Рынок трагедии
Когда что-то происходит – это событие. Когда событие обсуждается – это известное и популярное событие. Когда оно обрастает слухами и легендами – это ВЕСЬМА популярное и «успешное» происшествие. Когда уже множество версий о причинах, анализов ситуации, прогнозов на будущее, открытых форумов и обсуждений, становятся бесконечными – это «эпик вин». А когда все это продолжается вот уже 30 лет…
Сегодня наступает «юбилей». 30 лет прошло с момента происшествия на Чернобыльской АЭС. Тогда, 30 лет назад, это была… просто авария. Разумеется, чудовищная, унесшая множество человеческих жизней, разрушившая целый город и его инфраструктуру. Загрязнившая радиацией значительную площадь и разнесшая радиоактивные осадки на половину Европы. Но – авария. Каким событием сегодня является Чернобыльская катастрофа?
О, это настоящий клад. За эти 30 лет зона отчуждения вокруг Чернобыля стала своего рода культовым местом, покрытым тайной. С каждым годом, вместе с тысячами людей, пострадавших от радиации и работавших над устранением последствий, из Чернобыля прибывали все новые и новые подробности. Доказательства, «неопровержимые факты» о чьей-то вине в аварии на Чернобыльской АЭС.
С развитием информационных технологий объем информации, рассказов, легенд, предположений (давайте их так называть) начал увеличиваться экспоненциально. Как питательная среда для бактерий, трагедия привлекала людей, стремящихся заработать на ней. Взрыв реактора стал плодородной почвой не только для журналистов и политиков. Художники, фантасты, режиссеры… Тема Чернобыля стала обладать романтическим шармом. Параллельно с этим работали аналитики, ученые и другие исследователи, для которых это событие стало ценным материалом для изучения.
А потом техническому прогрессу удалось проникнуть в наши дома, а игровая индустрия также благополучно разрослась и способна удерживать обычных людей перед экраном монитора долго, намного дольше, чем 3-4 часа. Появились игры на тему Чернобыля. Вероятно, все слышали о S.T.A.L.K.E.R. Эта культовая игра также накопила много разного мусора и не очень полезных вещей. Люди, пройдя игру несколько раз, вдруг стали обладать истиной о причинах взрыва реактора, о виновных и о предсказаниях на будущее. И у каждого своя версия. Войны на форумах, в социальных сетях и даже в чатах онлайн-игр в своей ярости не уступали… ну, некоторым племенам или легионам диванных экспертов, защищающих свою точку зрения и обзывающих других.
Зачем все это нужно?
Люди, работавшие на Чернобыльской АЭС, жили в Припяти и никто до последнего момента не мог представить, что произойдет что-то подобное. У каждого из них были свои друзья и враги. У каждого была своя жизнь, а теперь ее уже нет или она совершенно иная.
Трагедия была результатом человеческой ошибки. И возникает вопрос. Почему ищут виноватого вместо того, чтобы учиться, чтобы предотвратить подобную ошибку? И это касается не только Чернобыльской АЭС. Пока не случится подобной катастрофы, каждый будет гнуть свою линию, агрессивно осуждая и обозвав на свой манер тех, кто идет по своей.
Совет. Изучайте ошибки других, пока вам не придется учиться на своих собственных. Потому что после своих собственных ошибок это может быть невозможно…