Туристские походные печки, примусы и горелки, кухонный аппарат для приготовления пищи и обогрева, конструкция печи для отвержденного бензина.

Туристские печки применяются в горных, лыжных и других походах. Печки могут работать на дровах, бензине, керосине, сухом спирте, газе. В зимних походах печки служат также и для отопления. Есть много конструкций туристских печек только для отопления.

Туристские походные печки, примусы и горелки, кухонный аппарат для приготовления пищи и обогрева, конструкция печи для отвержденного бензина.

В лесных районах наиболее приемлемы печки на дровах, заготовляемых на месте. В районах, где нет топлива, находят применение примус, портативные газовые печки и горелки. Используемый для примусов бензин — очень калорийное топливо, но требует тщательной упаковки, так как при утечке его могут быть испорчены продукты питания. В качестве емкости для хранения бензина применяют пластмассовые, железные и алюминиевые канистры.

В последнее время некоторые группы туристов стали использовать баллончики от аэрозолей. Для заправки маленького туристского примуса нужен один баллончик емкостью 0,3 литра. Для примуса «Шмель» нужно два баллончика. Использованные баллончики выбрасывают.

Сжиженный газ — хорошее топливо для туристских печек, однако масса-тары значительно превышает массу заключенного в ней газа. Газовые печки предпочтительнее для автотуристов в походе выходного дня, где масса не играет главную роль. В последнее время перспективным топливом стал отвержденный бензин, сочетающий в себе высокую калорийность и удобство при транспортировке.

Горелка для сухого спирта.

Для приготовления небольшого количества пищи или разогрева во время привала служит небольшая самодельная складывающаяся горелка. Расход сухого спирта на приготовление котелка супа из концентратов обычно ограничивается 60—80 г. Однако таблетки сухого спирта очень гигроскопичны и требуют тщательной влагонепроницаемой упаковки. Иначе его расход может увеличиться вдвое.

Туристские походные печки, примусы и горелки, кухонный аппарат для приготовления пищи и обогрева, конструкция печи для отвержденного бензина.

Простейший очаг с ветрозащитной стенкой.

При отсутствии горелки для сухого спирта очаг можно устроить с помощью камней. Применяя любое концентрированное топливо, надо вокруг очага сооружать ветрозащитные и жароотражательные стенки. Они способствуют сохранению тепла в зоне нагрева посуды.

Туристские походные печки, примусы и горелки, кухонный аппарат для приготовления пищи и обогрева, конструкция печи для отвержденного бензина.

Туристский походный примус с боковым расположением бачка.

Примус такого типа имеет механическое устройство для прочистки форсунки изнутри и не нуждается в примусных иголках. При рабочем положении примуса имеется свободный доступ к бензиновому бачку, и в случае необходимости его легко охладить.

При использовании кастрюли с широким дном пламя попадает на бачок и нагревает его, хотя и имеется специальный экран, в рабочем положении закрывающий бачок. Поэтому стойки для кастрюли нужно удлинить, сделать их выдвигающимися.

Туристские походные печки, примусы и горелки, кухонный аппарат для приготовления пищи и обогрева, конструкция печи для отвержденного бензина.

Используя такой примус, можно без особых хлопот вскипятить котелок воды за 15 минут. Одной заправки хватает на час горения. Топливом служит обычный автомобильный бензин. Туристской группе для приготовления пищи нужно иметь 2-3 таких примуса.

Туристский примус «Шмель».

Примус «Шмель» работает на чистых автомобильных и авиационных бензинах. Одна заправка (650 мл) обеспечивает непрерывное горение примуса в течение 3-5 часов. Трехлитровый чайник закипает в течение 18 минут. При температуре воздуха не ниже 18 градусов.

Для ускорения процесса приготовления пищи под одну кастрюлю целесообразно ставить одновременно два примуса. Кроме того, в целях уменьшения теплоотдачи на кастрюлю следует поставить защитный пояс из жаропрочного полотна.

Хозяйственный примус.

Хозяйственный примус применяется в том случае, когда у туристов нет примуса типа «Шмель». У хозяйственного примуса много недостатков. Главные из них — большая масса и большой расход топлива. Недостатками хозяйственного примуса также являются:

Необходимость периодической прочистки форсунки.
Некоторое неудобство при его эксплуатации.
Слабое крепление ножек к корпусу.

Туристские походные печки, примусы и горелки, кухонный аппарат для приготовления пищи и обогрева, конструкция печи для отвержденного бензина.

Для усиления крепления ножек к корпусу и увеличения их жесткости к ножкам примуса в их верхней и нижней частях рекомендуется приварить по металлическому треугольнику.

Высокогорная кухня, самостоятельное изготовление из примуса и кастрюль.

Несложную в изготовлении высокогорную кухню можно сделать на базе туристского примуса с боковым расположением бачка. Огонь в примусе не гаснет при любом ветре, а горючее расходуется более экономно. Вода в такой кухне закипает в два раза быстрее обычного. Для изготовления кухни, кроме примуса, нужны еще алюминиевые кастрюли емкостью 3,5, 2,5, 1,9 литра.

Примус разбирается. В чашке для бензина просверливают центральное отверстие так, чтобы конусная стойка горелки входила в отверстие на 2-3 мм. В кастрюле емкостью 3,5 литра сверлят решетку из нескольких рядов отверстий диаметром 5-6 мм. Ряды отверстий чуть длиннее и выше бачка примуса. Нижний ряд отверстий должен находиться на уровне дна кастрюли.

