Пожалуй, нет другого животного в Арктике, о котором сложено столько легенд, былей и небылиц, как о белом медведе. Эти рассказы, распространенные на Крайнем Севере, подчас обрастают самыми невероятными подробностями и рисуют весьма противоречивый портрет «хозяина Арктики». В северном фольклоре белый медведь предстает то как свирепый хищник, то как забавная достопримечательность Арктики. Кем же на самом деле является этот обитатель Севера? Кто он — кровожадный охотник, как считают одни, или незадачливый и, в общем-то, безобидный зверь, как думают другие? Вероятно, ни то, ни другое. Оба этих суждения чересчур категоричны и не дают реального представления о том, насколько в действительности велика угроза нападения медведя на человека. Оценивая эту угрозу, возможно, наиболее правильным будет считать белого медведя небезопасным для человека.
Белый медведь — крупный хищник, длина тела которого достигает трех метров, а вес — восьмисот килограммов, обладающий огромной силой, вооруженный крепкими острыми когтями и зубами. Все это, однако, не означает, что медведь, едва завидев человека, непременно набросится на него. Существует несколько совершенно очевидных ситуаций, когда медведь может напасть на человека. К такому поведению предрасположены раненые или больные звери, медведицы, защищающие свое потомство от реальной или мнимой опасности, которую может представлять встреченный человек. Значительное число несчастных случаев происходит, когда человек, поддавшись страху, пытается убежать от медведя. Это самое неразумное, что можно сделать при встрече с белым медведем. В такой ситуации в медведе, как и в любом хищнике, просыпаются охотничьи инстинкты, и он почти всегда бросается в погоню. Медлительность и неуклюжесть «хозяина Арктики» обманчива — даже на большой дистанции зверь непременно настигает человека.
Посоревноваться в беге с белым медведем довелось однажды Руалу Амундсену. Случилось это во время зимовки у берегов Таймыра, где дрейфовало судно норвежской экспедиции. Амундсен тогда сломал руку и, страдая от сильной боли, несколько недель не выходил их каюты. Почувствовав себя лучше, он решил спуститься на лед, а заодно выяснить, почему где-то неподалеку от судна так яростно лает собака по кличке Якоб. Дальнейшие события развивались с невероятной скоростью… «Мне недолго пришлось пребывать в неизвестности. Сквозь серую дымку я вижу, как Якоб мчится стрелой, а за ним гонится медведь. Бежал ли кто-нибудь за медведем, этого я не успел рассмотреть. Заметив меня, медведь остановился, сел на задние лапы, вытянув передние вверх, и принялся меня рассматривать. Якоб избрал благую часть, взбежав вверх по сходне, что сделал бы и я, если бы мог. У медведя и у меня была одна цель — сходня. Но наши шансы были далеко не одинаковы. Он был тренирован, я нет, он был тепло одет, а я только в легкой одежде, у него все члены были целы, у меня нет, я был беззащитен, а он чудовищно вооружен. Как видите, шансы были неравные. Но думать и взвешивать было некогда. Нужно было действовать, и быстро. Как ракета устремился я к цели — сходне, крича изо всех сил: «Медведь, медведь!» Я не очень надеялся, что меня услышат, в этот час на ногах был только кок да, возможно, метеоролог. Но медведь был, очевидно, привычен к спорту. В момент, как я тронулся с места, он тоже взял старт, который, вероятно, вызвал бы бурные восторги на стадионе. Нужно хорошо бежать, чтобы не отстать от медведя, и еще лучше, чтобы уйти от него. Если б мне удалось добежать до сходни, схватиться руками за поручни, повернуться и побежать вверх раньше, чем подоспеет медведь, то у меня были хорошие шансы избавиться от более близкого знакомства с ним. Должно быть, я проявил феноменальную резвость, потому что я добежал до сходни, схватился за поручни, совершенно по плану, и даже успел повернуться, но на этом все и кончилось. Повернувшись или, может быть, еще только собираясь повернуться, я услышал прямо над своим ухом хриплый рев, а в следующее мгновение был ловким ударом уложен на сходню… Спасло меня, вероятно, то, что я лежал не шелохнувшись, пока медведь стоял надо мной, и это убедило его, что добыча никуда от него не уйдет. Второй причиной моего спасения было возвращение на сцену Якоба. Когда это случилось, я не знаю, но должно быть, во время нашего состязания в беге. Лежа и ожидая дальнейших событий, я заметил движение, заставившее меня повернуть голову. В то же мгновение медведь сделал прыжок, который оказал бы честь и тигру. На этом я свои наблюдения закончил. С быстротой молнии вскочил я на ноги, взбежал по сходне и очутился на палубе…
Картонные лубки, все еще лежавшие на руке, конечно, сдвинулись от толчка при моем падении. Но я мог шевелить плечом без боли. Хуже обстояло с кистью. Я, вероятно, вывихнул ее, потому что она сильно распухла и болела. Плечо тоже сильно болело. Но главное повреждение находилось ниже. Обследование этих областей лучше всяких слов говорило, что я побывал в когтях у медведя. Штаны из оленьего меха и анорак из собачьего были разорваны, и на восточной половине центра тяжести виднелись 4 глубоких царапины от когтей…
Это событие, конечно, послужило темой разговоров в этот день. Один сказал, что мне чертовски повезло, так как я очень легко отделался. Но другой стал возражать. Он заявил, что наоборот, мне очень не повезло. Подумайте, если бы следы когтей были на груди, вместо… ведь тогда можно было бы говорить о медали за храбрость! Общее ликование. Я должен был согласиться, что область, где они находились, действительно не может быть названа местопребыванием храбрости».
