Спасательная лодка ЛАС-5М-3 является групповым спасательным средством на воде и предназначена для спасения потерпевших бедствие на воде после аварийной эвакуации с потерпевшего аварию или затонувшего судна, корабля, самолета или вертолета.
Спасательная лодка ЛАС-5М-3, назначение, характеристики, устройство, работа составных частей и порядок применения лодки при спасении.
Технические данные спасательной лодки ЛАС-5М-3.
— Эксплуатационная грузоподъемность (5 человек со снаряжением): 500 кг
— Время наполнения лодки газом от баллона: 4-5 минут
— Масса лодки, упакованной в чехол: не более 32 кг
— Скорость хода лодки на веслах: 3 км/час
— Скорость хода лодки под парусом: 4-12 км/час
— Наибольший угол хода лодки к ветру: 65°
— Максимально допустимая скорость ветра при движении лодки под парусом: 13 м/сек.
Внешний вид и устройство спасательной лодки ЛАС-5М-3.
Спасательная лодка ЛАС-5М-3 представляет собой надувное плавучее средство, которое может быть оборудовано в весельном и парусном вариантах. Лодка наполняется углекислым газом из баллона, который находится в носовой части.
Спасательная лодка ЛАС-5М-3 состоит из следующих основных частей.
— Надувные борта.
— Надувное днище.
— Носовая банка.
— Киль.
— Система газонаполнения.
Кроме этого, на бортах лодки приклеены застегивающиеся карманы для различного снаряжения.
Внутри лодки, в носовой ее части, на днище имеется карман (багажник), в котором укладываются:
— Весла.
— Надставка для мачты.
— Парус.
— Черпак.
— Аварийные пробки.
— Ручной мех.
— Плавучий якорь.
В носовой части лодки имеется причальный строп, а на верхней стороне бортов укреплено пять коушей для крепления мачты и паруса. Для создания удобного положения при гребле, к борту лодки около носовой банки приклеен упор для ног, представляющий собой капроновую ленту. Регулировка упора по длине осуществляется с помощью петель, пристегиваемых к шайбе с костыльком. Спасательная лодка ЛАС-5М-3 имеет четыре отсека, которые соединяются между собой тремя соединительными трубками.
После посадки в лодку соединительные трубки нужно сразу же пережать замками, которые находятся под трубками, Тогда при повреждении оболочки сразу будет видно, какой из отсеков проколот. В противном случае при проколе вся спасательная лодка ЛАС-5М-3 окажется спущенной. В аварийной обстановке весьма трудно определять поврежденные отсеки.
Днище лодки и носовая банка (сиденье) надувные и наполняются воздухом от ручного меха. Через носовую банку проходит вертикальная шахта, предназначенная для установки мачты с парусом. Внизу днища имеется киль, обеспечивающий движение лодки с парусом под углом к ветру и устойчивостью по курсу. Для придания жесткости килю в передней его части сделан карман, являющийся продолжением шахты, проходящей через носовую банку. При установке мачты она одновременно растягивает (распрямляет) киль.
Корпус лодки имеет предохранительный клапан, который срабатывает при избыточном давлении в оболочке (при перекачивании лодки). Все отсеки имеют клапаны подкачки, которые при отвинчивании служат выпускными вентилями. Для удобства залезания в лодку из воды к кормовой банке приклеены мягкий трап и поручни трапа, а на бортах имеются поручни.
Устройство и работа составных частей спасательной лодки ЛАС-5М-3.
Весла.
В комплект лодки входит три складных весла, которые не тонут в воде. На веслах имеется инструктивная надпись «Для извлечения сигнальных ракет отвинтите крышку». Следует знать, что хотя и имеется такая надпись, ракеты туда никогда не укладываются! Для удержания весла в уключине и предотвращения его утери на него надеваются два резиновых кольца.
Надставка для мачты.
Предназначена для увеличения длины весла при его использовании в качестве мачты паруса. Надставка также разъемная и не тонет в воде. На надставке укреплен хомутик, к которому крепится снасть паруса.
Парус.
Изготовлен из прорезиненной ткани и имеет вертикальный и горизонтальный карманы. Горизонтальный карман предназначен для вкладывания в него весла, придающего жесткость верхней кромке паруса. Вертикальный карман — для крепления паруса на мачте лодки. Для управления парусом имеется снасть (ванты), укрепленная по его углам. На внутренней стороне паруса нанесены инструктивные надписи для облегчения эксплуатации лодки новичками. При движении лодки под парусом весла используются как часть парусного снаряжения и руля.
Черпак и ручной мех.
Служит для удаления воды из лодки, а ручной мех для наполнения воздухом отсеков лодки.
Резиновые пробки.
Предназначены для заделки пробоин диаметром до 30 мм в оболочке лодки.
Плавучий якорь.
Применяется для уменьшения скорости дрейфа, а также для стабилизации положения лодки в плоскости ветра при большой волне во время шторма. Плавучий якорь необходимо держать всегда в лодке, вынутым из багажника. В случае переворачивания лодки он не даст ей далеко уйти по ветру.
