Тяжелая пора глухозимья. Порой приходится бурить метровый лед, в поисках уловистым мест проходить не один километр, то и дело проваливаясь в глубокий снег, постоянно очищать моментально замерзающую лунку, отогревать дыханием мотыля, проводить бесконечные ночи в палатке при пляшущем огне свечи. Но все эти трудности рыбацкой жизни сразу забываются, когда вдруг дрогнет кивок и после короткой подсечки вы выбросите на лед красивую красноглазую серебристую рыбину, имя которой -плотва. Вот о том, как ловить ее в середине зимы, и пойдет речь.
Выбор водоема
У некоторых, обычно начинающих, рыболовов сложилось устойчивое представление, что плотва в глухозимье ловится слабо, почти не перемещается и рыбачить в этот период — бесперспективное занятие. Но по своему многолетнему опыту могу определенно утверждать, что ловить плотву в январе — феврале можно, и притом очень успешно. Важны лишь знание некоторых особенностей поведения этой рыбы и, конечно, тщательно продуманная оснастка зимней удочки.
Бич всех непроточных или слабопроточных даже глубоких водоемов — постоянный дефицит кислорода. Поэтому, собираясь на рыбалку, лучше сразу отказаться от их посещения. Плотва здесь настолько пассивна, что поимка ее маловероятна. Кроме того, в водоемах подобного типа она,как правило, мелкая — редко когда ее масса достигает 100 г. У нас на Северо-Западе подавляющее число рыболовов ловит в глухозимье на Финском заливе (как вдоль всего южного, так и северного побережья), Волховской губе и таких крупных проточных глубоких озерах, как Правдинское, Красное, Зеркальное, Градуевское, Михалевское и многих других, что расположены на Карельском перешейке. Наиболее крупная плотва отлично ловится в районе Березовых островов, расположенных примерно в 2-3 км от г. Приморска на Финском заливе. Множество проток, островов, сложный рельеф дна благоприятны не только для ловли плотвы, но и щуки, окуня, судака, леща, корюшки, бельдюги. На мой взгляд, эти места ничуть не уступают прославленной дельте Волги. Но, конечно, здесь нет таких теплолюбивых рыб, как сом, сазан, жерех. Зато часто попадается плотва до 700-800 г, и килограммовый окунь — не редкость. А осенью и зимой изредка в уловах встречается балтийский лосось.
Плотва мигрирует
В поисках корма, преимущественно зоопланктона, стайки плотвы постоянно мигрируют. Но зоопланктон, который дрейфует под воздействием течений, не меньше плотвы нуждается в кислороде. На ровных участках дна ему не задержаться. Поэтому любой свал, гряда камней будут перспективным местом. Вот почему, например, приехав на южный берег Финского залива, первый вопрос, который я задаю знакомому егерю: «Есть ли течение и на каком расстоянии от берега?» Случается, что оно совсем рядом, на 2-метровой глубине, где огромные валуны соседствуют с пожелтевшей стеной тростника. А если при этом стоит пасмурная погода, то это означает лишь одно — идти далеко не надо, плотва, да и не только она, почти наверняка здесь. И вот почему: зоопланктон дрейфует не только под воздействием течений, но и по вертикали — ночью он поднимается в верхние слои воды или перемещается на отмели, а днем опускается на глубину. Особенно ярко выражен этот процесс в летний период, зимой он несколько слабее. Пасмурная погода (даже в середине короткого зимнего дня) сродни ночи, особенно когда метровый лед покрыт снегом. Но иногда возникают другие условия: течение есть, но на 8-метровой глубине. Значит, придется идти км 3-4 от берега. И если при этом стоит солнечная погода, а лед не слишком толст, то только марш-бросок может принести удачу, поскольку планктон находится на больших глубинах. На крупных озерах — похожая картина.Обычно плотва стоит на течении, а это участки при впадении рек, речушек или ручьев. В пасмурную погоду плотва чаще оказывается рядом с берегом, и наоборот, в солнечную — на глубине.
Тактика ловли
Стратегически вы определились с выбором места. Теперь — о бурении лунок. Допустим,что течение у берега есть, и вы уверены, что плотва на мелководье. Делаете серию лунок перпендикулярно берегу, с интервалом в 15-20 м. Ближе нельзя — распугаете плотву на всем участке! Передвигаетесь с отмели — на глубину. Как только сделана первая лунка — немедленно ее прикармливаете. Обычно я использую такой рецепт:
• тесто — 100 г;
• молотые семечки подсолнуха — 100 г;
• мотыль — 1 спичечный коробок;
• анис (ароматизатор), молотые семена 1/2 чайной ложки.
