Статус. На территории севера Н. Поволжья является обычным видом, широко распространенным в Заволжье.
Распространение. Ареал простирается от Камско-Самарского Поволжья до левобережного Прииртышья. Следует отметить, что суслик встречался до X-XI вв. к западу от р. Волги (Громов и др., 1963). В настоящее время известны поселения в правобережном Поволжье между городами Ульяновск и Саратов.
По саратовскому Заволжью проходит юго-западная граница ареала, которая за последние десятилетия сместилась к югу. В начале XX в. грызун обитал вдоль долины р. Б. Иргиз по 52-й широте (Ерофеев, 1930). К середине 1960-х гг. суслик заселил территории южнее р. Б. Иргиз до 51°45′ с.ш., а восточнее г. Ершова распространился еще южнее, где граница ареала достигла 51°22’с.ш. На западе Заволжья в 1970-х гг. суслик встречался по берегам р. Б. Карамана (Денисов и др., 1990). К концу XX в. грызун распространился вдоль левого берега р. Волги к югу до с. Тарлыковка Ровенского района (Ермаков, 1996). После заполнения в начале 1960-х гг. Волгоградского водохранилища небольшие популяции суслика сохранились на островах в окрестностях сел Шумейка и Генеральское Энгельсского района (Беляченко, 1997 а). Встречается по Приерусланской степи, поселения отмечены у с. Комсомольское (Опарин и др., 2000); в 2001-2002 гг. обнаружен в окрестностях с. Усатово Краснокутского района, где на ограниченном участке протяженностью 2-3 км ареал S. major вошел в соприкосновение с ареалом S. fiilvus (Шилова и др., 2002).
К востоку граница распространения идет приблизительно по 51-й широте до водораздела рек Еруслана и М. Узеня, далее поворачивает на юго-восток, и у с. Олоновка Новоузенского района (50°40′ с.ш.) находится, по-видимому, самое южное поселение суслика в Саратовской области. Затем граница поворачивает к северо-востоку, доходит до западных склонов Синих гор и через окрестности пос. Озинки выходит за пределы Саратовской области (Ермаков, Титов, 2000).
На правом берегу р. Волги рыжеватый суслик сплошного ареала не образует; самая крупная популяция грызуна известна вблизи г. Вольска, на западных склонах водораздела между реками Волгой и Терешкой. Юго-восточная граница поселений проходит примерно по 52° 10′ с.ш. от р. Волги до с. Садовка, на правом берегу р. Терешки поворачивает на северо-восток и вдоль этой реки направляется к с. Н. Чернавка (52°16′ с.ш.). Эта популяция постепенно расселяется в северо-западном и юго-западном направлениях со скоростью примерно 4 км в год (Ильин и др., 1996; Ермаков, Титов, 2000).
А.В. Беляченко (2000) обнаружено поселение рыжеватого суслика в 16 км южнее г. Саратова, в окрестностях с. Багаевка (51°24’с.ш., 45°5Гв.д.). Малочисленные группировки зверьков приурочены здесь к участкам полынно-типчаковой степи, сильно поврежденной выпасом; большинство сусликов на склонах горы Буданиха обитают в норах сурка-байбака, что является характерной чертой вида и для других частей ареала. Вероятно, рыжеватый суслик появился здесь уже давно, вместе с завезенным в конце 70-х гг. XX в. сурком. В настоящее время в той части поселения, которая находится справа от железной дороги, численность грызуна падает, так как он активно истребляется садоводами. Самые современные данные об этом поселении относятся к весне 2008 г.: численность упала до критического уровня и, вероятно, составляет всего несколько животных.
В 2003 г. этот вид зарегистрирован еще южнее, в окрестностях р.п. Красный Текстильщик в 18 км от г. Саратова; норы располагались в дорожной насыпи, в июне наблюдалась активность сеголеток (личное наблюдение М.Л. Опарина). Известны редкие поселения рыжеватого суслика в окрестностях разъезда Никольское Татищевского района, которые расположены на территории садоводческих кооперативов. Происхождение правобережных поселений изучаемого вида в пределах области до конца не выяснено. Грызуны «Вольской» популяции по продуктам полимеразной цепной реакции ДНК (PCR) идентичны животным с левого берега (Ермаков, Титов, 2000).
Численность. Плотность поселений грызуна по всей территории распространения на участках со степными растительными группировками примерно одинакова — 20-40 нор/га. Однако в северной и центральной частях ареала она редко превышает 30 нор и 4-6 особей/га (Огнев, 1947; Попов, 1960; Титов, 1999). По мере приближения к южной границе ареала численность сусликов в колониях резко снижается, а пространственное распределение становится спорадичным. В области наблюдаются совместные поселения сусликов: большого и малого, большого и желтого. В 2002 г. в окрестностях с. Усатово Краснокут-ского района было обнаружено смешанное поселение большого и желтого сусликов (Шилова и др., 2002), которое впоследствии было признано гибридным (Титов и др., 2005).
Лимитирующие факторы. Основными факторами смертности являются промерзание почвы в период спячки, поздняя затяжная весна, влияние человека (в том числе прямое преследование), а также пресс хищников и эпизоотии (Попов, 1960; Артемьев, 1966; Слудский и др., 1969; Некрасов, 1975; Абрахи-на, 1987). Из врагов наиболее опасен степной хорь, уничтожающий зверьков не только в период их активной жизни, но и во время спячки. Большое число сусликов гибнет от лисиц и корсаков. Молодых животных добывают горностай и ласка, а вблизи населенных пунктов — домашние собаки и кошки. Из хищных птиц основными врагами являются орлы — степной и могильник, а также курганник (Buteo rufinus) и черный коршун (Тихвинский, 1932; Огнев, 1947; Громов и др., 1965; Слудский и др., 1969).
