Планирование и организация пеших переходов и передвижения по местности в походе.

Основной спецификой поисковых экспедиций любой направленности является наличие стационарного лагеря, расположенного, как правило, невдалеке от места работ. Поэтому на первый взгляд может показаться, что для поисковиков, в отличие от классических туристов, вопросы организации пеших переходов и передвижения по местности имеют второстепенное значение. 

Планирование и организация пеших переходов и передвижения по местности в походе.

Это верно лишь отчасти в том случае, когда экспедиция работает на уже определенном и обустроенном месте. Характер работ жестко привязывает их именно к данной точке. Например при археологических раскопках, а задача ее достижения решается с применением транспортных средств. Но в жизни не всегда все складывается так благополучно. Потому как интересующее место сперва надо найти, и при этом поисковая разведка может намотать на свои ноги не один десяток переходов в самых разных условиях.

А поскольку у самодеятельных групп, не имеющих богатого спонсора, как правило, проблемы с транспортом, то и основному составу для того, чтобы достичь района предстоящих работ, часто приходится совершать довольно длительные пешие переходы. Причем с грузом, оборудование ведь в таком случае тоже нужно нести на себе. Кроме того, уже в процессе работ может возникнуть необходимость отправить разведку на новое место. Например, чтобы проверить полученную от местного населения информацию.

.

Перед выходом на маршрут, в особенности на длительный, каждому участнику необходимо тщательнейшим образом подогнать снаряжение, убедиться в его надежности и работоспособности. Даже если вы холили и лелеяли его весь межсезонный период не поленитесь проверить лишний раз. Необходимый мелкий ремонт лучше произвести заранее в спокойной обстановке, чем потом гнать лошадей на коротком привале.

Тем не менее наличие на маршруте хотя бы одного ремонтного набора на группу обязательно. Мало ли что может случиться. Особое внимание следует уделять правильности укладки рюкзака, подгонки его подвесной системы, а также удобствуобуви. Если ботинки сжимают ногу подобно испанскому сапогу или, напротив, сидят слишком свободно, рюкзак свисает до самого мягкого места, а в спину упирается лезвие саперной лопаты, можете поверить на слово, далеко вы не уйдете.

Организация пеших переходов.

После начала движения первый привал продолжительностью 5-10 минут целесообразно делать примерно через полчаса. Во время этого привала участники устраняют выявленные недостатки в подгонке снаряжения. Последующий ритм движения задается в зависимости от целей и задач маршрута, наличия времени и степени подготовленности группы. Туристы обычно практикуют 5-10 минутные остановки через 30-50 минут движения. В военной разведке при движении по среднепересеченной местности привалы продолжительностью 10 минут назначаются через каждые 1,5-2 часа. При преодолении склона крутизной 15-25 градусов через 50 минут, а на более крутых склонах и чаще.

Привалы предназначены для короткого отдыха, отправления естественных надобностей, уточнения местонахождения, определения порядка дальнейшего движения, ухода за одеждой, обувью и снаряжением, при необходимости для корректировки маршрута. Привалами не следует пренебрегать, даже если в данный момент вы все бодры, веселы и чувствуете в себе силы пройти еще сотню другую километров без остановки.

Практика экстремальных походов на относительно короткое расстояние в 30-50 километров показывает, что группа, резко вырывающаяся вперед на старте, к середине маршрута практически полностью сдыхает. На финиш приходит в числе последних и, мягко говоря, не в самом работоспособном состоянии. А быстрее всех проходит маршрут та группа, командир которой на маршруте грамотно сочетает периоды интенсивного движения и отдыха.

И уж тем более недопустимо в угоду скорости отказываться от длительного привала для приема пищи. Конечно, если целью вашего перехода не является, например, уход от надвигающегося лесного пожара. Средняя скорость движения пешехода по равнинному участку местности с твердым грунтом составляет без груза 4-5 км/ч, с грузом 3-4 км/ч. При движении по лесному району без дорог, с густой речной сетью и наличием заболоченностей, с учетом времени на поиск бродов, наведение переправ и разведку пути она будет без груза 2-2,5 км/ч, с грузом 1,5-2 км/ч.

Зимой скорость передвижения без специальных средств (лыж, снегоступов) резко снижается из за снежного покрова. При движении по сильнопересеченной местности следует учитывать снижение скорости в зависимости от крутизны преодолеваемого склона. Можно заметить, что на склоне крутизной больше, чем примерно 25 градусов, скорость подъема превышает скорость спуска. Связано это в основном с тем, что в этом случае на спуске резко увеличивается нагрузка на икроножные мышцы и наступает быстрое утомление ног.

Есть и еще ряд причин, по которым спуск в горах практически всегда сложнее и опаснее подъема, но их рассмотрение выходит за рамки данного материала. Интересующиеся могут подробно ознакомиться с ними в книге Е.А. Плешанова Я + Природа или специальной литературе по альпинизму. Двигаться на марше следует в привычной манере, не напрягаясь излишне без крайней на то необходимости. Дыхание должно быть равномерным и ритмичным, вдохи и выдохи глубокими, полными. Величину нагрузки можно приближенно контролировать по частоте сердцебиения.

Нормальный нагрузочный пульс не должен превышать значения, равного 180 ударов в минуту минус ваш возраст. Для определения максимально допустимого нагрузочного пульса возраст следует вычитать из 220. Изменять ритм движения желательно плавно, постепенно набирая скорость в начале перехода и сбрасывая ее ближе к привалу. В пути вредно петь и нежелательно много разговаривать, особенно если идешь уже уставший, это сбивает дыхание и еще больше увеличивает утомляемость. О курении на марше я здесь галантно промолчу, наличную силу своих легких пусть каждый курильщик определяет для себя сам.

Выходить на маршрут летом желательно по возможности раньше, чтобы успеть преодолеть максимальное расстояние до наступления астрономического полдня момента наибольшей высоты Солнца над горизонтом. Известный русский и советский писатель и исследователь Дальнего Востока Владимир Клавдиевич Арсеньев обычно начинал маршрут в 7 часов утра, с 12 до 13 делал большой привал, в 16-17 часов останавливался на ночлег. При этом ему удавалось за день проходить до 25-30 километров. Но на сложных многодневных маршрутах он не рекомендовал делать больших переходов в первые дни, организм человека должен постепенно адаптироваться к новому нагрузочному режиму.

Если ваша экспедиция работает в степном районе, то лучше выходить на маршрут даже в 4-5 часов утра, а дневных переходов под палящим светилом по возможности избегать. В пустыне двигаться днем просто опасно. Все переходы осуществляются только ночью. Движение обычно осуществляется колонной. Направляющим и замыкающим ставятся наиболее сильные и подготовленные участники.

Задавая темп, командир и направляющий должны ориентироваться на возможности менее подготовленных и тех, кто несет наиболее тяжелый груз. Если при этом в группе находятся прыткие, которым темп движения кажется чересчур медленным, то, если позволяют обстоятельства, их следует отправить вперед, пусть разведывают дорогу или готовят место для прихода основного состава.

По материалам книги Справочник сталкера. Азбука выживания.
Вадим Чернобров.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,157 сек. | 14.48 МБ