Что делать, если во время экспедиции, путешествия или в результате аварии транспортного средства вы оказались в безлюдной местности? Прежде всего обозначьте своё местонахождение — подайте сигналы бедствия. Кроме того, нужно предусмотреть возможные варианты эвакуации и подготовить самое необходимое.
Если вас разыскивают не родственники и друзья, не милиция и пожарные, а работники Службы спасения, то они, как правило, используют для первоначального поиска авиацию. Чтобы спасатели могли увидеть вас с воздуха, лучше всего выйти на открытое пространство — на горное плато, лесную поляну, в прибрежную зону водоёма и т. п. Однако нужно помнить, что размеры площадки для посадки вертолёта должны быть не меньше 30 х 30 м. Когда же на её границе есть объекты (деревья, скалы и т. д.) высотой до 25 м и более, то площадка должна быть размером 75 х 1 00 м с уклоном не более 6-8°.
Расположите вокруг найденной площадки костры. Один из них должен оставаться зажжённым. Международным сигналом бедствия являются три костра, образующие треугольник или вытянутые в одну прямую линию. Чтобы днём дым был виден с большого расстояния, подбрасывайте в горящий костёр сырые ветки, листву или траву. В ясный безветренный день такой дым виден невооружённым глазом на расстоянии до 80 км. Снежной зимой хорошо заметен лишь чёрный дым, который образуется, когда горят резина, нефтепродукты, пластмасса и т. п.
Зимой вы можете вытоптать в снегу любые сигнальные знаки, буквы, слова либо выложить их золой из кострища или ветками. Кроме того, можно удалить слой снега до грунта. Летом, весной или осенью в прибрежной зоне водоёма используйте для этих целей гальку, ракушки, водоросли. На поляне снимите слой дёрна. Подойдите к решению задачи творчески и выберите сами материал или способ, позволяющий создать наибольший контраст с общим фоном. Сооружаемые вами знаки должны быть длиной от 3 до 8 м, а шириной не менее 1 м. Прямые линии и углы в природе крайне редки, поэтому делайте свои знаки сравнительно ровными, с прямыми углами.
После того как спасатели вас обнаружат, вполне вероятно, что сразу провести эвакуацию они не смогут. Скорее всего вам сбросят специальные контейнеры с различными аварийными принадлежностями, каждый предмет в которых имеет подробную инструкцию по эксплуатации, изложенную доступным языком. Запомните нашу главную рекомендацию: вначале внимательно и подробно прочтите (лучше несколько раз) содержание инструкции по применению аварийно-спасательного средства или имущества, а затем последовательно выполняйте каждый пункт.
Эвакуируют пострадавших часто с помощью вертолётов. Следует знать, что, как правило, все воздушные суда совершают взлёт и посадку против ветра. Посадка вертолёта по ветру сопряжена с риском для экипажа. Дымовой сигнал поможет пилоту сориентироваться относительно того, в какую сторону дует ветер, но дым не должен мешать посадке — скрывать площадку. Поэтому не размахивайте тлеющей головнёй из костра или пиротехническим патроном — их надо держать неподвижно.
Если у вертолёта есть задний винт, то, пока он не остановится, подходить к машине можно только спереди. По возможности не поднимайтесь на борт до полной посадки вертолёта и остановки его винтов. Исключение допускается только при посадке машины на площадку с сильным уклоном. Если пилот удерживает вертолёт на весу, касаясь поверхности лишь одним колесом, тогда поторопитесь, но не забывайте при этом о своей безопасности.
Другой вариант эвакуации. Вертолёт завис на высоте примерно 1 5 м, и спасатель спускается к вам с помощью лебёдки. Ожидайте его под вертолётом, где воздействие воздушного потока минимально. В противном случае, если вы весите менее 50 кг, то подойти или отойти от зависшей машины будет крайне сложно. Не хватайтесь за тонкий металлический тросик с грузиком, пока тот не коснётся земли — это заземление для снятия статического напряжения. Схватившись за тросик, вы можете получить весьма ощутимый электрический разряд. Спасатель, спустившись, пристегнёт вас к себе, и вы подниметесь на борт вместе, или же он пристегнёт вас вместо себя. Помните: в таком случае ваше поведение должно быть максимально пассивным. Нужно висеть, слегка раскинув конечности, и не двигаться, иначе вас начнёт раскручивать, и экипаж, чтобы избежать аварии вертолёта, будет вынужден освободить лебёдочный трос. В вертолёте не стремитесь помогать борттехнику принимать остальных пострадавших, пока он сам не попросит об этом. Сядьте подальше от двери.
Не волнуйтесь, если вертолёт, подняв на борт лишь некоторых ваших товарищей по несчастью, вдруг улетит, оставив вас на месте эвакуации (пусть даже одного!). На то может быть ряд причин: перегрелась лебёдка, топливо на исходе, вертолёт взял на борт максимальное количество груза и т. п. Спокойно ждите возвращения машины. Помните: вас нашли и вскоре обязательно спасут.