Задачи, поставленные XXV съездом КПСС перед народами СССР, настолько грандиозны, что их величие ощущают все разумные люди нашей планеты.
«Я думаю, — пишет актриса из Чехословацкой Социалистической Республики, член ЦК КПЧ, Иржина Шворцова, — что историки будущего, внимательно и пристрастно вглядываясь в толщу лет, вдумываясь в смысл событий, назовут наш век веком Советского Союза.
Именно его рождение, а затем бурное победоносное развитие определили характер времени, зажгли перед трудящимися маяк веры и надежды».
И действительно, перед нами, советскими людьми, новая, историческая «десятая высота», которую надо взять в ближайшее пятилетие! Главная ее тема, по выражению Мариэтты Шагинян, «рождена на встрече партийной мысли и народной практики», — это «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы». Велики предусмотренные в них задачи по освоению новых пространств Сибири и Дальнего Востока, мобилизации колоссальных природных ресурсов сибирской тайги.
Для обеспечения кадрами намечено предусмотреть более быстрые темпы строительства в этих районах жилых домов и культурно-бытовых учреждений; значительно расширить геологоразведочные работы в целях дальнейшего увеличения минерально-сырьевых ресурсов, в первую очередь в районах действующих горнодобывающих предприятий и во вновь осваиваемых районах страны; ускорить выявление и разведку новых месторождений нефти, природного газа и конденсата прежде всего в Среднем Приобье и на севере Тюменской области, в Восточной Сибири, Якутской АССР и в других местах; ускорить развитие Южно-Якутского угольного района. Развернуть работы по ускоренному созданию Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса. Широко развернуть работы по добыче угля открытым способом в восточных районах страны; продолжить работы по формированию Единой энергетической системы страны путем объединения энергосистем Сибири и Средней Азии с Европейской энергетической системой, сооружения магистральных линий электропередачи напряжением 500, 750 и 1150 киловольт; расширить заготовку древесины и ее переработку в районах Сибири и Дальнего Востока; продолжить работы по осушению земель на Дальнем Востоке; продолжить начатое в девятой пятилетке строительство Байкало-Амурской магистрали и подходов к ней; осуществить дальнейшее развитие речного транспорта, в первую очередь в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Увеличить пропускную способность Хабаровского, Комсомольска-на-Амуре и других портов; и многое другое.
Двадцать лет назад пришла в Сибирь большая наука в целях развития сибирской экономики. Ее участия в эти годы настоятельно требовали строящиеся крупнейшие гидроэлектростанции, разработка месторождений нефти, хозяйственное освоение новых промышленных районов Востока, а теперь и «стройка века» — БАМ.
Академики М. Лаврентьев, С. Христианович и С. Соболев вызвались первыми поехать в Сибирь, предложили создать новое отделение Академии наук СССР.
Сегодня Сибирское отделение — это коллектив и 35 тысяч человек. Это 70 академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР, около 400 докторов и более 3 тысяч кандидатов наук, которые работают в 48 научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждениях.
С конца двадцатых годов Советская власть начала осваивать Урало-Кузнецкую территорию, затем Ангаро-Енисейскую. Потом пришла пора для освоения нефтегазоносной Западной Сибири и, наконец, началось развитие районов, примыкающих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (рис.2).
Эти программы, логически взаимосвязанные, стали эффективной формой поэтапного продвижения народного хозяйства на Восток.
Рис. 2. Схема Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
1 — каменный уголь; 2 — бурый уголь; 3 — нефть; 4- горючие газы; 5-железные руды; б- цветные металлы; 7 — апатит; 8 — слюда; 9 — действующая железная дорога; 10 — строящаяся железная дорога
Использование природных ресурсов Ангаро-Енисейского региона — одна из самых крупных долгосрочных программ. Занимая 15 процентов общесоюзной территории и имея 2,2 процента населения, этот район располагает половиной общесоюзных запасов угля, почти одной третью ресурсов древесины, одной четвертью запасов гидроэнергии и многим другим.
Создание Братско-Усть-Илимского комплекса в районе среднего течения Ангары началось в пятидесятые годы. В таежных местах, которые совсем недавно знали разве что местные крестьяне да охотники, уже возникли две крупные гидроэлектростанции, алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс, горно-обогатительный комбинат, завод отопительного оборудования, построены железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, проложены авиатрассы. Этим подвигом советских людей государство прирастило в Сибири 94 тысячи квадратных километров хозяйственно освоенной территории, с населением около 400 тысяч человек. Здесь производится 30 процентов промышленной продукции Иркутской области, в том числе 35 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, черные и цветные металлы, продукция лесохимии и многое другое.
