их в ходе боевых действий. Ориентиры обводят кружком коричневого цвета и около нихподписывают расстояния в километрах от исходного пункта.
Определение протяженности маршрута.
Протяженность маршрута определяют любым из доступныхспособов. В отличие от плана марша, где расстояния подписывают через 5 или 10 км, на карте, предназначенной для ориентирования в движении, расстояния подписывают у выбранных ориентиров.
Определение азимутов для ориентирования в движении.
Азимуты определяют только на участках маршрута, трудных для ориентирования. Вне дорог или по слабо наезженным дорогам, где ориентиров почти нет. Такие участки маршрута могут быть в степных, пустынных, тундровых и лесных районах.
Кроме того, определениеазимутов необходимо в тех случаях, когда возникает сомнение в правильности направления движения. Например при выезде из населенного пункта по грунтовой дороге, когда на местности может оказаться дорог больше, чем показано на карте.
Для определения азимутов прочерчивают прямые линии между контрольными ориентирами. Дирекционные углы измеряют транспортиром, полученные значения переводят вмагнитные азимуты и подписывают их на карте у соответствующих линий.
По материалам книги Справочник по военной топографии.
А. М. Говорухин, А. М. Куприн, А. Н. Коваленко, М. В. Гамезо.