«Мы пропахали пол-Европы по-пластунски…»
Мы прекрасно понимаем, что значит «ползти по-пластунски» — это ползти на локтях, не отрывая тела от земли. Но почему именно «по-пластунски»? И это значит, что существовали какие-то «пластуны», от которых и осталось только это наречие в современном языке? Также, как «рыбак» даёт наречие «по-рыбацки», «рыцарь» — «по-рыцарски», «солдат» — «по-солдатски»…
Да, были «пластуны», и это слово имело смысл, близкий к «солдату». Пластун — военная специальность, которая и сейчас напоминает отряды спецназа!
«На улице встречаете вы и обгоняете команды солдат, пластунов, офицеров», — находим у Л. Толстого в «Севастопольских рассказах». Как видите, упоминание «пластунов» в этом тексте было обычным, слово «пластун» в XIX веке не казалось необычным, хотя профессия была героической…
В 1842 году пластунские отряды были учреждены при пехотных и конных частях Черноморского войска (а затем Кубанского), а в 1870 году также назвали пехотные батальоны того же войска «пластунскими», некоторые из которых участвовали в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Если говорить современным языком, пластунские подразделения были аналогом частей спецназа, которые занимались разведкой и проводили глубокие рейды в тылы противника.
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, «пластунами» называли казаков, которые высылались вперед от сторожевой линии и образовывали линию засады в камышах и плавнях Кубани. Они следили за действиями противника сутками напролет — в воде, среди насекомых, под дождем или снегом. Вероятно, их так и назвали за их способность провести долгое время ползая на животе. Отбирали для этой работы лучших стрелков, искусных ходоков, выносливых и крепких людей, которые в тоже время были малозаметными.
Лучшие пластуны получались из коренных охотников, поскольку им не нужно было учиться в бесшумном передвижении, умению проходить незамеченными, запоминать каждую тропинку, следить за целью несколько дней, и также внезапно и незаметно ее обезвреживать. Все это было как навыки, так и часть природной способности, присущей человеческой натуре.
Современных пластунов уже нет, однако выражение «ползти по-пластунски» осталось. Как утверждает языковед В. Мокиенко, это «живой памятник одной из героических профессий наших предков».
Текст: Марина Королева (журналист, кандидат филологических наук)
Российская газета — Неделя №7355 (189)