Известно, что существует множество отличных узлов для различных целей. Понимание морских узлов пригодится не только на океанском лайнере, но и на парусной яхте, катамаране и других небольших судах. Пешие туристы, часто отправляющиеся в длительные походы, также должны быть с ними знакомы.
Что такое морские узлы и для чего они нужны
Плетение морских узлов — искусство, восходящее к глубокой древности. Кроме моряков, его должен освоить каждый, так как этот навык может пригодиться в повседневных трудностях и задачах. например, все варианты штыков позволяют быстро закрепить веревку на устойчивой опоре.
Преимущества матросских узлов:
- связывание деталей одинакового размера;
- идеально подходят для преодоления внезапных толчков и нагрузок;
- не распадаются и не скользят даже после намокания.
Морской узел должен быть завязан очень прочно и надежно, но при этом он должен уметь быстро растягиваться.
Рекомендуется использовать веревки из натуральных материалов и нитей, но со временем они разрушаются.
Следует использовать веревки из натуральных волокон
История морских узлов
Люди начали завязывать узлы задолго до появления первого огня и уж точно до появления колеса. Они изготавливались из волокон, стеблей или сухожилий животных. С их помощью закрепляли орудия труда, ограничивали передвижение домашних животных, делали сети для ловли рыбы, изобретали первые лодки и хижины.
Сегодняшние морские узлы встречаются даже на древнеегипетских «кораблях мертвых» — погребальных моделях лодок возрастом более 5 лет.000 лет.
Археологам удалось обнаружить беседочные узлы в сохранившемся такелаже корабля фараона Хеопса и в одной из входных дверей в гробницу фараона Тутанхамона, так называемый выбленочный узел.
С развитием морского судоходства техника завязывания узлов стала еще более популярной. В то время уже были разработаны первые системы завязывания узлов для крепления корабельного такелажа.
Морские узлы очень прочны, поэтому их используют не только моряки, но и люди различных профессий. Узлы продолжают модифицироваться и совершенствоваться. Важную роль в этом сыграла популяризация туризма, особенно альпинизма.
Умение завязывать узлы может пригодиться альпинистам и скалолазам
Схемы основных морских узлов
В эпоху расцвета мореплавания было известно около 4 типов узлов.000 видов морских узлов. До наших дней дошло только 700 из них, остальные были безвозвратно утеряны.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных морских узлов, давайте определимся с некоторыми базовыми понятиями:
- Корневой конец — это крайний конец веревки, который закреплен неподвижно;
- Ходовой конец — незавязанный конец веревки, с которого начинаются все алгоритмы завязывания узлов;
- петля — двойная складка на кормовом или кормовом конце;
- штырь — петля из перекрещивающихся между собой концов веревки;
- Полуузел — концы одной или нескольких веревок, которые накладываются друг на друга;
- Обнос — часть веревки, обвивающаяся вокруг предмета или объекта, концы которой не пересекаются;
- стропа — веревка обвивается вокруг предмета или другой веревки, при этом концы направлены в противоположные стороны.
Классифицировать и различать узлы по их назначению или по материалу, из которого они изготовлены:
- Стопорные узлы, имеющие утолщение на конце, соединяющее коренной и подвижный концы. В частности, они помогают закрепить спасательный трос на топе мачты, чтобы он не соскальзывал.
- Страховочные узлы, которые фиксируют веревку с проскочившим концом к другой веревке или предмету. Например, для крепления флага или швартовки в специализированных портах.
- Вязальные узлы, связывающие между собой веревки разного сечения. Например, используются при остановке для вытаскивания на берег, если длины троса, которым лодка привязана к якорной стоянке, недостаточно.
Существуют и другие разновидности: декоративные и специальные узлы. Известны также самозатягивающиеся узлы, усиливающиеся при нагрузке, и несамозатягивающиеся узлы, сохраняющие свою первоначальную форму.
