Есть мнение, что большинство историй выживания закончились благополучно исключительно благодаря удаче своих героев. Однако почему-то игнорируется тот факт, что удача не всегда сопутствует и что любая неудача, особенно в экстремальных условиях, может стать роковой.
Тем не менее, при прослушивании описания некоторых событий подобного рода трудно поверить в их реальность. И история выживания Павла Вавилова является ярким примером этого. Советского кочегара спасли не только удачные обстоятельства (хотя их роль немаловажна), но и его непоколебимая воля, решительность и отличные навыки выживания. И все это пришлось продемонстрировать ему на острове, расположенном за полярным кругом. Но начнем все по порядку.
Предыстория
Павел Вавилов родился в 1909 году в деревне Павличино Ярославской области. Взрослея, он переехал в Ленинград, где стал матросом на речных судах. В 1934 году он перешел на суда, плавающие по Северному морскому пути, и начал работать как кочегар, а затем как машинист. Обычная история трудолюбивого советского парня. Но случилась Вторая Мировая война.
На северном плацдарме война шла с той же яростью, что и на Украине и в Белоруссии. Именно потому, что у нацистов не было значительных успехов, они могли мешать судоходству в северных морях, топить транспортные суда и препятствовать поставкам в СССР. Ими занимались как подводные лодки, так и тяжелые крейсера.
В те времена Павел Вавилов служил на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков«. Главной задачей судна была доставка людей и продовольствия на полярные станции Северной Земли. До 1942 года все рейсы проходили успешно. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается.
24 августа 1942 года «Александр Сибиряков» вышел в очередной рейс. Не было никаких признаков беды, исследования (включая воздушные) не сообщали о наличии вражеских судов. Однако на следующий день, в районе залива Миддендорф, советский пароход попал в поле зрения тяжелого немецкого крейсера «Адмирал Шеер«. Оказалось, что разведка забыла предупредить нашего капитана. Итогом стала неизбежная битва. Часть экипажа погибла при обстреле, часть попыталась спастись на двух шлюпках (было затоплено одно из них), а остальные оказались в воде.
Цель «Адмирала Шеера» была получить информацию и уничтожить британские морские конвои. Подумав, что русские офицеры могут знать что-то важное, немцы захватили всех, кто пытался спастись на второй шлюпке. Возмущение было кратковременным, и немцы затопили одну шлюпку, оставив другую дрейфовать.
Суть
Павел Вавилов был одновременно счастливым и несчастным. Он не получил ранений во время обстрела — это плюс. Он не успел добраться до шлюпок и оказался в ледяной воде, цепляясь за обломки дерева — это минус. Но именно это позволило ему остаться незамеченным немцами — это опять плюс. В итоге, он смог добраться до дрейфующей шлюпки, в которой оставались некоторые запасы и тело матроса. Одежда погибшего судового товарища спасла Вавилова от холода. В запасах также были найдены две коробки спичек, несколько топоров, банка галет и бочонок с пресной водой, а также заряженный револьвер с патронами.
Однако Павел Вавилов знал, что это недостаточно. Поэтому он приложил все усилия, чтобы найти еще что-нибудь. «Александр Сибиряков«, напомню, был транспортным судном, которое доставляло грузы на полярные станции, поэтому есть шанс на что-то полезное. Кочегар смог найти мешок с меховой одеждой (относительно сухой), мешок с отрубями и спальный мешок. Это дало ему возможность что-то предпринять.
Остров был виден неподалеку, и на нем можно было увидеть здание. Павел Вавилов решил отправиться на этот остров, надеясь найти людей. Ведь где здание, там и люди. И где люди, там есть связь и возможность вернуться домой. Однако остров оказался необитаемым и маяк был покинут. Что делать дальше? Кочегар не знал. Он не умел читать карты и не знал своего расположения в море. И как видно на карте, он не смог бы достичь другого острова на спасательной лодке через северные моря. Ближайший остров (Продолговатый) находился более чем в 9 километрах от него. Но куда дальше плыть, уже не видно. Так что Павел Вавилов решил ждать помощи и бороться за выживание.
Месяц на острове
Так началась жестокая борьба за жизнь после того, как удача покинула Вавилова. Маяков ставят для облегчения судоходства. Если маяк покинут, значит в районе больше нет судоходных маршрутов. Это проблема номер один. Полярникам нужны были большие корабли для доставки продовольствия, так как Карское море чрезвычайно бурное. Проблема номер два — на острове Белуха уже не было людей, но Вавилов заметил медведей. Иметь пистолет было полезно. Однако он не хотел использовать оружие, пока не придется в крайнем случае.
Итак, Вавилов оказался на небольшом каменистом острове в нескольких квадратных километрах, без растительности, холодно, мокро, нет питьевой воды и нет пищи, и к тому же медведи ходят вокруг. Условия были ужасными. Но Вавилов не сдался, и начал бороться.
Сначала он сделал спальное место на вершине маяка, чтобы уменьшить вероятность ночных посещений медведей и защититься от дождя и ветра. Меховая одежда пригодилась для утепления спального мешка. Август в округе полярного круга уже прохладный, но с хорошей изоляцией можно спать без разведения костра. Имелось достаточно льда снега, который обеспечивал запас пресной воды. Кочегар таял лед и смешивал его с отрубями, чтобы поддерживать себя жизнью. Рыбу ловить было невозможно из-за сильных волн, охотиться было некому, и собирать было практически нечего.
Наибольшей проблемой был поиск топлива — остров был небольшим, на нем практически не росло дерево, и мало пляжей, где можно было найти древесину. К счастью, некоторые постройки на острове были из дерева, и они пошли на растопку. Однако этого было недостаточно для того, чтобы дым от сигнала был заметен. Звуки выстрелов также не достигали удаленного места, и его жесты не могли быть видны с дальней дистанции. Несколько пароходов прошли мимо острова, не заметив Павла Вавилова. Почти месяц прошел безуспешно.
Но удача вернулась к нему — его заметили с парохода «Сакко«. Однако экипажу не удалось приблизиться к острову или спустить лодку. Однако информацию о «выжившем» передали тем, кому нужно. Вскоре гидросамолет прибыл за ним.