Скатав из этих компонентов шарик прикормки, я делаю в нем углубление и закатываю мотыля (7-8 штук). Шарик небольшой, размером со сливу. А иначе нельзя — если переборщить с прикормкой, то, быстро насытившись, плотва откажется брать насадку. В то же время главный компонент прикормки — мотыль защищен тестом от прожорливого ерша и окуня-«матросика». Таким образом, получается своеобразный «пирожок» с начинкой из мотыля. Если течение сильное, добавляете глину и только потом закатываете мотыля.
Иногда анис плотву не привлекает, а отпугивает, тогда придется использовать другие ароматизаторы — молотый тмин или укроп. Итак, последовательно делаете с десяток лунок и каждую прикармливаете. Здесь нужно сказать пару слов о ледобурах. Вам понадобится очень качественный инструмент, изготовленный в Швеции или Финляндии. Отечественные тяжелы,и, кроме того, когда в поисках рыбы приходится сверлить не один десяток лунок, вы наверняка вспотеете, что на сильном морозе небезопасно. Когда последняя лунка сделана, вы возвращаетесь к первой и облавливаете ее 2-3 минуты. Если поклевок нет, перебирайтесь к следующей и т.д., пока не обнаружите стайку плотвы. Например, вы поймали с десяток плотвиц на 3-метровой глубине, и, несмотря на небольшие порции прикормки, поклевок больше нет. Тогда бурите следующую серию лунок на этой же глубине, но уже вдоль берега. Однако в глухозимье, если вы ведете себя осторожно, а вокруг не слишком много рыболовов, плотва стоит на одном месте значительной стаей, и вы можете успешно рыбачить на одной-двух лунках.
Оснастка
Даже летом для успешной ловли плотвы требуется тонкая леска, никак не больше 0,13 мм. Что уж говорить о глухозимье! Я никогда не пользуюсь монофильной леской диаметром больше 0,1 мм, и, разумеется, чем она мягче, тем лучше. Катушка обычная, с металлической задней стенкой. Но поскольку шпуля и ручки катушки сделаны из хрупкой пластмассы, то я ее усовершенствовал. На внешнюю часть наклеил кружок пенопласта толщиной 0,5-0,7 мм. Наклеил втулки из того же пенопласта и на ручки. Теперь удочку можно смело отбрасывать на лед во время поклевки без риска расколоть пластмассу или сломать ручки. Такими катушками очень удобно пользоваться и в сезон открытой воды.
Хлыстик — мягкий, обычно из морозоустойчивого винипласта. Особое внимание при ловле плотвы в глухозимье следует обратить на кивок. Он должен регистрировать самую осторожную поклевку, особенно на слабом течении. Кивок может быть выполнен из астролона или тончайшей пластины из пружинистой стали. Он, как и катушка, требует дополнительной доработки. Кивок постепенно сужается к кончику — по ширине и толщине. Достигается это стачиванием на мелкой наждачной шкурке. Длина кивка -130- 150 мм. Муфта сделана из отрезка высоковольтного кабеля.
Безмормышечная оснастка
Плотва, как правило, держится на мелководье или на банках, особенно когда светит луна. «Рабочая» глубина — 1,5-3 м. Использование «фосфорных» мормышек наиболее эффективно в ночные часы или пасмурную погоду.
В глухозимье, когда поклевки плотвы крайне осторожны, очень часто успех приносит безмормышечная оснастка. К концу лески привязывается крючок очень небольшого размера из тонкой проволоки. Например, хороши японские крючки Owner или Maruto №14-16 с лопаточкой. На такие крючки удобно надевать мотыля, личинку репейной моли, мелкого опарыша, их тонкое жало практически не рвет нежную насадку.
Выше, в 5-6 см, фиксируется дробинка из самого мягкого свинца, иначе тонкая леска быстро перетирается. Казалось, можно было бы поставить поводок из «плетенки». Но здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой — плетеная леска быстро обмерзает, так что ее применение весьма проблематично.
Важный момент: в каком горизонте находится крючок с насадкой? Возможны два варианта. Первый — грузило-дробинка лежит на дне, а крючок с насадкой перемещается течением. Этот вариант я использую, когда плотва достаточно активна, то есть в состоянии сдвинуть грузило-дробинку на грунте, что и покажет чувствительный кивок. Чаще всего поклевка при этом выгля¬дит как едва заметный подъем кивка. Разумеется, масса грузила-дробинки зависит от силы течения — излишне легкую будет тащить течением или просто выносить на поверхность. Увеличение грузила крайне нежелательно, но, к счастью, чем сильнее течение, тем активнее поклевка плотвы. Второй вариант я использую на слабом течении при крайне вялом клеве. Насадка только чуть-чуть касается грунта. Здесь требуется тончайшая игра приманки, например, едва заметные легкие постукивания по рукоятке удочки или леске. Можно только слегка пошевеливать дасадку, и если жало крючка тщательно замаскировано,то вы наверняка почувствуете поклевку даже очень пассивной плотвы.
