Для безопасного передвижения по скальному игорному рельефу необходимо уметь организовывать страховку. Это требует определенных знаний и навыков, чтобы уметь завязывать основные рекомендованные узлы.
Основные рекомендованные узлы для безопасного передвижения по скальному и горному рельефу, назначение, вязание, особенности и недостатки.
Общие правила вязания узлов:
Отсутствие перехлестов.
Правильный рисунок узла.
Размер свободного концаверевки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см).
Узлы должны быть затянуты и расправлены.
Следует иметь ввиду, что узлы завязанные на веревке, ослабляют ее прочность в среднем на 30-50 %.
Узел «Восьмерка».
Основной узел для прищелкивания к веревке карабином, фиксацииверевки на станции, организации перильной страховки и так далее. Такие узлы затягиваются под нагрузкой.
Узел «Восьмерка одним концом».
Такие узлы используются для привязывания к веревке без использования карабина. Сначала вяжется «скелет» узла на одном из концов веревки, далее выходящим (коротким) концом повторяется форма «скелета».
Узел «Проводник».
Такие узлы используются для прищелкивания к веревке карабином, блокировки станционной петли. Под нагрузкой затягивается.
Узел «Австрийский проводник» или узел «Среднего».
Узел служит для прищелкивания среднего в связке участника к веревке. Легко развязывается.
Узел «Стремя».
Узел служит для фиксации веревки на станции, организации регулируемой самостраховки и прочего. Легко освобождается (развязывается) после нагрузки (не затягивается). При нагрузке более 4 kN «ползет», требуется контрольный узел.
Узел «Булинь»
Узел служит для привязывания веревки к точке страховки, якорю (дереву, другое), требуется контрольный узел (1 вариант) или «полу-грейпвайн» (2 вариант). Под нагрузкой затягивается. При переменной нагрузке «ползет», поэтому требуется «контрольный» узел. Недопустимо прищелкивание самостраховки или груза в петлю узла «Булинь», он может развязаться.
Узел «Булинь» завязанный вокруг опоры.
Узел «Полу-грейпвайн»
При необходимости завязать контрольные узлы рекомендуется вязать половину узла «грейпвайн». Для организации спуска, на конце веревки данный узел завязывается в одном метре от ее конца. При завязывании любого контрольного узла его необходимо завязывать вплотную к основному узлу.
Узел «Грейпвайн».
Узел используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметра (7-11 мм). Обращайте внимание на то, чтобы «кресты» (рисунок узлов) были завязаны в одном направлении. Благодаря цилиндрической форме и вращению узла снижается риск разрушения узла при его трении орельеф. Минимально ослабляет веревку. Такие узлы затягиваются под нагрузкой.
Узел «UIAA».
Другие названия этого узла «мунтер» и «итальянский» узел. Используется для организации торможения веревки и организации страховки на спуске и подъеме.
«Простой» или «Плоский» узел.
Другие названия «проводник», «флат-оверханд», «дубовый» узел. Узел используется для организации спуска по двойной веревке. Также для завязывания подстраховочного схватывающего узла в страховочную систему, организации полиспастных систем и прочего.
Узел «Прусик» или узел Прусика.
Узел «Прусик» был изобретен в 1931 году доктором Карлом Прусиком, президентом Австрийского клуба альпинизма. Используется для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспастных систем и прочего. Рекомендуется использовать такие узлы в 3 оборота вокруг веревки.
Узел должен быть хорошо затянут. Репшнур работает наилучшим образом, если его диаметр составляет 2/3 от диаметра веревки, на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5-11 мм подходитрепшнур диаметром 7 мм.
Французский схватывающий узел.
Используется в качестве самостраховки при спуске по веревке и в ситуациях, когда узел надо ослабить под нагрузкой. Узлы вяжутся из репшнура диаметром 6-7 мм в 5-6 оборотов. Легко и быстро завязывается и развязывается (в отличие от узла «Прусик»).
Узел «Мунтера-мула».
При необходимости освободить руки во время страховки через узел UIAA, возможно зафиксировать свободную веревку узлом рифовый+контрольный вплотную к страховочному устройству. Данная схема называется узел «Мунтера-мула» или просто «Мула».
Узел «Бесконечная мартышкина петля».
Узел применяется при необходимости укоротитьверевку и сохранить возможность быстро вернуть ее в исходное положение.
По материалам книги Школа альпинизма, учебное пособие.