В необжитом ранее крае за 20 лет выросли четыре города (Братск, Усть-Илимск, Викоревка, Железногорск-Илимский) и 6 поселков городского типа, с отдельными благоустроенными квартирами с центральным отоплением, бытовым применением электроэнергии, обеспеченных сетью магазинов, клубов, кинотеатров, школ, детских садов.
Прошло всего 20 лет с тех пор, как на крутой берег реки Ангары пробился первый отряд строителей, а ныне Братск — опорный пункт освоения таежных пространств, простирающихся от города к северу и востоку.
Одна из важнейших проблем десятой пятилетки в Сибири — продолжение формирования мощных территориально-производственных комплексов. Их создание поможет наиболее рациональному использованию огромных природных богатств восточных районов страны, позволит добиться наибольшей отдачи от капитальных вложений, измеряемых многими миллиардами рублей.
Территориально-производственный комплекс — это единый хозяйственный организм групп предприятий в пределах определенной территории (взаимосвязанных экономически и технически, дополняющих и обслуживающих друг друга), обеспечивающий наилучшее (оптимальное) использование имеющихся природных, трудовых и материальных ресурсов.
В наши дни вся транспортная сеть Восточной Сибири и Дальнего Востока опирается на Транссибирскую железнодорожную магистраль, построенную в 1891-1904 годах. Однако, несмотря на значительный рост грузооборота, уже теперь ее ограниченные пропускная способность и практические возможности не могут удовлетворять потребности Советского государства и тормозят перспективное развитие экономических районов Сибири.
Западно-Сибирская равнина — обширнейшая низменность мира: площадь ее около трех миллионом квадратных километров. Газ Березова, ударивший в 1953 году, и нефтяной фонтан Шаима, полученный в 1961 году, положили начало новому освоению богатств Западной Сибири. Открытие Усть-Балыка и Самотлора с их запасами нефти, Медвежьего и Уренгоя с их газом стали торжеством передовой геологической мысли, подвигом первопроходцев.
Западно-Сибирский комплекс формируется в основном на территории Тюменской и Томской областей как главная база страны по добыче нефти и газа.
Только в 1977 году тюменские геологи вписали в свой актив пять новых месторождений нефти и газа. В десятой пятилетке намечено довести добычу в этом территориально-производственном комплексе: нефти до 300- 310 миллионов тонн и природного газа до 125-155 миллиардов кубических метров.
Саянский сибирский комплекс включает три промышленных узла: в Хакасии создается Абакано-Черногорский промузел, где главенствуют добыча угля, молибдена, железной руды, лесопереработка, легкая и пищевая промышленность; в районе Енисея формируется Минусинско-Курагинский промузел, где главенствуют электротехническое машиностроение (турбогенераторы, силовые трансформаторы, аппаратура для линий электропередачи высокого напряжения) и другое; в районе самой Саяно-Шушенской гидроэлектростанции создается Саяногорский промузел.
Успешно формируются крупнейший Братско-Усть-Илимский, Богучанский и другие новые территориально-производственные комплексы и промышленные узлы на Севере Сибири, в Забайкалье и Бурятской АССР.
Северо-Байкальский район богат рудами цветных металлов, месторождениями нефти и газа, площадями леса, поэтому здесь получат развитие предприятия металлургии, нефтехимии и лесопереработки.
Центральный — Алдано-Чульмано-Удоканский район богат углем, железной рудой, месторождениями меди, апатитов — здесь будет развиваться горнодобывающая и металлургическая промышленность.
Байкало-Амурская магистраль после ввода в эксплуатацию явится базовым трамплином, стимулирующим рациональное освоение, использование и изменение всей промышленной и сельскохозяйственной очаговой структуры для перевода нетронутой природы сибирской таежной территории в новый огромный прогрессирующий экономический комплекс.
Благоприятные сочетания природных ресурсов технико-экономически и географически определяют наиболее рациональное формирование и целесообразное размещение отдельных территориально-производственных комплексов, входящих в новую крупную экономическую систему в районах, прилегающих к трассе Байкало-Амурской магистрали.
Восточная Сибирь — уникальный район по производству самых дешевых видов энергии. Здесь находится более 40 процентов гидроэнергоресурсов СССР, более половины всех запасов древесины, пушнины, более 80 процентов запасов всех углей, разнообразные полезные ископаемые и другое.
Территория Дальнего Востока отличается большим разнообразием лесов, ими покрыто свыше 40 процентов этого района (250,3 миллиона гектаров).
Тихоокеанский район богат рудами, лесом; здесь на основе поступающего газа из Якутии и тюменской нефти планируется развивать газонефтехимию и деревообрабатывающую промышленность.
