«Вы должны умереть, чтобы остаться живыми,
Вы должны умереть, чтобы жить,
Тогда вы сможете все сделать,-
Все будет для вас верным».
Бунан Дзэндзи, 1633 г.
Ниндзя в прямом переводе означает «лазутчик». Корень слова «нин» (или, в другом чтении, «синоду») — «проникать незаметно». Есть и другое значение — «выдерживать, переносить». Именно поэтому это самое сложное, загадочное из всех военных искусств. Ниндзюцу — искусство шпионажа, о котором могли лишь мечтать разведывательные службы XX века. Прошедшие через невероятно тяжелую физическую и психологическую подготовку, великолепно владеющие всеми методами безоружного и оружейного боя, ниндзя легко преодолевали стены и рвы крепостей, могли задержаться под водой на несколько часов, умели ходить по стенам и потолку, смешивали преследователей, сражались с безумным мужеством и, при необходимости, молчали под пытками и умирали с гордостью.
Шпионы и саботажники, продающие свои услуги тому, кто предложит больше, ниндзя следовали невербальному кодексу чести и зачастую шли на смерть ради идеи. Их считали низшей кастой (хи-нин), отверженными, живущими вне закона, но самураи испытывали непроизвольное уважение к ним. Многие лидеры кланов боролись за благосклонность опытных ниндзя, многие пытались привить своим воинам навыки ниндзюцу. Однако военный шпионаж всегда оставался привилегией немногих, ремеслом избранных, представителей избранного круга специалистов.
Ниндзюцу, несомненно, связано с эзотерическими практиками некоторых китайских школ кунг-фу и представляет собой множество загадок не только для историков, но и для врачей, биологов, химиков, физиков и инженеров. То, что мы знаем, — это только верхушка айсберга, основа которого таится во тьме мистики, в космических глубинах парапсихологии.
Только недавно появились работы, раскрывающие тайны ниндзюцу. Прежде всего, это книги Д. Дрэгера «Ниндзюцу — искусство быть невидимым», Д. Дрэгера и Р. Смита «Азиатские боевые искусства» и Э. Эдамса «Ниндзя, невидимые убийцы». Они в основном основаны на исследованиях Хацуми Масааки, наследника средневековых ниндзя.
Когда они появились?
По традиции, истоки ниндзюцу относятся к началу нашей эры, но реальные признаки существования таинственных горных общин в Центральной Японии можно проследить не ранее VII века.
Первые сведения о организованном военном шпионаже под руководством Митиноуэ-но Микото относятся к периоду правления императрицы Суйко (593-628). В те годы принц Сётоку Тайси воевал с могущественным феодалом Морией за провинцию Оми. Кстати, принц был очень образованным государственным деятелем и страстным пропагандистом буддизма. Легенда гласит, что Бодхидхарма, закончив свои дела в Китае, появился в Японии в 622 году под видом нищего, встретился с Сётоку Тайси и даже обменялся стихами с ним. Во время военных действий принц послал на территорию вражеских войск лазутчика Отомо-но Сайджина. Шпион вернулся с ценной информацией и был награжден почетным званием Синоби (то есть Соглядатаев). Отсюда происходит название ниндзюцу.
Скорее всего, процесс формирования отдельного социального слоя ниндзя, замкнутого круга, шел параллельно с созданием самурайского сословия. Однако, в то время как самурайские дружины изначально создавались на северо-восточных границах из отверженных и беглых крестьян, некоторые беглецы предпочитали скрываться рядом с родными местами. Укрепившись со временем, самурайство стало независимым фактором в общественной жизни Японии и даже пришло к власти, тогда как отдельные группы ниндзя, разбросанные по стране, так и остались незначительной военной и политической силой.
Некоторые японские историки называют ниндзя воинами-крестьянами (дзи-дзамураи). И действительно, на начальном этапе они имели много общего с самураями. Однако уже в эпоху Хэйан (VIII-XII в.) гордые буси считали наемных шпионов опасной оскорбительной группой. Иногда местные феодалы и правительственные войска организовывали охоты на ниндзя, уничтожая их поселения и убивая пожилых людей и детей.
Основные базы ниндзя были расположены по всей стране, но особым центром ниндзюцу сталы лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кога. С эпохи Камакура (1192-1333) лагеря ниндзя часто пополнялись бывшими самураями, которые потеряли своего господина в кровавых войнах. Со временем доступ к горным общинам был практически закрыт, т.к. независимые вольные наемники стали секретными клановыми организациями, связанными кровными узами и верностью. Каждая из этих организаций стала уникальной школой военных искусств, известной как рю. К XVII веку насчитывалось около семидесяти кланов ниндзя. Самыми масштабными были кланы Ига и Кога. Каждый клан поддерживал свою традицию военных искусств.
Исключенные из феодальной системы, ниндзя сформировали свою иерархическую классовую структуру, которая отвечала потребностям той или иной организации. Во главе общины стояла военная и крестьянская элита (дзёнин). Иногда дзёнин контролировали деятельность двух или трех соседних рю. Среднее звено организации — тюнин, которые отвечали за передачу приказов, подготовку и мобилизацию рядовых исполнителей (гэнин). Порядок управления определялся каждой организацией отдельно. В клане Кога реальная власть была разделена между пятьюдесятью семьями тюнин и каждая из них руководила от тридцати до сорока семьями гэнин. В клане Ига же все власть сосредотачивалась в руках трех семей дзёнин.
Как правило, обычные исполнители, рисковавшие жизнями ради выполнения сложных задач, славились навыками, но оставались неизвестными. В случае попадания тюнин в плен, они могли надеяться на освобождение, если выкупить или продать часть важных документов, но рядовых ниндзя обрекали на смерть — они умирали от пыток. Самураи, строго придерживающиеся своих кодексов чести, не истязали вражеских военнопленных благородного происхождения. Они редко доставали до смерти даже простолюдинов, на которых можно было испытать остроту клинка.
Совершенно другое дело — ниндзя, отверженцы среди людей, хитрые и злобные существа, всегда наносящие удары из тени, лесные оборотни, владеющие заклинаниями, позволяющими сливаться с окружающей средой. Если один из этих «призраков» был схвачен живым, что случалось очень редко, его допрашивали с жестокостью, демонстрируя свою изощренность. Неудачливых ниндзя обнажали до костей, посыпали раны солью, поджаривали на огне, отсекали пальцы рук и ног, затем сами конечности, на их тела наносили удары и выполняли «муравьиную пытку». Затем их привязывали к столбу, внесенному в огонь.
Те, кто молчали до конца, приговоряли к медленной и изнурительной смерти. Например, согласно китайскому обычаю, пленник превращали в «человека-свинью», отрезали руки и ноги, прокалывали глаза, пронзали барабанные перепонки, вырывали язык и выпускали такого человека. В другом случае находившегося в замочной скважине на деревянной раме подвешивали в сидячем положении над заостренным ростком бамбука, который постепенно поднимал