Особенности передвижения и организации быта в пустынях в аварийной или экстремальной ситуации.

Экстремальные ситуации в пустынях авария транспортного средства, мотоцикла или автомобиля, аварийная или вынужденная посадка вертолета, самолета, воздушного шара, группа туристов, геологов, нефтяников заблудилась среди барханов или на большом такыре (солончаке) и потеряла направление. 

Особенности передвижения и организации быта в пустынях в аварийной или экстремальной ситуации.

В самом начале каждая из перечисленных ситуаций экстремальной может и не являться. Скорее, она аварийная с элементами катастрофической. Но последующее развитие событий может привести к ситуации экстремальной.

Факторы, приводящие аварийную ситуацию к экстремальной.

Травмы людей во время аварии и невозможность оказать квалифицированную помощь. Нет человека, умеющего эту помощь оказать, или отсутствие необходимых медикаментов.
Невозможность транспортировки пострадавших.
Отсутствие средств ориентирования и неумениеориентироваться без карты и компаса в незнакомой местности.
Сложные погодные условия: песчаная буря или мороз и ветер зимой в пустынях умеренного пояса.
Отсутствие источника воды, незнание, где и как ее искать, нет запаса воды или он сильно ограничен.
Отсутствие единого руководителя (лидера), что влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций и принятие неправильных решений о дальнейших действиях.

Поэтому при аварии или катастрофе транспортного средства категорически нельзя уходить от места аварии. Связано это с тем, что.

Возле даже разрушенного транспортного средства (если оно не взорвалось) всегда легче укрыться от непогоды, сильной жары и хищных зверей.
Транспортное средство легче увидеть спасателям (как с воздуха, так и с земли). Так как вас обязательно будут искать.
В транспортном средстве всегда есть аптечка, некоторый запас воды и пищи, необходимые инструменты.

Практика показала, что все потерпевшие аварию в пустынях погибали от жажды из-за того, что уходили от транспортного средства в неизвестном для спасателей направлении. Но если все же принято решение выходить к людям самостоятельно, то необходимо помнить следующее.

1. Дороги в пустынях. Это сложное переплетение широких и узких троп и тропинок, веками протоптанных караванами кочевников. Тропы эти иногда теряются среди барханов, постоянно дующие ветры заметают их песком, но все же они хорошо видны с самолета и даже угадываются с высокого бархана. С земли их можно обнаружить и по верблюжьему помету, который скапливается в понижениях между песчаными барханами. Другое дело такыры и солончаки. Здесь любая колея или верблюжья тропа сохраняется несколько лет. Но каждый водитель автомашины, в отличие от лошади или верблюда, выбирает свою дорогу. И поэтому такие дороги представляют хитроумное переплетение следов. Бывает, что ширина такой дороги может достигать до 2 км.

2. И в пустынях Северной Африки, и в пустынях Азии места соединения дорог обозначаются какими-либо знаками. В Алжирской Сахаре это деревянные столбы с указанием расстояний от одного оазиса до другого. В азиатских пустынях это воткнутые в песок или такыр крупные стволы саксаула или песчаной акации с повязанными на них яркими кусками материи. В каменистых пустынях, например в Гоби, это груды камней в виде пирамиды высотой в 2-3 метра с палкой в верхней части. Устраивают такие пирамиды на возвышенных участках пустыни, чтобы их можно было увидеть издалека.

3. Как правило, все тропы и дороги в пустыне соединяют между собой колодцы, оазисы, поселения пастухов. Однако расстояния между колодцами разные 25-65 км на больших караванных путях и до 150 км в сухих пустынях Африки, Азии и Южной Америки. Таких, как Руб-эль-Хали, Ливийская, Намиб, Такла-Макан, Атакама.

4. Переход по пустыне. В дневное время крайне затруднен из-за высокой температуры, приводящей к высоким физическим нагрузкам и следовательно, к обезвоживанию организма. Кроме того, высокая солнечная радиация создает угрозу быстрого перегрева организма и может привести к тепловому или солнечному удару. Поэтому движение по пустыне в летнее время лучше всего производить рано утром или поздно вечером. Выходить надо с утренней зарей и двигаться до 10 часов утра, затем отдыхать в импровизированном укрытии примерно до 6 часов вечера, пока не спадет дневная жара. При особой необходимости можно двигаться и ночью, ориентируясь по звездам.

Следует учесть, что принимать решение о переходе в поисках воды и населенного пункта (оазиса) можно лишь в том случае, когда.

