Какими бы небыли обстоятельства, но если ты оказался на реке весной, в половодье учший вариант выжить – это переждать когда вода спадет. Это может быть от нескольких дней на не больших реках и до несколько недель на более крупных. Казалось бы тихая и спокойная река, большая… ошибочное мнение, что такая река тихая и спокойная. Чем больше воды, тем она сильнее и неуправляема. Когда ты плывешь по середине такой большой реки, расстояния скрадывают скорость, но приблизившись к берегу, ты вдруг замечаешь, что скорость достаточно велика. Достаточно для того, чтобы перевернуть твое плавсредство, бросить на камни и разбить или затащить на кусты и ветки…
Весной, многие реки, выходя из берегов, устремляются по более короткому пути, спрямляя повороты и изгибы. Со временем, окончательно промыв берег, образуя новое русло. Вот так образуются старицы – старые русла реки. Но пока нового русла нет, образуется спрямление – участок реки с быстрым течением, так река сокращает путь. Течение здесь быстрое и мощное. Берега подмыты и не предсказуемы, могут осыпаться в любой момент. Русла как такового нет: то ямы, то мели. Попав в спрямление, необходимо двигаться с наибольшей осторожностью, ближе к пологому берегу, при необходимости быть готовым к аварийной высадке.
Причины образования спрямления могут быть разными. Одна из них – это завал на повороте реки. Вода, упираясь в препятствие, начинает искать новый путь. Увидев спрямление, следует не спешить с выбором пути. Стоит выйти на берег и исследовать по нему реку. И после этого выбрать наиболее безопасный и менее трудоемкий путь.
Когда вода в реке спадет, это не значит, что можно успокоится и расслабиться. С уменьшением уровня воды, обнажаются пороги и мели. Пороги – это препятствия, лежащие на дне реки, чаще это крупные камни, деревья. Вода, сталкиваясь с таким препятствием, образует волны, завихрения. Движение по такому участку напоминает движение автомобиля по большим кочкам, с той лишь разницей, что дорога стоит на месте, а вода в реке на таком участке может течь в разных направлениях одновременно. Особенно опасны пороги на горных реках. Течение рек в горах сильнее, и камней больше. Реки по проходимости имеют пять групп сложностей. Пятая – самая трудно проходимая. По такой реке могут сплавляться только самые подготовленные спортсмены, со специальным оборудованием. Мели — самые безобидные препятствия. На первый взгляд. Если твое плавсредство легкое, можно вылезти и столкнуть его обратно в реку. А вот если достаточно тяжелое, то столкнуть его обратно в реку может оказаться совсем не просто. К тому же если вода в реке мутная и дна не видно, осторожность не помешает. Мелью может оказаться часть крутого берега, и оступившись ты окажешься в воде с головой.
Плывущие одиночные стволы деревьев или бревна с торчащим над водой лишь не большим концом, называют топляками. Они опасны тем, что их почти не видно, однако столкновение с ними может закончиться плачевно. Налетев на топляк на скорости, можно сильно повредить свое плавсредство.
Не стоит забывать про животных! Некоторые из них живут в воде или около нее. Другие могут просто переплывать на другой берег. Ондатра или бобр легко прокусят резиновую лодку. Плывущий лось, и, особенно медведь, в воде не менее опасны. Не стоит приближаться к плывущим животным, если это только не связанно с охотой на них.