В любой сфере человеческой деятельности найдутся люди, склонные преувеличивать, украшать и откровенно лгать. И боевые искусства — не исключение, у них есть свои мифы и заблуждения.
Поехали.
Семь лжи о боевых искусствах
Ложь номер 1. Сила, вес и рост не имеют значения!
Ну, все же читали в рекламе — «наша система создана для всех! Даже хрупкие девушки и немощные старики с легкостью победят кого угодно с помощью наших приемов!»
Это вранье. Физика Ньютона никто не отменял. Драка — это взаимодействие двух (или более) тел, имеющих массу и скорость. Приемы помогают уменьшить разницу в массе и силе, но они не устраняют эти различия.
Человек, который тяжелый, сильный, выносливый, быстрый и ловкий, победит слабого, легкого и неуклюжего.
Для того чтобы техника превзошла силу и вес, разница в уровнях должна быть значительной (например, опытный дзюдоист против пьяного дебила). Если уровень техники примерно одинаковый, победит более тяжелый и сильный. Весовые категории в спорте созданы не просто так.
Поэтому большая часть тренировок по рукопашному бою состоит в физическом и специальном подготовке.
(Nota bene: оружие, конечно, может компенсировать разницу в физических характеристиках — но не полностью!)
Ложь номер 2. Наша школа древняя, значит, она истинная
Большинство «древних» боевых искусств появились только во второй половине XX века. Мало школ, чьи исторические корни можно проследить хотя бы до XIX века.
Это не хорошо и не плохо. Просто при создании школы преувеличение древности считалось правилом.
Кроме того, то, что техника описана в древнем манускрипте, еще не делает ее хорошей. Во все времена были мошенники и шарлатаны. Со временем эти книги, которые сейчас продаются о «боевых искусствах», превратятся в бессмысленные бумажки.
Но даже старая бумажка все равно остается бумажкой.
Ложь номер 3. Миллионы людей занимаются нашим боевым искусством, значит оно эффективно
Нет.
Миллионы леммингов также могут ошибаться. А также мух.
Ложь номер 4. Изучая формальные комплексы, можно научиться драться
Ката (таолу, тули, пхумсе и т.д.) — это хорошие упражнения для развития координации, дыхания и памяти. Это требует много физической нагрузки, суровых выражений лица и тренировки движений.
Кроме того, ката — это очень неэффективный способ документировать приемы и комбинации в условиях отсутствия фото- и видеотехники.
Чтобы научиться драться, нужно драться. А ката — это просто красиво.
Ложь номер 5. Если заниматься долго, можно стать непобедимым Мастером
Нет непобедимых.
Любого Мастера может убить наркоман в подворотне. Сзади. Внезапно.
Это так.
Ложь номер 6. Боевой искусство всегда мудро и Мастер может быть наставником в жизни учеников
Это одна из самых отвратительных лжей. Если человек умеет драться, это еще не означает, что он разбирается в жизни лучше вас. Если вам нужен наставник, тренер, советник, зачем искать его в тренажерном зале?
Тренер может быть как мудрым, так и полным дураком. Ум и жизненный опыт не всегда соотносятся с умением бить людей.
В результате этой лжи возникает аура величия вокруг фигуры тренера и множество культоподобных клубов.
Самый страшный случай происходит, когда глупый тренер с огромным самомнением тренирует детей, организуя «Шаолинь» с поклонами до земли, удары палками и позы на кулаках.
Ложь номер 7. Все боевые искусства хороши для самообороны, если заниматься ими достаточно долго
Нет. Существуют системы, которые явно не работают и придуманы из головы. Они никогда не работали и не будут работать.
Есть устаревшие системы, созданные для полностью отсутствующего в настоящее время вооружения и видов борьбы (борьба в доспехах, стрельба из лука).
Есть «красивые» варианты сценического боя, которые больше похожи на акробатические танцы, чем на бой.
И даже если мы говорим о «прикладных» и «контактных» единоборствах — таких как бокс, борьба, муай-тай, кекушин, дзюдо, БДД, крав-мага — они все равно недостаточны для самообороны.
Потому что самооборона не сводится только к умению драться. Важны также бдительность, готовность к ситуации, анализ угроз, умение предотвращать и избегать конфликтов, а также использование оружия и специальных средств.
Когда на вас бежит несколько человек с палками, главный вопрос — не «каким боевым искусством вы занимались», а «как вы попали в такую ситуацию»?
Самооборона — это комплекс мер, направленных на избегание ситуаций, в которых вам пришлось бы использовать навыки рукопашного (или другого) боя.
Поэтому спортивные единоборства и боевые искусства — это очень важный, но не единственный элемент самообороны.
Черного пояса вам недостаточно на улице.
Тренируйтесь — жизнь странная штука!
(с) Антон Фарб