Есть абсолютная уверенность в возможности такого перехода, хорошо продуман маршрут.
Имеется карта, компас и местность немного знакома.
Знакомы особенности ориентирования в пустынях.
Дневной переход не превышает 10-20 км, и это расстояние группа или один человек в состоянии пройти за 4-6 часов.
Запас воды составляет норму из расчета не менее 8 литров на человека в день.
Одежда, особенно головной убор и обувь, соответствует условиям.

Головной убор можно изготовить из белого куска материи. Например, майки или рубашки. Такой головной убор напоминает бедуинский бурнус. Глаза необходимо защитить темными очками или кусками материи с узкими прорезями. Рот и нос лучше всего завязать платком, а на ботинках или кроссовках соорудить бахилы из любой плотной ткани. Это необходимо, чтобы внутрь обуви не попадал песок. Никогда не пытаться загорать в пустыне, закатывать рукава рубашки, идти в шортах. Солнечная радиация настолько велика, что ожог кожи тела наступает уже через 10-20 минут.

При переходах по песчаным пустыням лучше всего придерживаться межбарханных понижений. Здесь более плотный песок и в случае необходимости легче добыть воду. Но ориентироваться в таких условиях достаточно сложно, так как нет возможности выдерживать нужное направление движения и совершенно нет ориентиров. Такое движение возможно только при наличии компаса. Одной из серьезных опасностей во время перехода по песчаной пустыне это возможность быть застигнутым песчаной бурей.

В различных пустынях она имеет свои названия, но наиболее знакомое для всех это самум. Предвестник песчаной бури в любой пустыне мира звенящая в ушах тишина. Ветра нет совсем, появляется ощущение невероятной духоты, нехватки кислорода. На горизонте возникает темное, почти черное, облако, которое быстро приближается и вскоре закрывает все небо. Внезапно возникает странный звенящий металлический звон. Это начало песчаной бури. Песок вдруг взвивается гигантским вращающимся столбом и начинает метаться по пустыне, поднимаясь на высоту нескольких километров.

Возникшие одновременно с этим порывы ветра достигают скорости 50-80 м/с. Раскаленный песок обжигает лицо, забивает рот, глаза, уши, проникает внутрь одежды, превращает стекла часов и очков в непрозрачную матовую поверхность. При малейшем намеке на приближение песчаной бури в пустынях нужно немедленно лечь с подветренной стороны любого укрытия или хотя бы понижения, положить рядом с собой флягу с водой и по возможности плотно закутаться с головой в какую-либо ткань или куртку. Рот и нос обязательно закрыть платком. Песчаные бури могут продолжаться и несколько суток, но чаще они кратковременны.

По глинистым и каменистым пустыням идти не менее сложно, чем по песчаным. И хотя местность достаточно ровная и просматривается иногда на большое расстояние, существует реальная возможность отклониться от намеченного маршрута из-за отсутствия четких ориентиров. Кроме того, движение по ровному, как стол, и твердому, как бетон, такыру отрицательно воздействует на ступни ног, а переход по соляной или солончаковой пустыне быстро приводит обувь в полную негодность из-за острых граней соляных корок, по которым приходится постоянно идти. Довольно часто в пустынях возникают миражи, что тоже является проблемой для обессиленных людей. Как же велика бывает горечь разочарования от того, что возникшие на горизонте озеро, город, пальмы оказались лишь призраком и растаяли так же быстро, как и появились.

Основные опасности для жизни и здоровья в пустынях.

Самое основное, с чем сталкивается человек, попавший в пустыню, это.

1. Воздействие высоких температур, что приводит к :
ожогу кожи (при нахождении на солнце без одежды даже в течение нескольких минут).
солнечному удару.
тепловому удару.
обезвоживанию организма или дегидратационному изнурению.
солевому изнурению.

2. Желудочно-кишечные расстройства из-за употребления сырой воды, взятой из подозрительных источников, и плохо проваренных продуктов.
3. Возможность инфекционных заболеваний (тиф, паратиф, гепатит). Также связанных с употреблением воды из непроточных водоемов и плохо прокипяченной.
4. Резкое снижение зрения при нахождении длительное время на солнце без защитных очков или самодельных приспособлений. Возникает явление, схожее со снежной слепотой в горах.

5. Укусы ядовитых животных.
6. Психические расстройства, связанные  с:
полной потерей ориентировки.
паническим состоянием из-за невозможности принять правильное решение.
найти выход из создавшейся ситуации.
невозможностью разрешить конфликтную ситуацию.
гибелью товарищей во время аварии транспортного средства или во время перехода по пустыне.

По материалам книги Энциклопедия выживания.
Черныш И. В.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,141 сек. | 13.35 МБ