Сущность движения по азимутам заключается в умении выдерживать с помощью компаса нужное направление и точно выходить к намеченному пункту. Этот способ незаменим при движении на незнакомой местности, в горах, в лесу, в пустыне, и особенно ночью и в других условиях ограниченной видимости.
Подготовка данных для движения по азимутам, выбор ориентиров и уточнение маршрутов, измерение дирекционного угла на карте и перевод его в магнитный азимут.
Особенно необходимы умения движения по азимутам в условиях боевых действий войск. По азимутам идут в разведку и возвращаются из нее. Выдерживается направление наступления, атаки. Совершаются марши войск на различной местности.
Как же подготавливаются данные для движения по азимутам и что они собой представляют? Подготовка по карте данных для движения по азимутам состоит в изучении и уточнении маршрута движения, выборе ориентиров вдоль него, особенно в местах поворота. В определении магнитных азимутов и расстояний по каждому участку пути — от одного ориентира до другого. И наконец, в оформлении этих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.
Выбор ориентиров и уточнение маршрутов для движения по азимутам.
Выбор ориентиров и уточнение маршрутов производится по карте. Количество ориентиров и выбор маршрута движения определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения.
Главное — выбрать маршрут, который бы обеспечивал быстрый выход к назначенному пункту (объекту). Поэтому желательно, чтобы он не имел излишних поворотов, проходил по участкам, наиболее удобным для движения, и по возможности обходил имеющиеся на местности препятствия.
Выбранные ориентиры соединяют прямыми линиями. Если они не пересекают линий координатной сетки на карте, необходимо их продолжить до пересечения, с тем, чтобы легче можно было определить дирекционные углы. После этого на карте для каждого участка маршрута определяют дирекционный угол. Затем вводя поправку направления, переводят его в магнитный азимут. Который и записывается на карте против соответствующего участка маршрута.
Измерение дирекционного угла на карте и перевод его в магнитный азимут.
Дирекционный угол замеряют по часовой стрелке с помощью транспортира или с помощью компаса. Делается это так. Положив карту с прочерченным маршрутом на стол, ориентируют ее как можно точнее по компасу с учетом поправки направления. Затем, не меняя ориентировки карты, прикладывают компас на первую линию маршрута так, чтобы направление Север — Юг совпало с прочерченным направлением маршрута. При этом Север должен быть направлен в сторону движения.
После того как стрелка успокоится, берут отсчет по лимбу компаса под ее северным концом. Вычтя полученное число из 360 градусов, получим магнитный азимут искомого направления. Таким же образом определяют последовательно магнитные азимуты всех остальных участков маршрута. Для нашего примера на первом участке магнитный азимут равен 360 — 340 = 20 градусов. А азимут второго участка будет 360 — 30 = 330 градусов.
Определив и записав магнитные азимуты, измеряют по карте длину каждого участка маршрута. При этом, если движение будет совершаться пешим порядком, метры переводят в пары шагов. Или подсчитывается время, необходимое для прохождения каждого участка. Например, при движении на лыжах.
Все эти данные оформляют на обрезе топографической карте. Если карты с собой в пути не будет, то обязательно составляют как можно более подробную схему маршрута или текстовую таблицу.
По материалам книги «Карта и компас — мои друзья».
Клименко А.И.