Каждый известен тем, что метро – это опасное место. Это относится к самым разным аспектам, включая желтый код безопасности, состояние повышенной готовности. Выживание в метро – это не только оберегание от карманников, ног оттаптывающих граждан и случайных разрывов одежды. В пик часа существует реальная опасность свалиться с платформы. Если человек выпал на рельсы, эта ситуация особо опасна, так как есть высокий риск действовать неправильно и потерять не просто деньги или вещи, а жизнь. Об этом мы и поговорим сейчас.
Если есть время
Если вы упали на рельсы, никогда не пытайтесь выбраться самостоятельно. Даже если постоянно тренируетесь и подтягиваетесь с утяжелителями. Дело в том, что прямо под платформой находится контактный рельс, который питает поезда. Он конечно же закрыт, но его кожух предохраняет рельс от загрязнений, а не людей от удара током. И если даже ударите, это все равно, что прикоснуться к высоковольтным проводам. Подтянуться так, чтобы не коснуться рельса, можно, но это будет сложно.
Поэтому, если случилась неприятность, бегите к началу платформы. Там есть нормальная лестница.
Кроме того, поезд не сможет так быстро вас догнать, так как машинисту потребуется время для реакции. Пассажиры, конечно же, не будут рады экстренному торможению, но это уже их проблемы.
Если времени нет
Если вы упали на рельсы и уже видите приближающийся поезд, не паникуйте. Колея специально проектировалась таким образом, чтобы на ней мог поместиться человек без проблем.
Сначала скиньте все, что у вас на спине – лучше вперед по направлению движения, затем лягте лицом вниз и против хода поезда, закройте уши руками, прижмите локтями свою куртку и опустите задницу вниз.
Теперь вы можете паниковать. Даже кричать можно, так как будет страшно греметь – может даже повредить барабанную перепонку. А крик, хоть и немного, нормализует давление. Но нельзя дергаться, ведь на днище вагона может быть какая-то деталь, которая зацепится, и вас потащит за собой – и все, конец. Поэтому держитесь за куртку, чтобы ее поток воздуха не вернулся. Для этого и нужно ложиться на живот, в направлении против движения – рельс не выпирает особо высоко.
Так что лежите, кричите, показывайте, что живы, и демонстрируйте ваше местонахождение. Поезд остановится – слушайте, если еще в состоянии слышать, команды сотрудников метрополитена. Обычно в этот момент контактный рельс уже отключен, так что можно перестать беспокоиться.
Если другой человек упал на рельсы
Если рядом с вами кто-то упал на рельсы, сообщите ему четко и громко, чтобы он пошел в начало платформы и не стремился залезть обратно. Не протягивайте руку и не пытайтесь достать его самостоятельно – он поймает контактный рельс и затопчет обоих. И он обязательно поймает его – на это нужно быть готовым.
Пока человек бежит к началу платформы – сообщите о произошедшем любому сотруднику метрополитена – даже уборщице или полиции.
У них есть четкие инструкции о том, что делать, кого вызывать и кого предупреждать.
Если видите, что человеку не удастся добежать – также ясно и громко указывайте ему, что делать, в соответствии с предыдущим пунктом. Упасть головой к поезду, лицом вниз, заткнуть уши, отбросить рюкзак, прижать куртку, чтобы ни о чем не заделись.
Если поезд просто никуда не едет
Есть еще одна возможность попасть на рельсы метро – когда состав находится за станцией, но не может двигаться из-за поломки или по другим причинам. В таких случаях обычно объявляют экстренную эвакуацию. Люди спускаются на рельсы и спокойно движутся по направлению движения, держась посередине и не заглядывая в боковые разветвления, хотя очень хочется. Но выключение контактного рельса – это не то же самое, что поломка поезда.
Поэтому нужно идти строго посередине колеи и ни за что не держаться руками.
И лучше всего смещаться вправо по направлению движения – рельс обычно находится ближе к левой стороне.
Как видите, ситуация опасна, но не смертельна. Если быстро действовать, можно обойтись лишь легким испугом. Если медленно – просто испугаться, но остаться в живых. Ведь выживание в метро, так же как и в общем, зависит от знаний, умений и готовности их использовать.