Прямой узел
Это один из самых старых способов соединения тросов или веревок одинакового сечения. Также известен как «геркулесовский» или «женский» узел. Очень популярный вариант плетения, но совсем не надежный: при сильном натяжении или намокании он начинает скользить, распадаться и распутываться.
Иногда в петли вставляют деревянный вкладыш, чтобы предотвратить их распутывание. Однако прямой узел не следует применять в альпинизме, треккинге и других опасных видах деятельности. Завязать прямой узел несложно, но его можно использовать только в тех случаях, когда веревка подвергается небольшим нагрузкам
Для завязывания узла этим способом берут две веревки и перекрещивают их таким образом, чтобы получился полуузел. Затем снова перекрестите их и затяните оба конца. Кроме того, его можно укрепить различными полуузлами.
Узел скручивания
Свое название это плетение получило благодаря тому, что его часто используют для связывания между собой концов веревок-подтяжек паруса. Кроме того, он практикуется для привязывания такелажа для переноски чехлов лодок, компасов и т.п., когда необходимо, чтобы крепление было надежным, но просто натянутым.
Принцип работы рифового узла аналогичен принципу работы прямого узла. Возьмитесь руками за оба конца веревки и завяжите первый полуузел. Затем начинайте завязывать второй конец, одновременно удваивая конец, идущий к петле, дважды. Другой конец, остающийся прямым, должен выходить на ту же сторону, что и нижний конец.
Двойной прямой узел
Подобный метод применяется при необходимости соединения кабелей, которые должны быть туго натянуты.
Для формирования плоского узла необходимо дважды обернуть конец одной веревки вокруг другой, затем сложить концы друг к другу и повторить предыдущий шаг.
Затем плетение затягивается, и концы соединяются с веревкой из растительного материала в одну или две пряди. Двойной прямой узел гораздо прочнее одинарного.
Плоский узел
Применяется для соединения веревок различного сечения. Этим же способом можно завязывать и канаты аналогичной толщины, часто в тех случаях, когда соединение должно выдерживать большую силу тяги или намокать. Для облегчения тренировок веревки обычно кладут на горизонтальную поверхность:
- Петлю в канате следует формировать, продевая короткий конец каната под коренной конец.
- Второй канат сначала следует проложить под первым, затем над первым, и, наконец, второй канат следует проложить под концом первого.
- Конец второго узла продевается через петлю и пропускается под ней.
- В результате для закрепления узла необходимо потянуть за оба конца корня.
Плоский узел используется для соединения веревок разных размеров и диаметров Кроме того, плетение может быть усилено одинарной или двойной прядью веревки из растительного материала.
Одинарный штык
Такое плетение используется при необходимости привязать канаты к швартовным линиям или при буксировке. Он незаменим при закреплении судна, поэтому считается чрезвычайно важным морским узлом без затяжки. Способна выдерживать огромную нагрузку в несколько тонн. Однако это плетение несложно растянуть.
Для завязывания этого морского узла необходимо следующее:
- Сделать петлю вокруг точки опоры.
- Пропустите веревку через образовавшуюся петлю, независимо от того, над или под веревкой пропущен свободный конец. Важно только, чтобы узел всегда был завязан с одной и той же стороны.
- Затем делается петля вокруг веревки, и свободный конец пропускается обратно через образовавшуюся петлю.
- Для этого необходимо закрепить конец одинарной или двойной веревкой из растительного материала.
Если требуется максимальная надежность, штык может быть дополнен контрольным узлом.
Штык с флагом
Это плетение похоже на стандартный штык, но отличается наличием дополнительного флажка вокруг якоря. Благодаря своей надежности часто используется для швартовки на длительных якорных стоянках. Для плетения этого штыка необходимо 2 раза перевернуть якорь на конце ходового каната, затем коренную часть обвязать полуштыками и закрепить одинарным или двойным канатом.
Штык с восходящим потоком
Этот узел используется для привязывания канатов к кольцам или кронштейнам, тросов к вспомогательным якорным кронштейнам, а также для крепления страховочных сеток к грузовым люкам.
