В экстренных ситуациях, при авариях и стихийных бедствиях, как только вы покинули зону непосредственной опасности, необходимо найти себе убежище, где можно посидеть и подумать.
Как вести себя в экстренных ситуациях, при авариях и стихийных бедствиях.
Посмотрите, что вас окружает. Любое место в мире имеет свою природу, ритм и устроение. Уясните для себя, какова окружающая вас среда. Оцените свое физическое состояние: есть ли ранения, нужна ли дополнительная одежда, пропитание, вода? Подумайте о дополнительном снаряжении, которое вам может быть доступно: есть ли в обломках что-то, что может вам пригодиться, и в каком это состоянии?
Не спешите, спешка может привести к потере ориентировки, кроме того, вы можете забыть или потерять что-нибудь из вашего снаряжения. Помните, что гораздо проще точно и правильно оценить ситуацию в светлое время суток, чем в темное.
Стандартная процедура, выполняемая в случае аварии самолета :
Не покидать место катастрофы сразу же, несмотря на опасность.
Немедленно оказать первую помощь нуждающимся в ней.
Отделить живых от погибших.
Спасти из обломков все, что можно спасти снаряжение, припасы, одежду, воду.
Составить примерное представление о географическом месте катастрофы.
Не двигаться ночью без крайней необходимости.
и опасности и в конечном итоге остаться в живых. При составлении плана выживания помните, что если вы попали в авиакатастрофу или кораблекрушение, ваше географическое положение почти наверняка было передано в эфир непосредственно перед катастрофой. Таким образом, спасательным службам примерно известно, где искать выживших.
Скорее всего, спасатели сразу же или почти сразу приступят к поискам. Но вам все же необходимо принять некоторые решения. Нельзя просто сидеть и пассивно ожидать спасения в проблеме выживания уповайте только на себя, а не на других людей. Для многих принятие решения является большой проблемой, но это единственный путь взять ситуацию под контроль. Демонстрируемые вами спокойствие и уверенность в себе помогут обрести эти чувства и вашим товарищам по несчастью, что сделает составление плана более легким люди всегда идут за лидером.
Оценка ситуации наиболее важный фактор при составлении плана выживания в экстренных ситуациях. Вы должны быть насколько возможно объективны и взвешивать все положительные и отрицательные аспекты ситуации, в которой оказались. К примеру, вы оказались в Арктике, в условиях низких температур, что представляет собой главную угрозу, но при этом вы не будете испытывать недостатка воды ее в избытке в виде снега и льда. В тропиках же у вас будет множество источников пропитания, но главными вашими врагами будут жара и влажность.
Основными приоритетами в пиковой ситуации являются: убежище, огонь и вода. Если у вас есть доступ к воде и топливу для костра (дереву), значит, у вас есть доступ и к материалу для строительства убежища. При наличии всех трех приоритетных факторов вы обживетесь в том месте, куда вас забросили обстоятельства, в кратчайшие сроки. Еще раз отметим, что крайне важно хорошо обдумать все аспекты ситуации, в которой вы оказались.
К примеру, если вы попали в авиационную катастрофу, то могли бы набрать среди обломков самолета материал для строительства убежища, предварительно убедившись, что не существует риска взрывов или возникновения пожара. Пенополиуретановый наполнитель самолетных кресел годится для растопки или в качестве утеплителя, например, для ног. Аккумуляторные батареи самолета можно использовать для разжигания костра. Шины самолетных колес могут служить для разведения прекрасного сигнального костра черный густой дым от горящей резины заметен на много километров. Но если после катастрофы вы покинете обломки, то лишитесь всех этих полезных вещей и материалов.
Трогаться в путь или оставаться на месте является трудным решением для попавших в беду. Выше перечислены серьезные аргументы в пользу того, чтобы оставаться на месте. Во-первых, предупрежденные о катастрофе по радио поисково-спасательные группы будут знать, где вас искать. Во-вторых, двигаясь, вы станете сжигать слишком много калорий, подвергаться воздействию новых внешних факторов, зачастую враждебных, будете не в состоянии наладить эффективную систему подачи сигналов ваша уверенность в себе будет подвергнута серьезному испытанию, если вы увидите спасательный самолет, но не сможете ему просигналить и наконец, вы рискуете буквально загнать себя до смерти.
Но, если по каким-либо причинам вы решили все же тронуться в путь, ваш план спасения должен включать в себя следующие пункты :
Направление вашего движения.
Способ держаться выбранного направления.
График движения на каждый день.
Способ подачи сигналов.
Помните, что вы должны в конце каждого дня оставить себе достаточно времени для того, чтобы разбить лагерь и подготовить сигнальные средства на случай пролета над вами спасательного самолета. Если же вы решили оставаться на месте, ваш план спасения должен включать в себя следующие пункты:
Разработка системы подачи сигналов.
Расположение и структуру вашего лагеря.
Поиск ближайшего источникаводы.
Определение вашего пищевого рациона.
В экстренных ситуациях исключительно важно с самого начала разработать систему подачи сигналов, так как поисковый самолет может пролететь над вами в любое время и вам надо быть готовым к подаче сигналов в любой момент. Поэтому разбейте лагерь в непосредственной близости от сигнальной системы. Для поддержания жизни и последующего возвращения к цивилизации вам понадобятся также навыки в области медицины.
По материалам книги Учебник выживания в экстремальных ситуациях.
Питер Дарман.