Водонепроницаемый мешок.
Служит для укладки в него аварийных пайков, емкости с питьевой водой или химопреснителя морской воды, сигнальных средств, компаса, радиостанции и медицинской аптечки.
Применение спасательной лодки ЛАС-5М-3.
В обычных условиях.
Для включения системы автоматического наполнения лодки газом необходимо дернуть за петлю тросика, идущего к головке углекислотного баллона.
При сбросе лодки с самолета.
Подплыть к плавающей упаковке с лодкой. На упаковку нанесена надпись «Дергать здесь». Рядом с надписью находится красная ручка (парашютное кольцо), которая выглядывает из кармана. Взяв в руки кольцо, упереться ногами в упаковку, резко дернуть кольцо на себя. Усилие срабатывания до 16 кг. После рывка чехол раскроется и спасательная лодка ЛАС-5М-3 начнет наполняться газом. После наполнения залезть в лодку со стороны кормы.
Если спасательная лодка ЛАС-5М-3 при наполнении газом оказалась на воде днищем вверх, ее следует перевернуть. При нахождении человека у борта необходимо путем захвата одной рукой за карман киля и упираясь туловищем о борт, перевернуть ее в нормальное положение. При нахождении человека в корме путем захвата руками за шайбы леера на кормовых баллонах перевернуть ее в нормальное положение.
После расположения потерпевших бедствие в лодке необходимо:
— Проверить достаточность наполнения отсеков лодки газом и при необходимости поддуть отсеки с помощью ручного меха.
— При неисправности предохранительного клапана (сильно травит) его следует заглушить — завернуть крышку клапана, предварительно сняв контрящее проволочное кольцо.
— Наполнить воздухом носовую банку и днище лодки.
— Пережать замками соединительные трубки.
— При обнаружении в оболочке лодки пробоины, выбрать конусную пробку необходимого диаметра и, энергично ввинчивая ее в отверстие, закрыть его до прекращения интенсивного выделения газа. При этом необходимо периодически производить поддув отсеков бортов лодки.
Движение на спасательной лодке ЛАС-5М-3 с помощью весел.
Для передвижения на лодке с помощью весел необходимо:
— Вынуть весла из багажника.
— Собрать весла (соединить детали между собой и поставить на фиксатор).
— Вставить весла в уключины так, чтобы рукоятки весел не касались друг друга.
— Надеть на весла резиновые кольца, которые должны быть с внутренней стороны уключины.
При движении спасательной лодки ЛАС-5М-3 на веслах экипажу надо размещаться следующим образом:
— Один в носовой части лодки;
— Второй, гребущий, на носовой банке лицом к корме.
— Остальные трое — в центральной и кормовой частях лодки. Один из них рулевой и направляет движение лодки с помощью рулевого весла, вставленного в кормовую уключину.
Спасательная лодка ЛАС-5М-3 оборудованная в парусном варианте.
Движение спасательной лодки ЛАС-5М-3 под парусом.
Подготовить парусное снаряжение для установки. Вынуть парус, весла и надставку из багажника. Собрать парусное снаряжение:
— Собрать весло и вставить его в горизонтальный карман паруса.
— Отсоединить лопасть другого весла, вставить ее в вертикальный карман паруса и завязать карман.
— Соединить оставшуюся часть весла с. надставкой (для использования в качестве мачты паруса).
Поставить парусное снаряжение:
— Вставить мачту в шахту до красной метки на ней, предварительно частично стравив воздух из носовой банки, а также смочив водой конец мачты и шахту.
— Укрепить мачту с помощью вантин за стропки с коушами, расположенными на бортах и в носовой части лодки.
— Поддуть воздухом с помощью ручного меха носовую банку.
— Поставить парус путем соединения гребной лопасти, укрепленной в вертикальном кармане паруса, с частью мачты, вставленной в шахту носовой банки.
Члены группы, сидящие в центральной и носовой частях лодки, готовят и устанавливают парус и мачту, а сидящие на корме собирают рулевое весло и вставляют его в кормовую уключину. При движении на лодке с парусом обязанности распределяются следующим образом:
— Члены группы, сидящие в носовой и центральной частях лодки, управляют парусом и его перекладкой с борта на борт при смене галса по команде старшего, который сидит в кормовой части и управляет лодкой с помощью рулевого весла.
Использование плавучего якоря.
При сильном ветре, а также в случае, когда на лодке невозможно грести против большой волны, следует применять плавучий якорь. Плавучий якорь, брошенный за борт, будет удерживать лодку носовой частью против ветра. Это уменьшит заливание лодки водой, уменьшит скорость дрейфа лодки по ветру и увеличит остойчивость лодки.
В случае, если по каким-либо причинам якорь утерян, то для ориентирования лодки носом против волны, следует взять одно из весел и вставить его в шахту мачты до полного распрямления киля. Спасательная лодка ЛАС-5М-3 будет разворачиваться против волны.
По материалам книги «Энциклопедия выживания».
Кудряшов В.