Зарядное устройство ATABA AT-998 было приобретено, когда возник вопрос о зарядке аккумуляторов формата АА и ААА для разных электронных мобильных устройств и гаджетов. Когда в походах или путешествиях приходится носить или возить с собой много разных электронных устройств, неизбежно и закономерно возникает вопрос об обеспечении их элементами питания. Ведь, например, будет очень неприятно, когда надо что то фотографировать, а батарейки или аккумуляторы в фотоаппарате полностью разрядились.
Компактное автоматическое зарядное устройство ATABA AT-998 для Ni-Cd и Ni-Mn аккумуляторов AA и AAA, с автоадаптером, ЖК-дисплеем, функцией разряда, заряда, контроля уровня заряда батарей, обзор.
Все обычно используемые устройства : фотоаппарат Canon Power Shot A1200, GPS-приемник Garmin Dakota 20, небольшой многоканальный радиоприемник Tecsun R-909, фонари Fenix LD09 и LD10 работают от элементов питания типа АА. Четырехдиодный кемпинговый светильник и брелок от сигнализации машины от батареек или аккумуляторов формата ААА. Из общей линейки несколько выделяются древний мобильный телефон Nokia 1100, который до сих пор используется только потому, что может работать неделями без подзарядки, смартфон и видеокамера. Они работают от оригинальных аккумуляторов, но процесс их зарядки также решен положительно.
Как видно, с унификацией и взаимозаменяемостью элементов питания дело обстоит более менее нормально. Ну и конечно понятно, что простых батареек форматов АА и ААА на все эти устройства не напасешься, очень уж большое количество придется носить или возить их с собой. Поэтому вполне логично было заменить их на аккумуляторы тех же форматов, в нашем случае Eneloop AA и ААА, которые помимо множества всех своих положительных качеств, еще и обеспечивают высокую производительность работы даже при низких температурах, до минус 20 градусов Цельсия.
С покупкой АКБ встал вопрос о выборе и приобретении универсального зарядного устройства под АА и ААА, которое могло бы работать как от обычной сети 220 Вольт, так и от автомобильной сети в 12 Вольт. Дополнительные требования к нему предъявлялись следующие : четыре слота для АКБ, многоканальность, то есть возможность зарядки как одного, так и нескольких АКБ, одновременная зарядка разных типов аккумуляторов (АА и ААА). Хотя бы минимальная индикация процесса заряда, ну и конечно бюджетное по стоимости. В результате недолгого выбора было приобретено компактное автоматическое зарядное устройство ATABA AT-998 для Ni-Cd/Ni-Mn аккумуляторов AA/AAA, с автоадаптером, ЖК-дисплеем, функцией разряда (обнуления памяти), заряда и контроля уровня заряда батарей.
Общие характеристики зарядного устройства ATABA AT-998.
Напряжение питания : 230 В 50 Гц. или 12 В постоянного тока.
Потребляемая мощность : 5,6 Вт max.
Тип заряжаемых аккумуляторов : Ni-Cd, Ni-Mn.
Количеств каналов заряда : 4 (АА, ААА).
Ток заряда : канал АА 1,4 В. 1000 мА, канал ААА 1,4 В. 500 мА.
Ток разряда : 170 мА.
Дополнительно : защита от перегрева аккумулятора и самого ЗУ, функция разряда аккумулятора, система контроля и тестирования аккумуляторов.
Наличие автоадаптера для работы от гнезда прикуривателя автомобиля, для заряда АКБ от 12 Вольт постоянного тока, хорошо еще и тем, что позволяет работать ATABA AT-998 от солнечной панели Goal Zero Nomad 7 через ее штатный выход на 12 Вольт. Это очень выручает и полезно в пеших походах. Зарядное устройство ATABA AT-998 имеет четыре слота для АКБ и является четырехканальным. Как по каналу АА, так и по каналу ААА. Таким образом в нем одновременно можно заряжать четыре разные по своим параметрам аккумулятора. Разного типоразмера (АА или ААА), емкости и химической системы (Ni-Cd или Ni-Mn).
Общий алгоритм работы зарядного устройства ATABA AT-998.
1. Заряд током 1000 мА для аккумуляторов АА или током 500 мА для аккумуляторов ААА, затем поддерживающий режим заряда для компенсации саморазряда током 30 mA.
2. Если нажата кнопка Discharge то : предварительная разрядка аккумуляторов током 170 mA, затем заряд током 1000 мА для аккумуляторов АА или током 500 мА для аккумуляторов ААА. Далее поддерживающий режим заряда для компенсации саморазряда током 30 mA.
Индикация режимов в зарядном устройстве ATABA AT-998.
Индикаторные лампочки на панели отображают режимы работы. Красный цвет идет заряд аккумуляторов. Желтый разряд. Зеленый конец процесса заряда аккумуляторов (циклический режим заряда). ЖК-дисплей показывает (по каждому из каналов отдельно) :
1. Индикацию уровня заряда аккумулятора.
2. Индикацию выполняемой операции (заряд или разряд).
3. Выводит информацию о не пригодности аккумулятора к дальнейшей эксплуатации. После тестирования аккумулятора, встроенным контроллером делается вывод о пригодности аккумулятора для дальнейшей эксплуатации. Если он не пригоден, то на дисплей выводится надпись BAD и процесс заряда для этого элемента будет прекращен.
4. По окончании процесса заряда (для каждого элемента отдельно) выводится надпись ОК, означающая, что процесс заряда для этого элемента удачно завершен.
Заряд аккумуляторов АА и ААА с помощью зарядного устройства ATABA AT-998.
ATABA AT-998 является полностью автоматическим. Поэтому не нужно отсчитывать время заряда и самому выключать аккумуляторы. Все это сделает электроника, которая по окончанию процесса заряда выдаст предупредительный сигнал. Индикатор загорится зеленым цветом, а на ЖК-дисплее появится надпись ОК. Если аккумуляторы после окончания заряда оставить в подключенном к сети зарядном устройстве ATABA AT-998, то ничего страшного не случится. Они будут находится в режиме ожидания и просто подзаряжаться малыми токам для компенсации саморазряда. Поэтому в любой момент, когда они понадобятся, будут заряжены на 100%.
Время заряда зависит прежде всего от емкости самого аккумулятора и составляет, например, для аккумулятора Eneloop AA 2000 mAH Ni-Mn около трех с половиной часов (от сети 220 В). Это если предварительно не использовать встроенную функцию разряда. Зарядное устройство ATABA AT-998 снабжено встроенной функцией разряда аккумуляторов Discharge, которая активизируется нажатием на кнопку Discharge.
При выполнении разряда, устройство сначала полностью разряжает установленные аккумуляторы, а потом начинает автоматически их заряжать. В ATABA AT-998 есть система внутреннего контроля и тестирования аккумуляторов, которая проверяет установленные в нее аккумуляторы на предмет пригодности к эксплуатации. В случае, если аккумулятор не пригоден, то на ЖК-дисплее над этим элементом загорается надпись BAD и функции разряда и заряда для него будут недоступны.