Технические ошибки. Во время однодневных и продолжительных походов приводят к тяжелым последствиям срывы с веревок, обрывы, падения на скользких бревнах, падения с деревьев, ожоги у костра. Как бы ни был прост поход, необходимо четко и грамотно его организовать.
Тяжелые аварии возникают в результате незнания техники преодоления естественных препятствий, и в частности переправ через горные реки.
В одном из походов по Кавказу туристы преодолели трудный и сложный маршрут. Однако при переправе через горную реку они потеряли товарища. Авария произошла в результате ряда ошибок. В наведении переправы участвовало всего двое. Не была измерена ширина реки, веревка оказалась коротка, и при прыжке туриста с камня «дернула» его назад. Страхующая веревка была привязана за камень на берегу, и, таким образом, ее нельзя было вытравить, чтобы дать возможность упавшему в воду плыть вниз по течению. Кроме того, веревка к прыгающему была протянута выше по течению по отношению к камням и, когда турист попал в воду, зацепилась за них. Возникло самое опасное положение: веревка как бы. тянула упавшего в воду в одну сторону, а мчавшаяся вода — в другую. В таком положении нельзя ни встать, ни плыть, человека заливает с головой.
Место для переправы было выбрано удачно: гряда камней пересекала почти всю реку, оставалось преодолеть струю потока шириной метра в три. Если бы были приняты все меры предосторожности, аварии не произошло бы.
Тактические ошибки. Группа туристов-студентов запланировала маршрут по Забайкалью общей протяженностью в 1000 км. Так называемые «подъезды» на лодке по таежной реке составляли несколько сот километров. Около трехсот километров надо было пройти пешком и проплыть на плоту по малонаселенной гористой тайге. Неоправданно завышенная протяженность маршрута была одной из серьезных ошибок туристов.
Не проверив наличие населенных пунктов на горном участке пути, туристы необдуманно решили пополнять запас продуктов в середине этого отрезка маршрута. Однако оказалось, что населенных пунктов там нет. Отсутствие продуктов поставило туристов в очень тяжелое положение.
Находясь в пути, туристы изменили утвержденный им маршрут, ничего не сообщив в Москву, хотя имели возможность сделать это через радиостанцию геологов. В результате поиски пропавших туристов были затруднены.
Плот ими был связан так, что развалился, наткнувшись на камень. Топор и спички утонули. У них не оказалось необходимого количества компасов, веревки для переправ.
В конце концов больные, изголодавшиеся туристы были найдены в результате поисковых работ с участием самолета и катера.
При расследовании причин аварии оказалось, что, двое более или менее опытных туристов, в том числе и руководитель похода, тем не менее не имели достаточного опыта таежных походов. Стремясь совершать сложные походы, они игнорировали маршруты промежуточных степеней трудности, в которых туристы получают всестороннюю техническую подготовку. Третий участник группы имел еще меньше опыта, а четвертый, нарушая все правила, уехал на сложный маршрут вообще без всякого туристского стажа. Трое из участников группы, отправившейся в район, где затруднена ориентировка на местности, не имели элементарных навыков в обращении с картой и компасом.
Все это весьма характерные факты. Такие и подобные им нарушения правил и легкомысленное поведение туристов являются истинными причинами заболеваний, тяжелых увечий, трагических случаев в походах.
В то же время жизнь показывает, что в подавляющем большинстве даже очень сложные походы совершаются безаварийно. Разумное планирование похода, соблюдение установленных правил, дисциплинированность, техническая и тактическая грамотность — вот что обеспечивает успех дела.