Прочитал книгу «Стратегия: Логика войны и мира», автор Люттвак Э. Н.
Вообще, впервые прочитал что-то осмысленное о военных действиях. Не о героизме и не о том, кто прав. А именно о войнах.
И впервые прочитал о неэффективности бомбардировок — вопрос, который меня давно интересовал. Вот интересная и длинная цитата:
Все всегда происходит одинаково. Бомбы падают с ужасными взрывами, земля дрожит, комья грунта и камни поднимаются в воздух, войска поражены ударной волной, у многих текут кровь из носа или ушей, солдаты в ужасе и впадают в апатию или в панику. Но если враг не находится рядом и не готов к мгновенной контратаке, этот удачный момент быстро проходит.
Взрывы прекращаются, земля перестает колебаться, войска успокаиваются, и тогда становится ясно, что количество убитых и раненых очень мало. Интересно то, что многие до сих пор не знают, что бомбы редко убивают военнослужащих, размещенных на земле.
Их рассредоточение эффективно защищает их, даже если они не зарываются в землю, как это было с иракцами в Кувейте, или с югославами в Косово, несмотря на вымышленные истории о бомбоубежищах, распространенные прессой вместе с вымышленными диаграммами.
Может возникнуть искушение проигнорировать исторические доказательства, так как сейчас есть техническая возможность атаковать рассредоточенные войска: кассетные бомбы — боеприпас, из которого рассыпаются во все стороны множество маленьких подов, суммарный смертельный эффект от которых ощущается на гораздо большей территории, чем от эквивалентной бомбы классического типа.
Из 177 999 неуправляемых бомб, сброшенных ВВС США во время войны с Ираком, треть были кассетными разного вида, 27 735 из них — Mk-20 Rock-eyes с 247 поражающими элементами в каждом. Остальные были еще эффективнее против пехоты. Такие противопехотные боеприпасы наносят столько урона, что в конце 70-х годов правительство США прекратило их поставки в некоторые страны, продолжавшие получать все другие виды вооружения. Их воздействие, иллюстрируемое в фильмах о испытаниях на полигоне, кажется таким сильным, что кажется, что никто не выжил бы, если бы на полигоне были настоящие войска.
Но геометрия берет свое. В пропаганде сторонников интервенции в Кувейт всегда называли его «небольшим», а армию Саддама Хусейна представляли «большой», и военные карты показывали операционный театр Кувейта, усеянный графиками развертывания иракских дивизий и меньших подразделений в виде сосисок. Несмотря на то, что плотность развертывания была настолько низкой, что даже миллионы кассетных бомб не смогли изменить планировку.
Отдельно нужно отметить, что переводчик в данном случае вел себя как скверный тип. Очень редко видишь такие неподобающие комментарии. Если ты такой умный, напиши свою книгу, а не спорь с автором которого переводишь.