Когда-то очень давно основатели США пришли к выводу, что для защиты прав и свобод граждан своей страны им необходимо иметь доступ к оружию. Но смогут ли современные американцы сохранить свое право на оружие? Посмотрим, что происходит в штате Виргиния…
Защитники второй поправки
Вторая поправка к Конституции США (1791 год) утверждает, что «хорошо организованная милиция необходима для безопасности государства, и право граждан на ношение оружия не должно быть ограничено». Из этого следует, что авторы «Билля о правах» (первых десяти поправок к Конституции США), включающего в себя вторую поправку, скорее всего имели в виду защиту государства, а не просто право хранить оружие под своей подушкой. В то время, когда была принята эта поправка, США только что завершили Войну за независимость, и важное значение имели хорошо организованные ополчения, которые смогли победить британскую армию. На тот момент не существовало современных технологий, таких как танки и авиация, поэтому вооруженный гражданин действительно играл огромную роль, особенно когда они могли собраться большими толпами.
Споры о второй поправке разгораются в США уже десятилетиями. Вплоть до середины ХХ века о ней практически не вспоминали: люди просто свободно покупали, хранили и носили любое оружие. Несомненно, на местном уровне могли вводиться некоторые ограничения, но федеральное правительство не особо вмешивалось.
Первые серьезные ограничения второй поправки были введены в 1934 году Национальным актом об огнестрельном оружии. Главной целью этого закона являлась безопасность нации, а основной задачей было ограничение доступа к оружию, такому как автоматическое, а также глушители звука выстрела. Однако, вместо полного запрета, было введено лицензирование и регистрация такого оружия, а также налог в размере 200 долларов на лицензию.
В чем состоит суть второй поправки?
Многие противники права на индивидуальное владение оружием считают, что вторая поправка относится к милиции, т.е. неправильно организованным, но «хорошо управляемым» вооруженным группировкам. По их мнению, если вы хотите носить оружие и заботитесь о безопасности государства, присоединяйтесь к национальной гвардии или армии. А вашу личную безопасность позаботится государство через правоохранительные органы. Здесь противники ограничений возражают, спрашивая, что такое милиция? Несколько человек? Двое?
Более серьезный аргумент, который был подтвержден Конституционным судом США, заключается в том, что Конституция защищает личные права граждан и милицию отдельно. Однако, задача заключается в том, чтобы доказать, было ли конкретное право нарушено законом, вводящим ограничения.
Кого мы защищаемся?
В действительности, это фундаментальный вопрос. Что подразумевается под «безопасностью государства»? Защита от вторжения иностранных армий? Или защита государства как демократического института от внутренних угроз, таких как потенциальная тирания или насильственное угнетение одних групп населения другими? Неслучайно многие попытки ограничить право граждан на владение оружием в первую очередь были направлены против подавленного и сегрегированного цветного населения страны.
Достаточно линчевать беззащитных людей, но совсем другое дело — столкнуться с сопротивлением вооруженных граждан, когда попытаешься сжечь церковь или напасть на них. И может быть, индивидуальная безопасность граждан является фундаментальной частью безопасности государства? Ведь, как уже давно установил американский суд, полиция не обязана защищать конкретных граждан, ее задача — обеспечение общественного порядка и закона! При этом личное оружие, фактически, служит для защиты отдельных граждан, как в дикой природе, так и в городской среде. Кроме того, исследования показывают, что обычные граждане часто используют оружие для самозащиты, пугая преступников и заставляя их изменить намерения.
Учитывая, что в США около четверти населения вооружены, это очень серьезный аргумент, особенно в тех районах, где ближайший полицейский патруль может быть на расстоянии получаса езды.
Но на улицах же стреляют!
Если верить американским СМИ и Голливуду, огнестрел является самым популярным решением любых проблем в США — массовые убийства невинных людей происходят каждый день. Однако если посмотреть на статистику повнимательнее, то становится ясно, что подростки в большинстве своем связаны с уличными бандами, и количество жертв массовых стрельб значительно меньше, чем число жертв дорожно-транспортных происшествий. Согласно данных газеты «The New York Times», с 1966 по 2018 годы в США было «массово застрелено» 1229 человек. В то же время, лица, убитые от огнестрельного оружия, включая несчастные случаи и самоубийства, составляют гораздо меньшую цифру по сравнению с числом гибели в ДТП.
Количество полицейских в США примерно равно числу жителей — около миллиона. Количество автомобилей превышает 270 миллионов, а количество огнестрельного оружия превышает 300-400 миллионов. Только за последние 30 лет в США было продано около 160 миллионов оружия, из которых 100 миллионов является «короткоствольным». Количество смертей от оружия в течение тех же 30 лет почти не изменилось, но количество убийств на 100 000 населения сократилось на треть, а количество несчастных случаев «пер капита» также снизилось.
Почему 2-я поправка так непопулярна?
Очевидно, что мнение противников права на индивидуальное владение оружием, формируется в основном с помощью СМИ, которые активно воплощают задумки своих владельцев и политических лидеров. Сложно объяснить горожанину, зачем ему винтовка в повседневной жизни или страшная «штурмовая снайперская полностью самозарядная винтовка», которая может делать дыры в несколько дюймов и выпускать обойму из 30 патронов за полсекунды (и это цитата). Оружие убивает детей, родителей, озоновый слой и Бэмби — вот образ, который они презентуют. Но оружие также ассоциируется с индивидуальной независимостью, готовностью сопротивляться системе и, согласно многочисленным фильмам, к готовности быть героем во время всевозможных кризисов.
Ясно, что помимо социальных аспектов, огромное значение имеет и финансовая составляющая. Рынок гражданского оружия, боеприпасов, снаряжения и аксессуаров в США приносит миллиарды долларов ежегодно. Это очень большое предложение, которое попадает в фонды политиков, часто поддерживающих 2-ю поправку, больше всего — республиканцев. И это отличный способ отнять кусок рынка у конкурентов.
Что происходит в Виргинии?
В настоящее время, когда Национальная Гвардия США имеет свои собственные ВВС и танковые подразделения, говорить о значении «вооруженного ополчения» для защиты государства кажется устаревшим. Однако, в течение последних столетий истолкование второй поправки свелось к праву граждан США на владение и ношение огнестрельного оружия.
Штат Виргиния в течение долгого времени был одним из основных оплотов сторонников права на владение оружием. Но возникла проблема: Национальная стрелковая ассоциация Америки (NRA), организация, занимающаяся защитой прав на владение оружием во всех штатах, «проспала пожар на собственном заднем дворе».
Последние полгода для владельцев оружия в Виргинии прошли под лозунгом «Весело, не скучно!». Губернатор Ральф Нортэм провел ряд антиоружейных законов, позволяющих местным властям создавать зоны, свободные от оружия, а также вводящий запрет на покупку более одной единицы огнестрельного оружия в течение 30 дней. Однако, сторонникам 2-й поправки возражать против этих мер никто не собирается.
Нортэм заявил, что уже принятые законы не являются окончательными, и в сенат скоро вынес