В магазинах уйма ножей для охотника. Глаза разбегаются. Однако, на мой взгляд, все это великолепие и разнообразие главным образом предназначено для фанатов, собирателей и, не будем греха таить, для людей несведущих. Для работы в лесу, в тайге вовсе нет необходимости приобретать дорогущий, какой-нибудь именитой марки охотничий нож, разукрашенный гравировкой или «дамаском».
Какой должен быть охотничий нож, размеры клинка, материал и форма рукояти, мнение бывалого охотника.
На охоте нож вам нужен не для того, чтоб выпендриваться перед товарищами (хотя многим это весьма нравится!), а нарубить сучьев для установки шалаша, нарезать хлеба к обеду или, если повезет, разделать добытого зверя. Вот, пожалуй, и все его функции. Тем более, что на охоту несколько ножей не возьмешь. А чем больше к одному привыкаешь, тем удобнее для тебя он становится.
Разные разговоры о форме и толщине лезвия с привлечением в качестве доказательства своей правоты чуть ли не математических выкладок, о способах заточки, о форме и материале рукояти во многом от лукавого. Достаточно вспомнить хотя бы «ожесточенную» дискуссию о «русском скиннере». Вдумайтесь в само словосочетание – русский скиннер! Для меня это звучит просто дико.
Обдирочный, свежевательный нож специальной формы нужен разве только работнику мясокомбината. Ведь даже охотник-промысловик освежует за сезон от силы 10-12 лосей. Это максимум! Так что если тот, кто работает около туши зверя «русским скиннером», немного обгонит своего напарника, что это изменит?
В каждом районе, в каждой почти местности есть свои формы охотничьих ножей, выработанные веками. Якут не сможет правильно обращаться с ножом алтайским и наоборот. Есть и как бы усредненные, годные для любого охотника. Главное, чтобы охотничий нож был удобен, хорошо лежал в руке и не утомлял владельца. А насколько он хорош, можно узнать только на практике, освежевав не одного лося или марала. Так что говорить о качестве ножа можно только с точки зрения, мне кажется, качества основного материала ножа – стали.
На основании своего опыта берусь утверждать, что больше всего подходит для охотника форма именно алтайского ножа. Он хорош тем, что универсален. Им можно, не затрудняясь, снять шкурку с горностая и вымездрить ее, освежевать лося, срубить ветку средней толщины и даже, словно шилом, проколоть дырочку.
Алтайский охотничий нож (размеры в мм).
На первый взгляд кажется, что алтайским ножом (а он сравнительно велик) с мелкого зверька (белки, горностая) шкурку не снимешь. Однако, если его правильно держать в руке, то все делается очень просто. Это ясно видно на рисунке ниже.
При разделке туши крупного зверя движение руки должно быть шире. При этом используется большая длина лезвия, и дело идет значительно быстрее. Алтайским ножом легко можно «разобрать» тушу на части. Острый его конец легко входит в суставы и режет связки. Кто разделывал лося на сильном морозе, знает, чего стоят лишние 10-15 минут. Алтайским ножом удобно и мездрить шкурку пушного зверя. Это надо делать частью лезвия от брюшка до острия.
Как держать алтайский охотничий нож при обработке мелких пушных зверьков.
Рукоять такая же важная деталь ножа, как и клинок. Каких только форм не встретишь – с вырезами под пальцы, и с загибом в хвостовой части, и с гардой. Мне же по нраву прямая, достаточно толстая и без всяких украшений и ухищрений. У моего ножа, например, длина клинка 12 см, рукояти – 11 см, а ее обхват – 12 см.
Форма рукояток охотничьего ножа.
Вообще, на мой взгляд, рукоять должна быть на 3-3,5 см длиннее ширины ладони, а толщина ее такой, чтобы концы второго-пятого пальцев, когда берешь охотничий нож в руку, не касались основания большого, а концы указательного и большого, наоборот, немного перекрывали бы друг друга. Но это, повторю, мое личное мнение.
Удобную рукоять для охотничьего ножа можно изготовить из любой деревяшки, но будет ли она красива? Я пробовал разную древесину: орех, красное дерево, дуб, но убедился, что нет ничего красивее рукояти из родной березы, но специально обработанной.
Надо только знать, с какого места ствола взять заготовку. Таких мест три.
— Во-первых, нарост на комлевой части у самых корней, называемый капокорнем, или щеткой. Он пронизан спящими почками и на поперечном срезе проявляется удивительно красивый кольчатый рисунок, словно у карельской березы.
— Во-вторых, простой кап. Это свилеватый вырост на стволе березы не обязательно у корня. Спящих почек в нем почти никогда не бывает, но структура древесины красивая, с переливающейся свилеватостью.
— В-третьих, внутренняя часть ствола, где большой сук, который надо расколоть, отходит от самой сердцевины,. Слои в нем красиво переплетаются и дают оригинальный рисунок. Однако все эти достоинства проявляются только после соответствующей обработки древесины: протравливания морилкой, вываривания в простой воде или, самое лучшее, в льняном масле. После всех этих манипуляций древесину, естественно, надо тщательно полировать.
Древесина из этих мест ствола березы хороша еще и потому, что слои там очень мелкие, а сама она плотна, но ладистым инструментом и умелыми руками можно из нее сотворить красивую вещь. Заготовку надо хорошенько (может, и целый год!) просушить в теньке. Только после этого можно начинать обработку.
Когда заготовка вчерне отесана и обрезана, ее соединяют с клинком ножа. Я признаю только один способ этого. Клинок должен иметь продолжение в виде хвостовика длиной больше будущей рукояти, а окончание хвостовика – резьбу для крепежной гайки. Во-первых, при этом можно, если захочется, сменить рукоять и, во-вторых, избежать поперечных заклепок, которые и трудно ставить и не всегда хорошо держат они.
Как подточить затупившийся во время разделки добычи охотничий нож.
Для того чтобы подточить затупившийся во время разделки добычи охотничий нож, имейте при себе небольшой оселок. Особенно хорош алмазный, цилиндрический. Несколько движений и ваш охотничий нож опять, словно бритва. Затачивать надо по направлению от рукояти к носку и от обуха к лезвию. Точно так же правят косу на сенокосе. Этим способом вы не нарушите угол заточки. А вообще-то на промысле лося мы обходились без всяких оселков. Почиркаешь лезвием ножа по стволу карабина и вновь за разделку.
По материалам книги «Про тайгу и про охоту. Воспоминания, рекомендации, извлечения».
Дмитрий Житенев