Медведей привлекает человеческое жилье, откуда исходит запах пищи и куда они иногда наведываются. При этом встреча медведя с человеком нередко бывает неожиданной для обеих сторон. В этом случае медведь с испуга может нанести человеку серьезные увечья. Поэтому, выходя из палатки или из другого убежища, надо обязательно оглядеться по сторонам, чтобы не пострадать из-за собственной невнимательности.
Весьма наглядный пример того, как иногда происходит встреча человека с белым медведем, можно найти в воспоминаниях В.К. Орлова, которому довелось одно время быть начальником полярной станции на острове Виктория. Эту станцию медведи посещали довольно часто, и однажды мишка, уже неоднократно появлявшийся в окрестностях зимовья, нанес полярникам очередной визит. «В это время на крыльцо вышел заспанный метеоролог, дежуривший ночью. Как был в одних трусах и валенках на босу ногу. Обычно медведь не обращал внимания на стоящих поблизости одетых людей, и мы привыкли к этому. А тут, заметив полуобнаженного человека, раскрыл пасть, да так и замер. Желтая слюна сбежала у него изо рта и протянулась до самой земли. Медведь судорожно сглотнул ее, закрыл пасть и осторожно двинулся к крыльцу, глядя на метеоролога завороженными глазами. Спросонья все еще плохо соображавший, тот, нахмурив брови и сложив на груди руки, как Наполеон, продолжал стоять на крыльце, сурово уставившись на медведя.
Мишка перешел на быстрый шаг, и, когда наш товарищ опомнился, зверь уже всходил на крыльцо. Спасло метеоролога то, что вторая дверь открывалась наружу. Медведь насел на нее, стараясь прорваться в комнаты. В зверя полетели ведра, тазы, валенки. Мы взялись за ракетницы…»
Несмотря на комизм этого случая, понятно, что легкомысленное отношение к встрече с белым медведем может привести к очень плачевным последствиям. Нельзя забывать, что медведь — грозный зверь, которого надо уважать. И хотя реальных случаев неспровоцированного нападения на человека очень мало, при встрече с белым медведем просто необходимо соблюдать осторожность. Каждый медведь — со своим норовом. Поэтому даже человек, уже имеющий неоднократный опыт общения с этим зверем, не способен .наверняка предугадать действия очередного «хозяина Арктики». Далеко не всегда белый медведь стремится избежать встречи с человеком.
Надо сказать, что у медведя отличный нюх, но плохое зрение: он подкрадывается вообще к любому темному предмету, особенно если этот предмет движется. Эти звери очень любопытны, и то, что в поведении медведей обычно принимают за агрессию — это желание удовлетворить любопытство или померяться силами, что, конечно, может быть небезопасно для человека.
Если нет никаких других средств, то отпугнуть медведя можно, взяв на вооружение его же повадки. Раздраженный медведь издает предупреждающее шипение. Шипят медведи совершенно как кошки, только громче. Поэтому отогнать зверя можно, имитируя это шипе* ние в сочетании с резким выпадом на него в два-три шага. Вообще при встрече с белым медведем, который демонстрирует желание продолжить знакомство, нужно переходить к активной обороне. Самое уязвимое место медведя — шея, поэтому удар палки или попадание тяжелым камнем в шею отбивают у зверя охоту подходить ближе. Можно сопровождать эти действия громким криком. Если есть палка, неплохо поднять ее повыше — она таким образом как бы увеличивает рост человека, что, вероятно, воспринимается медведей как признак силы.
Вынужденный ретироваться медведь, как правило, отойдя на небольшое расстояние, останавливается и оглядывается, пытаясь оценить опасность. Поэтому обращенного в бегство медведя нужно не которое время преследовать, чтобы он отбросил всякие сомнения, поскольку испугать его повторно будет уже трудно.
Часто можно услышать утверждение, что белый медведь не боится выстрелов из ракетницы. Действительно, выстрел из ракетницы при свете дня с большого расстояния не производит на медведя впечатления, особенно если паникуя, человек пускает ракеты много и беспорядочно — зверь быстро осознает свою безопасность и перестает обращать на них внимание. Днем в случае явной угрозы нападения, если исчерпаны все другие средства, нужно стараться попасть в медведя. Выстрел из ракетницы в плечо, не причинив зверю большого вреда, воспринимается им как болезненный удар или укус и, как правило, заставляет его ретироваться. Медведь плохо видит в темноте, поэтому ночью попытка отогнать его криками или выстрелами из ружья только возбуждает любопытство. Ночью — наибольший эффект именно от использования ракетницы, когда горящая ракета падает рядом с медведем. То же можно сказать о различных факелах и фальшфейерах. Ни в коем случае не нужно искать встречи с белым медведем ради эффектного фотоснимка или удовлетворения любопытства, рассчитывая при этом на то, что в нужный момент удастся отпугнуть зверя, используя вышеизложенные рекомендации. Эти советы не дают стопроцентной, абсолютной гарантии безопасности и могут быть использованы лишь как последнее, крайнее средство в том случае, если контакт с медведем неизбежен.
Поскольку белый медведь нередко сам проявляет интерес к человеку, то охота на него не требует каких-то особых навыков, за исключением меткости стрельбы. Атаковать же медведя без огнестрельного оружия — дело не только весьма опасное, но и почти бесперспективное.
В случае удачной охоты лучше разделать медвежью тушу сразу, отделив мясо от костей, а главное — от сала, и заморозить. В таком виде мясо может храниться долго, не приобретая при этом неприятного привкуса, который появляется от разложения сала.
Хозяин Арктики — белый медведь
Гнутый профлист Надежный гнутый профлист от производителя с доставкой. pkmm.ru |
Комментарии