Часто я использую такой вариант-сначала сквозным продольным проколом надеваю личинку репейной моли, а затем одного мотыля, обычно полуколечком, так чтобы жало тончайшего крючка было закрыто. Мотыль должен быть свежайшим, то есть создавать в воде активные колебания. Совершенно непригодны для насадки почерневшие, а тем более погибшие личинки.
Часто в безмормышечной оснастке при наличии течения вообще не требуется никакой игры. За счет течения насадка находится в постоянном движении, и, не испытывая сопротивления массы мормышки, плотва забирает насадку достаточно уверенно.
«Фосфорные» мормышки
Применение их эффективно в сильно опресненных морских заливах, и особенно при ночной ловле. Мы уже говорили о том, что светящаяся мормышка не что иное, как имитация зоопланктона. А чем выше соленость воды, тем сильнее свечение зоопланктона. Из разговоров с московскими рыболовами я уяснил, что многие из них вовсе незнакомы с ночной ловлей плотвы, хотя леща ловят, и весьма успешно. Это не удивительно, ведь свечение зоопланктона в пресных водах очень слабое. Если лещ при ночном характере питания использует в основном органы боковой линии, то плотва активно включает зрение. И это вполне объяснимо: как типичный бентофаг лещ просто обязан улавливать тончайшие гидроакустические колебания, создаваемые мельчайшими донными организмами: мотылем, червями и т.п. Плотва же в силу анатомических особенностей не способна методично процеживать донные отложения и кормится по всей толще воды преимущественно мельчайшим дрейфующим зоопланктоном. Поэтому роль ночного зрения у нее велика, особенно у морских форм — воблы, тарани, которые весь зимний период проводят в море или на предустьевых участках. Еще выше роль ночного зрения у судака, ерша, которые способны улавливать ничтожное свечение кормовых объектов (даже малька) в пресной воде. Если рассмотреть глаза этих рыб, то мы увидим, что они словно подернуты перламутровой пленкой. У плотвы пленки нет, но на радужной оболочке имеется красное пятно. Существует гипотеза, что именно это пятно и позволяет плотве обнаруживать светящиеся объекты, подобно ночным оптическим приборам,действие которых основано на восприятии инфракрасного излучения.Налим,типичный ночной хищник, делает ставку в охоте, опираясь на огромное количество чувствительных рецепторов, раскиданных по плавникам, ‘ брюху, голове, что позволяет ему, несмотря на медлительность, прекрасно охотиться. А вот у его ближайшей морской родственницы — трески глаза светятся, как у гиены в кромешной африканской ночи. Ловля плотвы ночью на Финском заливе в зимний период очень добычлива. Причем берут, как правило, более крупные особи. Глубина ловли может быть различной — от 2 до 8-9 м.
В лунные ночи, когда освещенность высока, плотва мигрирует вслед за планктоном на мелководье или подводные банки. Например, зимой прошлого года (в полнолуние) лучший клев был на глубине 2-3 м, и редко кто из опытных питерских рыболовов вылавливал меньше 12-15 кг рыбы за ночь.
Пик клева приходился на период с 20 до 23 часов, затем клев затухал, возобновлялся около трех часов и продолжался вплоть до рассвета. Оснастка очень проста. Размер мормышек на японских крючках от 2-3 до 10 мм в зависимости от величины плотвы. Ночью плотва берет гораздо активнее, поэтому на крючок мормышки неплохо надевать пучок мотыля, приматывая его мягкой ниткой, выдернутой из колготок, которая не режет личинку. При хорошем клеве, когда едва управляешься с одной удочкой, можно даже не маскировать жало. Конечно, для ночной ловли нам понадобятся палатка, свечи для поддержания в ней комфортной температуры и фонарь для постоянной подзарядки «фосфорных» мормышек. Обычно при ловле в палатке делается три лунки: две для удочек, а одна для сетчатой кормушки, поскольку очень часто вперемежку с плотвой берет и лещ.
С наступлением рассвета планктон, а следом за ним и плотва мигрируют на глубину. Но «фосфорные» мормышки утрачивают свои способности. Ведь на больших глубинах под толстым слоем льда и снега стоит почти кромешная тьма. В солнечную погоду и когда лед чистый, плотва уходит на глубины в 8-10 м. Если же течение на мели и давление высокое, а погода ясная, то плотва может не уходить, но тогда светящиеся мормышки заметно теряют актуальность. В этом случае мы достаем мелкие вольфрамовые или свинцовые мормышки скромных расцветок: черные, цвета тусклого свинца, темно-зеленые и начинаем ловить традиционными способами. Из окон моего дома как на ладони видны просторы Финского залива, и, когда наступает ночь, я вижу, как далеко-далеко зажигаются сотни мерцающих огней. Я знаю, что это за таинственные огоньки! И, несмотря на протесты жены (холод-то какой!), упаковываю палатку, еще раз проверяю удочки, мормышки. На следующий день и я уйду в сумерках на залив, туда, где ждет меня красивая серебристая рыба!