XVII съезд ВЛКСМ объявил Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сразу же после съезда шестьсот лучших сыновей и дочерей послал комсомол на передний край коммунистического строительства.
Добровольцев напутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР Леонид Ильич Брежнев: «Мы твердо уверены, что комсомольцы, молодежь внесут свой достойный вклад в эту грандиозную стройку. Эстафету Комсомольска-на-Амуре, Магнитки и Турксиба, Днепрогэса и целины, Братска и КамАЗа они пронесут по новым, еще не освоенным просторам Сибири».
Торжественной была встреча посланцев на станции Тайшет. Именно отсюда начинается БАМ. И хотя железная дорога уходит дальше, глубже в тайгу, молодых строителей ожидала здесь большая работа по прокладке вторых путей, оборудованию станций, разъездов. Посланцы разделились на две части. Одна отправлялась на западный участок, к Усть-Куту, другая следовала дальше, на восточный участок, основная база которого расположилась в поселке Тындинский. Перед глазами участников митинга появляется символический золотой ключ от будущей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Он разрезан на две половины. Одну берет Антонина Гальянова из Мордовии, член западной группы, другую — Валентин Дунаев из Ивановской области, представитель амурской группы. На ключе надпись: «Соединив воедино, вы дадите Родине ключ от сокровищ Сибири».
Теперь строителей магистрали более 100 тысяч — в основном это молодежь, комсомольцы. На тысячи километров — от Лены до Амура — развернулась величайшая мирная стройка века под названием «БАМ». В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР БАМ должна быть построена за 1974-1983 годы. 180-ти километровая линия станция БАМ (на Транссибе) — станция Тында (на БАМе) введена во временную эксплуатацию уже в начале мая 1975 года, а в 1978 году вошла в строй линия Тында — Беркакит протяженностью 222 километра. Второй путь Тайшет — Лена протяженностью 680 километров намечено закончить к 1982 году. Жесткий срок определен для такой громадной и сложной стройки, 320 километров в год! Это намного выше даже тех темпов, которые были достигнуты на прокладке железнодорожной линии Абакан — Тайшет.
Кажется, еще совсем недавно первые строители нарушили вековой покой глухих таежных мест. Теперь работа в разгаре. В тайге уже проложено более тысячи километров просек для железных и автомобильных дорог, реконструируется Дусье-Алиньский тоннель протяженностью 1800 метров. Вводится в строй почти 1,5-километровый мост через Амур — восточные ворота БАМа, открывающие сокращенный на тысячу километров путь к Тихому океану. Основной объем работ по созданию магистрали выпадает на десятую пятилетку. За это время предусматривается построить западный участок от станции Лена до Байкальского тоннеля протяженностью 284 километра; закончить сооружение моста через Лену; открыть движение до разъезда Чудничный, до разъезда Небель и до станции Улькан; сдать в постоянную эксплуатацию вторые пути железной дороги Тайшет — Лена; на восточном участке построить десятки станций и разъездов, в том числе 15 станций с поселками городского типа с населением от 40 до 100 тысяч жителей, 270 искусственных сооружений, из них 16 крупных железнодорожных мостов длиной более 100 метров каждый, и многое, многое другое.
Большая часть территории, тяготеющей к трассе БАМ, изучена еще недостаточно. Поэтому в район строительства БАМ спешат экспедиции различных научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций и учреждений. По трассе идут отряды изыскателей, рождаются на ватманских листах проекты отдельных участков дороги, ее инженерных сооружений, поселков, еще прорабатываются многие специальные вопросы.
Так, например, экспедиция Северо-западного лесоустроительного предприятия приступила к составлению карт «зеленого моря» забайкальской тайги. Ленинградские специалисты определят запасы леса, состав его пород, размещение ягодников, которыми так богаты эти места. Их главным объектом изучения является территория, равная почти четырехстам тысячам гектаров вновь создаваемого Тунгиро-Олекминского лесхоза.
На трассе БАМ работают две экспедиции биологов. Их основная задача — разработка индивидуальных биологических мер защиты людей от сибирского гнуса.
Изыскатели Мосгипротранса еще задолго до развертывания строительства БАМ начали разведку подземных запасов воды. Задача на их долю выпала очень сложная, так как почти все будущие станции магистрали располагаются на вечной мерзлоте. И она «держит взаперти» подземные реки с прекрасной питьевой водой. Найти их нелегко, воспользоваться богатством подмерзлотных источников — еще труднее.