Для его выполнения необходимо:
- Пропустить конец веревки через кольцо якоря или обернуть его вокруг опоры.
- Затем необходимо сделать петлю с навитым концом вокруг основного каната и пропустить его через якорное кольцо.
- Затем с этого же конца формируется петля вокруг основного каната.
В результате подвижный конец обвязывается у коренного конца веревкой в одну или две пряди.
Рыбацкий штык
Другое название штыка — якорный штык. Это хорошо известный и чрезвычайно прочный узел, используемый для крепления канатов и других целей. Он аналогичен обычному штыку со шлагом:
- Конец веревки продевается в кольцо 2 раза, вторая петля остается свободной.
- Конец веревки нужно надеть на конец корня и заправить под свободную петлю, чтобы можно было завязать первый полуштык.
- Продолжить обмотку коренного конца и сделать вторую половину штыка.
Концы затягиваются веревкой с одинарной или двойной прядью.
Вязка тросов штыками
Существует несколько способов завязывания этого узла.
Первый способ:
- Конец одной веревки должен быть загнут в виде петли, а коренная часть закреплена двумя-тремя полуштыками.
- Затем в петлю продевается конец второго троса, который также должен быть привязан к коренной части половинками штыков.
- Концы укрепляются одной или двумя прядями веревки.
Байонетная вязка используется для закрепления двух веревок
Второй способ основан на том, что конец одного троса крепится тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса обматывается полуштыками вокруг первого троса.
Второй способ связывания веревок штыками
Штыковой узел
Свое название она получила благодаря кусочкам смоляной веревки диаметром около 2 см, называемым вибленками. Моряки использовали их на парусных судах для создания конструкции, напоминающей лестницу, по которой можно было передвигаться вдоль тросов. Создана ткань, которую можно было формировать только одной рукой.
Это особенно надежный и водонепроницаемый узел. Применяется, когда необходимо привязать тент к тросам, закрепить непостоянный строп к стропу или обвязать стык между лодкой и пристанью.
Виблинский узел считается одним из самых надежных узлов В частности, этот узел практикуется для привязывания веревок к грубым предметам без выступов. Чрезвычайно популярен в условиях, когда нагрузка одинакова с обеих сторон, иначе тесьма может распутаться.
На веревке завязывается петля, рядом с которой завязывается вторая петля. Он накладывается на первый, а затем оба помещаются на подложку. Сформируйте узел, затянув его концы.
Скользящий штык
Также известен как скользящая петля, но в этом случае вокруг предмета завязывается не две, а три петли. Используется для подъема древесины и других тяжелых грузов.
Для формирования ходовой линии веревка дважды обматывается вокруг опоры, обе веревки перекрещиваются, вновь наматываются вокруг объекта и пропускаются под перекрещивающейся веревкой.
Беличий узел
Другое название — болина. Считается стандартным, так как содержит части нескольких морских узлов. Очень плотная и прочная, она используется для фиксации, связывания, прикрепления веревок к крюкам и других целей. Можно использовать веревки любого диаметра и из любого материала.
Для его изготовления в веревке делают небольшую петлю, оставляя небольшой отрезок веревки размером с будущий узел. Конец веревки продевается в петлю, затем обматывается вокруг свободного конца и продевается обратно в маленькую петлю.
Распутать плетение несложно, но не самопроизвольно: придется переместить петлю с путевого конца на слегка распутанный коренной конец.
Двойной булинь
Он считается заменой беседки при работе на мачтах и за бортом.
Для придания формы необходимо:
- Сформируйте открытую петлю в центре веревки.
- Затем согнуть его в замкнутую петлю и пропустить конец открытой петли через закрытую.
- Затем вытяните петлю и пропустите ее вокруг всего узла, пока петля не обернется вокруг всего узла до корневых концов.
Остается только затянуть его.
Калмыцкий узел
Она будет очень полезна для перемещения инструментов, ведер, щеток и других предметов на более высокую площадку.
Вот как выглядит принцип его завязывания:
- Сделайте петлю на путешествующем конце веревки, а затем еще одну петлю в противоположном направлении.