Краткое описание. Крупный суслик: длина тела до 34 см, хвоста — до 11см, масса до 1600 г. Окраска спины от охристо-коричневой до серо-желтовато-охристой, с белесой струйчатостью или рябью, образованной белыми концами остевых волос. Верх головы серебристо-серый. Над глазами рыжая полоска, под ними выраженное щечное пятно того же цвета. Бока и конечности рыжеватые, брюшная сторона серо-белесо-желтая. Хвост двуцветный, со светлым окаймлением. Общий тон окраски тускнеет и бледнеет по направлению распространения к юго-востоку (Громов и др., 1963). В кариотипе 36 хромосом. На территории Саратовской области известны природные гибриды с желтым (Ермаков и др., 2003; Титов и др., 2005) и малым (Денисов, 1963; Ермаков, 1996) сусликами.
Местообитания. Характерный обитатель разнотравно-ковыльно-типча-ковых и луговых степей. Охотно селится по балочным системам и оврагам, где в летний период предпочитает держаться на луговинах и скотобоях. На юго-востоке области по мезофитным участкам речных долин проникает в полупустыню. Избегает тяжелых глинистых почв, поселяясь преимущественно на легких пылеватых суглинках, супесях и других почвах с рыхлой структурой. Тяготеет к мезофильным несильно задерненным, увлажненным и песчаным биотопам со злаково-разнотравной растительностью, поэтому во многих местах Саратовской области его называют «луговым» сусликом. Характерны поселения, состоящие из отдельных нор, разбросанных по значительной территории. Встречается вблизи населенных пунктов — в садах, парках и огородах. Поселения рыжеватого суслика приурочены к местообитаниям со злаковой растительностью — узколистномятликовым, узколистномятликово-полынковым, типчако-во-полынковым; ковыльные ассоциации и их производные чаще избегает. Активно расселяется вдоль шоссейных дорог и железнодорожных насыпей, обрамленных лесополосами, где из-за аккумуляции снега и повышенного в связи с этим увлажнения развиваются лугоподобные ассоциации растительности (Опарин, Опарина, 2000; Опарин и др., 2005 а).
Особенности биологии. Большой суслик формирует компактные поселения, структуру которых образуют пространственно привязанные группы зверьков (Юшина, Семенов, 1988; Семенов, 1989; Титов, 1999, 2001 а). На индивидуальном участке имеет обычно от 8 до 10 отдельных нор двух типов — постоянные и временные (Варшавский, 1957). Первые чаще располагаются на возвышенностях мезо- и микрорельефа, большая их часть имеет одно входное отверстие, поэтому характерной чертой поселений большого суслика является отсутствие сусликовин. Норы глубиной от 40 см до 1.50 м, а длиной 1-2 м; выводковые убежища устроены сложно с несколькими выходами и камерами. Временные норы менее глубокие и протяженные и проще устроены. Самки выводковые норы специально не строят, в период беременности они перестраивают и усложняют зимовочные норы (Огнев, 1947; Попов, 1960; Громов и др., 1965; Слудский и др., 1969; Титов, 2000).
Зимняя спячка длится 6.5-8.5 месяцев. Пробуждение начинается в конце марта — первой половине апреля. Сроки пробуждения зависят от условий весны и могут растягиваться на 20-25 дней (Огнев, 1947; Попов, 1960; Громов и др., 1965; Титов, 1999). Первыми выходят из спячки самцы, но заметной разницы в сроках пробуждения самок и самцов не отмечено. Настоящая летняя спячка, переходящая без перерыва в зимнюю, отмечается редко. В засушливые годы старые самцы и яловые самки уходят в спячку в середине июня, а массовое залегание происходит в августе. Обычная для сусликов двухфазная суточная активность наиболее отчетлива у взрослых и старых зверьков в жаркие месяцы лета. Молодые активны большую часть дня, обычно без перерыва в полдень. Большой суслик от других близкородственных видов отличается большей подвижностью. От постоянных нор зверьки могут отходить на 100-200 м, а с высыханием растительности переселяться в более кормные места на расстояния до 300 м (Громов и др., 1965). Хорошо плавают, и при недостатке корма могут в массе переплывать реки (Огнев, 1947). Расселение молодых сусликов происходит в два этапа. При расселении самцы уходят от выводковой норы дальше, чем самки (Титов, 2003).
Воспроизводство высокое. Беременность самок длится в среднем 23 дня. Число эмбрионов варьирует от 2 до 16 и увеличивается при распространении с севера на юг, в среднем от 8.5 до 11.2 (Бажанов, 1948 б; Громов и др., 1965; Слудский и др., 1969); в самарско-саратовском Заволжье — 10.3 (7-14, п = 14) (наши данные) или 10.4 (Артемьев, 1966). Эмбриональная смертность не превышает 6%. Число прибылых зверьков в выводке 7.8 (4-14, п = 4). Состав растительных кормов насчитывает до 50 видов с преобладанием злаков и разнотравья. Животный корм, по-видимому, не имеет большого значения. Природный носитель возбудителей чумы и туляремии.