GMDSS была разработана Международной морской организацией (IMO) при поддержке Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) для повышения надежности передачи сигналов бедствия в море современными радиосредствами.
Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности GMDSS, Global Maritime Distress and Safety System.
Ключевые особенности GMDSS по сравнению с предшествующей системой организации спасения в море Search And Rescue, SAR :
Центр спасательных операций смещается с находящихся поблизости судов, ограниченных дальностью действия средневолновой связи порядка 150-200 морских миль, на береговые морские спасательные координационные центры (Maritime Rescue Co-ordination Centre, MRCC). Введение спутниковых средств связи резко повышает вероятность успешной отправки и получения сигналов бедствия. Особенно для судов, удаленных от оживленных торговых путей.
Автоматизация передачи и получения сигналовбедствия, что повышает надежность их отправки и позволяет избежать постоянной вахты радиооператора на каналах бедствия (Distress Channels, 2182 kHz на средних волнах, 16 канал в УКВ диапазоне).
Суть системы GMDSS состоит в том, что береговые спасательные службы, также как и суда в непосредственной близости от терпящего бедствие судна, где бы оно ни находилось, автоматически и очень быстро получают нужную информацию. Это позволяет без задержек проводить эффективные спасательные операции.
Кроме передачи сигналов бедствия (Distress), GMDSS также используется для передачи срочных сообщений (Urgency) о необходимости ремонта или оказаниямедицинской помощи, сообщений по безопасности мореплавания (Safety), предупреждающих о навигационных опасностях и приближении штормов, и прогнозов погоды.
С 1-го февраля 1999 года все грузовые суда с валовой вместимостью более 300 тонн или пассажирские суда, перевозящие более 12 пассажиров, осуществляющие международные перевозки, должны полностью удовлетворять требованиям положений GMDSS.
Хотя эти требования и не распространяются на яхты и маломерные суда, подумайте, лишним ли будет в море знание того, как вас в случае каких-то неприятностей могут спасти и какое для этого существует оборудование?
Функции и радиооборудование GMDSS.
При разработке глобальной системы подачи сигналов бедствия GMDSS, IMO в первую очередь определила функции, которые должно выполнять судовое радиооборудование :
1. Подачасигнала бедствия с судна на берег. Причем должна быть обеспечена возможность передачи такого сигнала минимум двумя независимыми способами, через разные системы в разных диапазонах радиоволн.
2. Прием сигналов бедствия с берега на борт судна.
3. Прием сигнала бедствия с другого судна.
4. Получение и отправка сообщений руководителем спасательной операции непосредственно на месте операции от берегового координационного центра с целью взаимодействия со всеми участвующими в поиске и спасении морскими и воздушными судами.
5. Получение и отправка сообщений от руководителя операции непосредственно на месте проведенияспасательной операции судами, непосредственно участвующими в операции.
6. Передача сигналов о местоположении других судов, главным образом при помощи радара.
7. Передача и получение сообщений по безопасности мореплавания (навигационные опасности и прогнозы погоды).
8. Передача и прием сообщений общего назначения от береговых станций и публичных информационных сетей.
9. Передача и прием сообщений мостик-мостик (Bridge-to-Bridge), используемых в основном при заходе в порт или при пилотаже.
Радиоволны разных частот распространяются по-разному, и от способа распространения зависит дальность действия того или иного прибора. Поэтому еще одним существенным отличием новой системы от прежней является комплектация судов радиооборудованием не в зависимости от размера судна, а в зависимости от его удаления от береговых станций или, в терминах IMO, от морского района плавания.
Морские районы плавания GMDSS.
Внимательный анализ имеющихся технических систем и устройств связи привел создателей GMDSS к естественному определению районов плавания :
GMDSS Area А1 морской район плавания ГМССБ А1, охватывающий зону действия береговых УКВ радиостанций. Около 20 30 миль от станции.
GMDSS Area А2 район плавания А2, охватывающий зону действия береговых средневолновых станций и не включающий район А1, 100 150 миль от станции.
GMDSS Area АЗ район плавания АЗ, охватывающий зону действия спутников Inmarsat и не включающий районы А1 и А2. Поверхность Земли за исключением приполярных областей, начинающихся с 70 градусов северной и южной широты.
GMDSS Area А4 район плавания А4 вся оставшаяся часть земной поверхности, не охваченная районами А1, А2 и АЗ. Это приполярные области, где отсутствуют УКВ или средневолновые береговые станции.
Морские районы Великобритании и северо-западной части Европы.
Страны-члены IMO, принявшие конвенцию SOLAS/GMDSS, обязаны не только комплектовать свои сударадиооборудованием, соответствующим району плавания, но и, при возможном сотрудничестве с соседними странами, обеспечивать береговую инфраструктуру.
Важно понимать, что район плавания начинается не от береговой линии, а от соответствующейбереговой радиостанции. Так, например, в Австралии нет районов А1 и А2, весь континент является районом АЗ. На побережье просто нет достаточного количества УКВ и СВ радиостанций.
По материалам книги Яхтенный капитан. Учебно-практическое пособие для владельцев парусных и моторных яхт.
Ватрунин В.