Сибирь и Дальний Восток — богатейшая кладовая минералов. Здесь выявлено свыше пяти тысяч месторождений, из которых более 600 имеют всесоюзное значение. На этой обширной территории В. Ботвинников выделил 24 группировки минеральных ресурсов, представляющих наиболее удачные варианты с точки зрения эффективности их промышленного освоения. Эти группировки должны послужить базой для создания здесь крупных промышленных предприятий, формирования индустриальных центров и крупных территориально-производственных комплексов для черной, цветной металлургии, угольной, нефтяной, химической промышленности.
Геологи-поисковики ведут комплексное изучение недр на значительной по размерам территории вдоль многокилометровой трассы БАМ. И это не прогулка с рюкзаком за плечами и молотком в руках, а сложная планомерная работа среди высокогорной тайги, на болотах, при полном бездорожьи с применением научных методов и новейшей техники.
Трудно быть первопроходцем, обживать и благоустраивать суровый край. В значительно приподнятом над уровнем моря рельефе Северного Забайкалья и Дальнего Востока преобладают горные массивы и плоскогорья. Среди них выделяются Байкальский, труднейший Северо-Муйский, сквозь который будет пробит 15-километровый туннель, Удоканский хребты, отроги Станового хребта с абсолютными отметками вершин от 2,8 до 3,5 тысячи метров.
Разнообразие геологических условий и богатство недр определяют широкие масштабы полезных ископаемых: разведанные залежи медных руд на Удокане, сочетание коксующихся углей и железных руд в Южной Якутии (район Чульмана и Алдана), Чайское и Байкальское никелевые месторождения с содержанием в руде меди и кобальта в районе Нижне-Ангарска, Орекитанское месторождение молибдена, Катугинское месторождение редкометальных руд, разведанные месторождения нефти и газа в Восточной Сибири и Якутии, в Лено-Вилюйской провинции, недалеко от города Мирного выявлены залежи газа и конденсата, в верховьях Лены близ села Маркове (Иркутской области) открыто первое нефтяное месторождение Восточной Сибири, месторождение апатитов в Южной Якутии с содержанием окиси фосфора, в районе поселка Чульман обнаружены Чаро-Токкинский и Олекмо-Амгинский железорудные месторождения и многие другие рудные кладовые, «распечатанные» геологами-поисковиками.
Неблагоприятными геологическими условиями района БАМ являются: вечная мерзлота (рис. 3) и высокая сейсмичность, от 6 до 9 баллов.
Рис. 3. Карта вечной мерзлоты
Вечная мерзлота влияет на почвоформирующие процессы и в условиях горного рельефа преобладают преимущественно горно-мерзлотно-таежные, горно-лесные-карбонатные почвы, а в восточной части трассы — в основном горно-таежные аллювиально-гумусовые и буротаежные-оглеенные. Здесь в основном растут горные лиственничные леса, на северных склонах гор можно встретить кедр, пихту и аянскую ель, на южных — нередки сосновые боры и горные луга.
У подножия древних гор Восточных Саян протянулась с запада на восток линия старой Сибирской железной дороги. А севернее ее вечная мерзлота накладывает свой отпечаток на самые различные стороны жизни природы и людей Сибири. На отдельных участках трассы бурением обнаружены мощные линзы льда.
|
Иногда, даже в январе, в Забайкалье земля остается обнаженной, только кое-где во впадинах видно немного снега, а морозы в это время достигают 40 и более градусов. Поэтому земля получает за год больше холода, чем тепла, и избыток холода поддерживает в постоянно мерзлом состоянии более или менее мощный слой земли, который успевает оттаять летом сверху только на небольшую глубину. Поэтому там и сохранились остатки давно вымерших животных — мамонта и шерстистого носорога. Например, на реке Березовке, притоке Колымы, в Якутской АССР, в 320 километрах от Среднеколымска, в апреле 1901 года был найден прекрасно сохранившийся труп мамонта. Чучело этого великана хранится в музее Академии наук СССР в Ленинграде (рис. 4). И в наше время такие находки не исключены. Так, 23 июня 1977 года у ручья Киргилях, левого притока реки Берелёх, бульдозеристу А. Логочеву из старательной артели «Знамя» прииска имени Фрунзе посчастливилось найти целого мамонтенка — полугодовалого «малыша» длиной в 115, высотой 104 сантиметров с 57-сантиметровым хоботом, покрытым каштановой шерстью. Ученые его сейчас изучают.
Меньше всего земля оттаивает на моховых болотах. Там даже в конце лета иногда достаточно только снять слой мха — и мерзлота начинается сразу под мхом. Заболоченные участки покрыты зарослями низкорослой березы.