В центр кастрюли приклепывают чашку для бензина. Из полосок нержавеющей стали толщиной 1 мм и шириной 10 мм делают треногу высотой 80 мм. Нижние планки ее должны плотно охватывать чашку для бензина. Вся тренога вписывается в окружность такого диаметра, как и дно 1,9 литровой кастрюли. У всех кастрюль снимают ручки, а к кастрюлям емкостью в 2,5 и 1,9 литра прикрепляют дужки из проволоки как у обычных котелков. Крышку используют только одну — от 2,5 литровой кастрюли.

При сборке бачок с горелкой вставляют внутрь треноги, располагаемой на дне кастрюли с решеткой. Стойка горелки при этом входит в отверстие в чашке, а бачок находится рядом с решеткой. Регулировочная ручка через отверстие, просверленное в этой же кастрюле, выходит наружу.

Для транспортировки вся конструкция разбирается. Оба котелка и корпус кухни вкладываются друг в друга. В меньший котелок убирают стойку, примус, регулировочную ручку, спички в герметичной упаковке. Сверху все закрывается крышкой. Габариты кухни — 210х120 мм. Масса с бензином — 1300 г.

Чтобы не чувствовалось запаха бензина, примус рекомендуется заправлять перед его использованием. Для более надежной работы примуса рекомендуется заменить заводскую резиновую шайбу сальника самодельной, выточенной из пластмассы. Это значительно облегчит регулировку пламени в горелке.

Кухонный аппарат конструкции Ф. Нансена для приготовления пищи и обогрева.

Примусы, как правило, используются в лыжных и горных походах, где приходится для приготовления пищи добывать воду из снега или льда. В этих условиях важна полная утилизация тепла. Удачную конструкцию примусной посуды создал Ф. Нансен в 1895 году во время путешествия к Северному полюсу. Его кухонный аппарат немного увеличивал коэффициент полезного действия примуса.

Туристские походные печки, примусы и горелки, кухонный аппарат для приготовления пищи и обогрева, конструкция печи для отвержденного бензина.

Нансен одновременно обогревал палатку и готовил пищу. За 120 дней похода он, имея горячую пищу и воду в изобилии, на двоих сжег всего 20 литров керосина (у них был керосиновый примус), то есть меньше 170 см3 в день.

Для более полного использования тепла на примусе располагалось три емкости. В центральной готовилась пища, а в верхней и боковой топился лед. Топочные газы, многократно изменяя направление, многократно омывали днище и боковые стенки всех емкостей. Наружу они выходили практически холодными, но содержали много водяных паров, которые конденсировались на стенках палатки и спальных мешках. Это было существенным недостатком агрегата.

Естественно, что подобную конструкцию кухонного агрегата можно с успехом использовать в наше время для приготовления пищи на примусе или газовой горелке. Кое-что можно легко усовершенствовать. Например, сделать трубку для отвода топочных газов и паров за пределы палатки.

Печь для отвержденного бензина конструкции Б. Огородникова, использование печки для приготовления пищи, таяния льда и обогрева.

Используя идею Ф. Нансена, мастер спорта Б. Огородников предлагает вариант подобного аппарата, разработанного специально для сжигания отвержденного бензина и хорошо зарекомендовавшего себя в сложных лыжных экспедициях в Заполярье.

Отвержденный бензин сжигается на колосниковой решетке, смещенной относительно центра агрегата. Пламя и топочные газы проходят под всем днищем кастрюли и выходят через отверстие в крышке в трубу. Благодаря этому влага в палатке не конденсируется, что существенно уменьшает ее обледенение. Одновременно обогревается внешний бак, в который закладывается лед или снег.

Туристские походные печки, примусы и горелки, кухонный аппарат для приготовления пищи и обогрева, конструкция печи для отвержденного бензина.

К тому времени, когда поспевает первое блюдо, готовы два внешних бака воды, которых достаточно для приготовления чая или кофе. Эту воду сливают во вторую кастрюлю и устанавливают на место первой. Внешний бак снимают, а на его место монтируют тонкие кольца, через которые происходит отдача тепла в палатку. Дополнительная утилизация тепла происходит в трубе.

В таком виде, но без кастрюли, агрегат можно использовать для отопления. В этом случае теплоотдача идет от всей поверхности крышки. Агрегат имеет задвижку для регулирования высоты пламени. Для транспортировки две кастрюли вставляют одна в другую и вместе со всеми остальными элементами агрегата складывают во внешний бак.

Основные размеры отдельных элементов печи для отвержденного бензина следующие:

Вместимость кастрюли — 9 и 7 литров при соответствующих диаметрах 26 и 24 см.
Бак для таяния льда имеет внешний диаметр 40 см, внутренний — 34 см.
Высота бака 17 см.
Материал — желательно нержавеющая сталь толщиной 0,2—0,3 мм.

Технические показатели этой печки для отвержденного бензина следующие. Для кипячения 14 литров (8 и 6 литров в двух кастрюлях) воды из льда необходимо 600 грамм отвержденного бензина. Продолжительность кипячения 100 минут.

По материалам книги Самодельное туристическое снаряжение.
Лукоянов П.И.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 66 | 0,149 сек. | 13.5 МБ