- Затем вставьте конец веревки, который движется, в первую петлю, затем сложите ее пополам и вставьте в ближайшую полупетлю первой петли.
- В результате вторая петля помещается в скобу и затягивается на свободном конце.
Пилотажный узел
Он используется для переноски инструментов к работнику на мачте или за борт. Применяется также для крепления канатов к скобам, расположенным между бортом и причалом при стоянке судна.
- Необходимо согнуть леску так, чтобы ее ходовой конец прошел под корнем, образовав петлю.
- Ходовой конец загибается в виде спирали и продевается в образовавшуюся петлю.
- Для предотвращения соскальзывания катушки в нее вставляется свайка или любой другой предмет, который должен быть прикреплен к леске.
- После выбора слабины узел окончательно затягивается.
Якорный узел
Его делают, если необходимо укрепить веревки, одна из которых имеет постоянную петлю или каплевидную оправку из металла. Он также используется для крепления страховочных тросов к маркерным флажкам.
Для формирования узла Брамшоу на широкой веревке делается петля. Через нее пропускается узкая веревка, петля делается над концом широкой веревки и над основным концом веревки. Узел завершается пропуском узкой веревки под петлей.
Узел Брамшоу
Практическое применение этого узла аналогично применению узла кливера. Швартовный узел — это веревочный узел, но он является самым надежным и поэтому наиболее часто используемым узлом для работы с парусами, такелажем и якорными цепями.
Как завязать этот узел:
- На широкой веревке делается петля, через нее пропускается узкая веревка, и ее свободный конец обматывается вокруг петли широкой веревки.
- Делается полный круг, а затем свободный конец узкой веревки подкручивается под себя.
- После очередной петли свободный конец вытягивается и закрепляется контрольными узлами.
Швартовный канат
Для буксировки и перемещения дерева и других предметов на борту используется боа. Он формируется таким образом, что ходовой конец оплетается вокруг объекта, образуя петлю. Далее делается не менее трех оборотов свободным концом вокруг рабочего конца каната, а на конце контрольный узел.
Существует множество типов удавов, которые изготавливаются в прямом, плоском и рыбацком вариантах.
Например, карабинная обвязка особенно хорошо известна в профессиональном альпинистском снаряжении. В таких условиях ходовой конец крепится к карабину соединением «восьмерка», а остальная часть веревки пропускается через карабин с затяжкой вокруг скобы, если это необходимо.
Если необходимо сделать стрелу на опоре, то следует обвить опору веревкой, завести ее в петлю и обернуть вокруг нее три раза, затем завернуть в небольшую петлю. В результате получается прочное соединение, выдерживающее даже намокание.
Для повышения надежности боа-констриктора можно сделать дополнительный шланг.
Затяжное ярмо
Аналогичный вариант используется для временного крепления веревки к плавающим объектам. Веревка располагается в виде двух петель одинакового диаметра. Нижняя веревка обматывается вокруг нее в несколько оборотов, а затем оставшаяся часть нижней веревки наматывается на ход коренной части. Несложно развязать, потянув за коренной участок веревки.
Узел гаечного ключа
В основном используется для крепления широких веревок к крюку. Он способен выдержать среднюю нагрузку на веревку.
Конец веревки, предварительно обернутый вокруг задней части крюка, накладывается на крюк и закрывается сверху корнем веревки. В результате ходовой конец укрепляется однопрядной или двухпрядной веревкой. Облегчает оплетку в любом месте троса.
Буксировочный узел
Используется для крепления буксировочного троса к крюку или скобе. В этом случае можно быстро отрегулировать или втянуть буксировочный трос.
Для его формирования веревка обматывается вокруг предмета. Конец троса подается под основной трос и наматывается вокруг объекта; затем этот шаг повторяется. В результате путевой конец закрепляется канатом с одинарной или двойной прядью.
