Из детства я помню, что у меня всегда был нож. Это был мой собственный складничек, с которым я ходил с бабушкой за грибами в лесу. Некоторые из ножей я терял в лесу, но мне всегда удавалось найти новые. Я менял ножи на дворе, получал их в подарок от деда и отбирал у своего отца, который был рыбаком.
Вы помните все эти ножи?
Среди них были такие модели, как «Аэрофлот» за 2 рубля 50 копеек, «Охотничий пес» с вилкой и открывашкой, «Олень», «Попугай», «Пантера», «Белочка», «Куница», Харьковский грибной, нож со штопором, зарубежный польский нож и даже советская наваха.
Мой нож всегда находился в моем кармане. Так было у всех мальчишек во дворе, которые начиная с шести лет также носили с собой ножи. Мы играли на площадке, рисовали на земле и играли в различные игры, такие как «Города», «Танк», «Глиста» и «Пехота». У некоторых ножи были еще и другие функции, например, можно было подбросить нож и посмотреть, пролезет ли палец в зазор.
Мы также использовали ножи для сбора грибов, точки веток, резки банок и попыток вскрыть аккумуляторы. Мы даже использовали ножи для разделения плавленого сырка «Дружба» на чумазые рожки. Но никогда, ни при каких обстоятельствах, мы не использовали ножи, чтобы причинить друг другу вред. Если возникали конфликты, мы решали их с помощью кулаков. Даже те из нас, кто потом свернул на неправильный путь, никогда не использовали ножи для злых целей. Для нас нож был предназначен для других целей.
И вот теперь мальчик вышел на улицу. Ему двенадцать лет, и у него есть швейцарский нож «Викторинокс». Мамы его друзей кричат:
— Зачем тебе нож?! Где твои родители?!!! Не подходи к нему!
Раньше ножи у мальчишек были обычными предметами. Но сейчас они считаются опасными и ненужными для большинства. Вместо этого у них есть другие развлечения.
© Алексей Пехов