Тот, кто охотился на крупного, «мясного» зверя, и когда таскал на себе добычу, наверняка не раз вспоминал охотничьи нарты, волокуши, тобогганы. Эти народные приспособления для перевозки тяжестей. Зачастую к тому месту, где добыт зверь, нет дороги для автомобиля. Тем более это характерно для северной или сибирской тайги, где и вообще-то их практически нет.
Охотничьи нарты, волокуши, тобогганы, народные приспособления для перевозки грузов и тяжестей в полевых условиях, устройство и конструкция.
Волокуши охотники использовали наверняка со времен каменного века. До недавнего времени сохранялись и использовались на охоте такие примитивные приспособления для перетаскивания зимой грузов или добычи, как сюрка у якутов и кысноп у коми. И то и другое – это шкура какого-либо животного, в которую заворачивают груз и тащат по лыжне. Естественно, так, чтобы волос располагался по ходу движения. На подъемах не сдавал назад, а под горку свободно скользил.
Охотники коми используют шкуру собаки или теленка, сшитую в виде конусообразного мешка, открытого с задней стороны. Через это отверстие и закладывается в кысноп груз. Тащат его за потяг с лямкой, и охотнику нередко помогает лайка. Якуты для той же цели использовали шкуру лошади, лося. Наверняка, сейчас таких волокуш и не отыщешь. Появились снегоходы да вертолеты. Кстати, «гибридом» такой волокуши и саней стал тобогган североамериканских индейцев – каркас из деревянных планок, обтянутый берестой или шкурой зверя.
Тобогган (с рисунка Э. Сетона-Томпсона из книги «Рольф в лесах»).
Почему-то считается, что передний загиб волокуши и полозьев нарт, а также и лыж должен быть крутым. Вроде бы легче преодолевать глубокий снег. Это заблуждение, и все обстоит как раз наоборот. Дело в том, что лыжа или волокуша, имея даже очень слабый загиб, при малейшем движении вперед начинают как бы «всплывать» в снегу и движутся без особых усилий владельца. Напротив, перед слишком крутым загибом снег начинает уплотняться в ненужную и препятствующую движению груду. Даже, если снег сухой. Хотя такой крутой загиб сделан у тобоггана.
Охотничьи нарты для перевозки грузов.
Однако и сегодня не обойдешься без приспособлений, облегчающих охотнику транспортировку грузов в тайге. Ведь порой и снегоход не везде пройдет. Обычные нарты как средство транспорта распространены по всей тундровой и таежной полосе и используются в оленьих и собачьих упряжках. Они известны, наверняка, всем. А вот об охотничьих, то есть таких, которые тянет сам охотник и только иногда ему помогает промысловая, а не ездовая собака, знают немногие. Да и распространены они гораздо реже, но по прежнему важны для охотника.
Охотничьи нарты везде примерно одной конструкции и отличаются разве что длиной (у коми до трех и более метров) или мелкими деталями – формой копыла, способом крепления его к полозу и так далее. Принцип один – чем «пересеченнее» местность, тем короче охотничьи нарты.
Многие детали этих охотничьих саней, способы их соединения между собой такие же, как и у обычных деревенских саней, дровней, но у последних они больше размером. Поскольку должны выдерживать значительные нагрузки. В тоже время санки для охотничьего обихода не так характерны, как небольшие охотничьи нарты.
Некоторые особенности конструкции.
— Материал на полозья – черемуха или береза, на копылы – береза, на вязки и баран – черемуха.
— Общая длина 2-2,5 метра, а шириной охотничьи нарты должны быть не более ширины лыжни, а если превышать, то не намного.
Полоз для большей прочности вытесывается с небольшим ребром по верхней части. Отверстие в полозе под каждый копыл делается сквозным, а снизу он расклинивается, чтобы сидел крепче. Средний копыл обязательно подвязывается сзади вязкой из сыромятного ремешка к полозу через отверстие в специальном, как бы сейчас сказали, приливе. Коми-охотники этого не делают.
Вообще все детали, требующие подвижного соединения между собой, связываются только сыромятными ремешками. Они очень надежны и «нечувствительны» к морозу. Чего не скажешь о синтетических ремнях или шнурках. Сквозь отверстия в верхних концах копылов пропускают по длинной тонкой жердочке. Называются они нащепами. С их помощью все копылы связаны с передним концом полоза. Нащеп в отверстии копыла закрепляется клинышком через специальное отверстие.
Вязки распаривают и, огибая ими противоположные копылы каждого полоза, накрепко соединяют их между собой. На вязках укладывают досочки настила и привязывают их к вязкам. Иногда вместо досочек укладывают длинные тонкие стволики ивы, березы, черёмухи. На рисунке сам настил не показан, чтобы лучше была видна конструкция нарты.
Охотничьи нарты шорских охотников.
Характерная особенность нарты – полное отсутствие каких-либо гвоздей, шурупов. Даже клея, тем более синтетики. Вся она должна как бы «дышать» и шевелиться, даже немного скручиваться на неровностях лыжни, иначе поломка неизбежна. Необходимую жесткость нарте придает груз, равномерно распределенный по всей ее длине и крепко увязанный.
Обязательная принадлежность такой нарты – оглобелька, которая выстругивается из тонкой сухой елки. Оглобелька не дает нарте догнать охотника на спуске и ударить ему под коленки. Тот, кто везет нарточку, всегда держит ее от себя на расстоянии, которое определено длиной оглобельки. Как тут не пожалеть полярных путешественников, которые тащат за собой на длинных веревочках, наверное, в общем-то неплохие и удобные в обращении волокуши с крышками. Кстати, теперь выпускают такие и для охотничьих целей.
Волокуши эти на ледяных торосах постоянно догоняют лыжника и бьют его по ногам. Мешают идти, отнимают и без того иссякающую энергию. Оглобелька же не только не дает волокуше болтаться на веревке, но и помогает охотнику, словно каек, увереннее держаться на самых крутых и опасных спусках. Если кто хотя бы раз видел, как умелый охотник управляется с тяжело нагруженной нартой, тот, конечно, понимает значение этой примитивной, но незаменимой детали.
Ну, а волокут охотничьи нарты, впрягшись в лямку, которая через потяг соединяет охотника с ней. Управляться в одиночку с таким транспортом довольно тяжело. Лучше всего это делать вдвоем, меняясь местами время от времени.
По материалам книги «Про тайгу и про охоту. Воспоминания, рекомендации, извлечения».
Дмитрий Житенев