Узел «кошачья лапка
Используется для небольшого укорачивания стропа при подъеме грузов. Для завязывания согните веревку вдвое и потяните за конец, чтобы образовались две петли. Затем они одновременно скручиваются в противоположных направлениях несколько раз и надеваются на крюк.
Узел для уменьшения длины веревки
Укорачиваемая веревка складывается пополам, образуя две петли, затем каждая петля затягивается полуштыком и закрепляется на веревке одинарной или двойной веревкой.
Узел для уменьшения длины веревки используется для укорачивания веревки.
Узел «восьмерка»: первый вариант
Узел, названный по его характерной форме. Он является основой многих застежек и в основном выполняет роль стопорного и страховочного узла для крючка и различных скоб. Основным его преимуществом считается простота завязывания и развязывания, даже если веревка мокрая.
Например, на парусных судах восьмерка используется в качестве стопорного и якорного узла. Кроме того, из него можно сделать ручки для ведра или петли для саней, настроить струны гитары или усовершенствовать поводок для собаки.
Веревка складывается пополам, образуя петлю. У его основания концы веревки перекрещиваются, и нижняя часть заводится за верхнюю, образуя восьмерку.
Узел «восьмерка»; второй вариант
Он очень похож на предыдущий узел, но в этом случае конец веревки предварительно дважды обводится вокруг коренной части веревки. Цели использования узла «восьмерка» те же, что и у стандартного узла «восьмерка».
Стопорный узел
Наносится на канат с помощью двух флажков, затем ходовой конец обматывается от 2 до 4 раз вокруг каната в направлении броска и закрепляется на нем с помощью одножильной или двужильной веревки. Стопор может быть наложен на трос как в направлении спуска троса, так и в обратном направлении.
Блокирующий узел может применяться в различных направлениях вдоль веревки.
Крепление каната к кнехтам
Швартовная или буксирная линия пропускается между кнехтами (парными якорными), а затем обматывается вокруг них в виде восьмерки. В общем случае рекомендуется накладывать на кнехты от трех до пяти восьмерок.
Аналогичным образом верхние хлысты, перекрывающие линейные кнехты, обматываются прочной одно- или двухжильной леской, концы которой завязываются рифовым узлом.
Узел кабельного кнехта используется для крепления троса к спаренной трубе на причале.
Лодочный узел
Этот узел используется для крепления троса при буксировке.
Для его завязывания необходимо
- ходовой конец каната пропускается через носовое кольцо швертбота и проходит под первой шлюпкой (борт для укрепления швертбота).
- После того как путевой конец обогнул второй берег, его пропускают под веревкой, перекрещивают и снова пропускают под берегом.
- Используется для того, чтобы сформировать петлю из конца лески и подвести ее под стропу, прикрепленную к лодке.
О чем следует знать новичкам перед началом обучения
Начинающим следует начать с изучения и запоминания специальной терминологии, которая часто используется для описания схем узлов и манипуляций с ними, основных правил и команд.
Следует также знать английские варианты некоторых терминов. Это поможет сориентироваться и изучить зарубежную литературу по данному вопросу и приобрести новые полезные знания:
- Узел — переплетение смещающего конца и коренного конца, или связанных концов.
- Складывание — представляет собой соединение разъезжающихся концов веревок в одну.
- Зацеп — это крепление конца веревки к другому предмету.
Узел Удвоение Автостоп
Помимо терминов, следует обратить внимание на основные схемы вязания. Начинать следует с булиня, восьмерки, прямых узлов, простого полуштыка и штыка. После их полного освоения можно приступать к изучению более сложных вариантов узлов, которые потребуют большей сноровки, умения и практики.
Помните, что прочность узла зависит не только от мастерства человека, но и от прочности веревки. Поэтому следует внимательно относиться к выбору материала для практических занятий.
Самое главное в этом деле — постоянная практика, чтобы качественный узел быстро удавался даже с закрытыми глазами в любой стрессовой ситуации. Ведь это полезное занятие, помимо всего прочего, благоприятно влияет на многие качества и свойства человеческого мозга: координацию и мелкую моторику, в том числе.