Этот текст представляет собой сборку переводов инструкций Североатлантического альянса для младших офицеров и описывает факторы, которые следует учесть при составлении боевого приказа. Это практически алгоритм, который позволяет учесть почти все факторы, влияющие на принятие решения командиром подразделения.
Оценка: текущее время, время выступления и т.д., чтобы определить необходимое время для подготовки (1/3 для себя, 2/3 для подчиненных)
1. Какие действия выполняет противник и почему? (упоминание противника в боевом приказе)
- Как местность влияет на действия противника? (и на мои?)
- Город или поселок; лес (щель между деревьями, ширина прогалины); неровности местности (в градусах); водоемы (ширина, глубина, течение, отмели).
- Погода и вопросы радиационной, химической и биологической защиты.
- Летные маршруты, маршруты подхода, ключевые объекты на местности, высоты, препятствия, пути, видимость и ее ограничения, и т.д.
- Каковы возможности противника?
- Тактика, слабые места, воздушные силы, вооружение и его дальность, боевой дух, возможности РХБЗ, направления огня, преимущества (позиции, численность, сектора обстрела, снабжение, огневая мощь, международная поддержка, укрепленные позиции, ночные видение) и слабости (неспособность к ночным боям, слабые средства обнаружения, незащищенные места, непокрываемые секторы обстрела или отсутствие взаимной поддержки, нерациональное размещение силы, и т.д.)
- Как может противник достичь своей цели в моей зоне ответственности?
- Соотношение воздушных сил, пехоты, БТТ, противотанкового вооружения, артиллерии и минометов.
- Какие намерения у противника?
- Удержание (укрепления, минирование), задержка (ловушки на пути отступления), беспокойство (быстрая атака, демонстрация силы).
- Самый вероятный ход действий (резервы, контратака, маршруты, отступление, преследование, засада).
- Самый опасный ход действий (десант, артиллерия, контратака, резервы).
2. Что мне приказано и почему? (упоминание своих сил в боевом приказе)
- Что и для чего приказано? Кто приказал?
- Какие намерения у командира и какова моя роль в его планах?
- Прямой командир, командир двух уровней выше.
- Расположение и будущие действия соседних подразделений. Подразделения, которые охраняют меня с флангов.
- Что нужно сделать и какие задачи нужно выполнить, чтобы выполнить боевой приказ?
- Какие задачи определены и какие сопутствующие задачи?
- Управление, маневр, огневая мощь, защита, сбор информации и разведка, боевое обеспечение.
- Какие ограничения существуют (время, местность, ресурсы, планы огня, связь и т.д.)?
- Изменилась ли ситуация?
- Если да, то необходимо оценить целесообразность предыдущего плана, обратиться к командованию в случае невозможности полагаться на намерения командира.
3. Как я могу повлиять на противника и что для этого нужно сделать? (упоминание намерений и основных усилий в боевом приказе)
- В чем заключаются мои основные усилия?
- Какое конечное положение я хочу достичь?
- Каким направлением я хочу задать? (включая огневую поддержку)
- В какой степени мои планируемые действия соответствуют действиям командира на высшем уровне?; способствуют управлению?; сосредоточиваются на выполнении задачи?; обеспечивают взаимную поддержку?; задействуют маневренную группу и резерв?; используют слабости противника?; учитывают погоду?; используют наилучшие пути подхода?; обеспечивают пространство для маневра?; обеспечивают места для стрельбы и максимальную дальность огневой мощи; обеспечивают укрытие и прикрытие?; учитывают местность?; обеспечивают оперативность выполнения задач?; не потребуют перестановки подразделений?; опираются на обычные поставки?
4. Где и как я могу наилучшим образом выполнить каждую задачу? (упоминание маневра в боевом приказе)
Какова характеристика местности? (схема)
Подробно показать на схеме каждый шаг.
Какие точки местности влияют на противника?
Какие точки местности демонстрируют намерения противника?
Соответствует ли это вероятному ходу действий противника? Подходит ли это в случае самого опасного хода действий противника?
Какие точки местности влияют на мои решения?
Маршруты, позиции, линии атаки, фланги, корректировка, дым, освещение, резервы, наблюдатели, препятствия.
5. Какие ресурсы мне нужны для выполнения каждой задачи/действия? (упоминание действий и задач подчиненных в боевом приказе)
- Кто занимается чем?
- Противотанковые, инженерные и зенитные средства, укрепления на местности, размещение своих сил, препятствия, планы огня подразделений.
- Обеспечение подчиненных подразделений. Резервы. Боеприпасы, еда, вода, батарейки, ГСМ, аптечки и т.д.
- Способы и средства доставки.
- Время на выполнение действий и реакцию на запросы.
6. Когда и где будут выполнены действия относительно друг друга? (упоминание взаимодействия в боевом приказе)
- Согласовать действия и условия их выполнения в пространстве-времени.
- Предварительные действия, время начала, условия вступления в контакт и их окончания, время на выполнение задач, планы огня на прямую и косвенную наводку, маршруты, места сбора и точки сбора, артиллерия, танки, противотанковые, инженерные и зенитные средства, разведка, связь, снайперы, корректировщики, медики, авиация, командование. Схема местности для каждого нижестоящего командира. Предотвращение дружественного огня.
- При необходимости заполнить матрицу согласования действий подразделений (кто-что-где-когда).
7. Какие меры контроля мне следует принять? (упоминание контроля в боевом приказе)
- Какие приказы/сигналы для открытия и переноса огня?
- Какие границы действий? Какие условия должны быть сообщены?
- Что следует за чем? Какие ограничения существуют на продолжительность действий?
- Какие условные обозначения маршрутов движения?
- Как используется маскировка? Каковы правила радиомолчания?
- Отвлекающие мероприятия и маскировка, радиопараметры на время операции, кодовые слова и пароли, аварийные сигналы. Сектора обстрела, мертвые зоны. Наблюдатели, их позиции и маршруты. Узнаваемые сигналы. Основные, запасные и вспомогательные позиции, маршруты к ним. Количество, расписание и маршруты патрулей.
Выдать боевые приказы с соответствующими схемами местности.