В Сибири наиболее крупный болотистый участок, называвшийся в старину «Васюга некой тундрой», занимает южную часть тайги между Иртышом и Обью площадью 534 в длину и 427 в ширину километров.
Топкая «марь» (болота, покрытые кочками) стоит на пути. Даже очень сильный человек не может пройти по мари больше 8-10 километров в сутки. Приходится прыгать с кочки на кочку, а они шатаются. Между кочками вода или грязь, под слоем которых находится мерзлота, твердая, как скала, так что «засосать» в болоте не может. Под слоем почвы даже летом находится лед. Его пласты залегают слоями от нескольких сантиметров до толщины, измеряемой метрами.
Когда навьюченная или со всадником лошадь идет по мари, то она ступает не по кочкам, а между ними. Ее ноги проваливаются в жидкую грязь, и она тонет иногда по брюхо. Некоторые лошади пугаются, начинают прыгать, биться, чтобы вытащить ноги, а часто вдруг ложатся на бок (рис. 5). Людям, даже при наличии лошадей, значительную часть пути по мари приходится идти пешком, чтобы не обременять и без того утомленных животных. Для подкрепления сил лошади жуют жесткую болотную траву.
Рис. 5. Приходится развьючивать увязнувшую в мари лошадь
На сухих местах мерзлота находится глубоко, а может даже и совсем отсутствовать. В особенности она не любит текучей воды в земле: где движется вода под землей, там мерзлоты обычно не бывает.
Из всех деревьев всего лучше приспособилась к мерзлоте внизу, по долинам, лиственница, из нее и состоит главным образом тайга в районах вечной мерзлоты. Сосна или кедр растут повыше, где суше и где мерзлоты нет. Верхний ярус горных хребтов обычно занимают густые труднопроходимые заросли кедрового стланика.
В северо-восточной части Якутии находятся гигантские наледи. Площадь их измеряется квадратными километрами, а объем льда — десятками миллионов кубических метров.
Реки вблизи западной и частично центральной части БАМа принадлежат преимущественно бассейну реки Лены, а вдоль остальной части трассы — Амуру. Существенными преградами на пути магистрали являются: Лена, Витим, Олекма, Зея, Селемджа, Бурея, Амур. Многие мелкие речки и средние реки промерзают до дна и создают в русле ледяные плотины, которые препятствуют движению незамерзшей воды. Периодически эти водные массы прорывают поверхностный лед (толщина льда на многих сибирских реках превышает 1,5-2 метра), вырываются мощным потоком наружу, заливая все вокруг. Образовавшееся озеро скоро вновь сковывается льдом, но через некоторое время новая порция речной воды заливает значительные площади, образуя наледи толщиной до нескольких метров (рис.6).
Самые грандиозные разломы опоясывают Тихий океан. Это знаменитое Тихоокеанское «огненное кольцо» с цепями величественных вулканов. Сюда же относится и наша Камчатско-Курильская вулканическая гряда (на Камчатке 22 и на Курилах около 40 вулканов).
Благодаря наблюдательности геолога Виктора Прокопьевича Солоненко и других в 1961 году был открыт за Байкалом новый вулканический и гидротермальный район вблизи трассы БАМ. Отряды Удоканской сейсмогеологической экспедиции вышли в маршруты на следующий год и исследовали три вулкана: один трещинный, названный Сыни по имени горной речушки, и два вулкана конусообразных: Аку (в переводе с эвенкийского означало «неприступный», «непроходимый» с кратером в 1,5 километра в диаметре) и Чепе, расположенный от Аку в 7 километрах к северо-востоку, в верховьях левых притоков Эимнаха, самый величественный из молодых вулканов рифтовой зоны.
Рис. 6. Трещина в наледи, затопившей лес
Своеобразна природа озера Байкал — самого глубокого озера нашей планеты. И неслучайно «Гидрометеоиздат» выпустил «Атлас волнения и ветра озера Байкал» Многочисленные карты, схемы, таблицы содержат данные по всей акватории озера в течение навигации при типовых синоптических ситуациях. Он должен быть использован при составлении гидрометеорологических прогнозов района Байкала, планировании хозяйственных работ, строительстве берегоукрепительных и гидротехнических сооружений.
Простирание БАМ с запада на восток определяет различия в климате. Западная и центральная части магистрали проходят по Восточной Сибири, в поясах умеренного и холодного климата с резко выраженной континентальностыо. Перепад температур самого холодного и самого теплого месяца достигает 45-65 градусов. Обычно в январе стоит мороз -25, -35 градусов, в июле — жара +30 градусов. Холодная зима продолжается 5-6 месяцев в году. Суточная температура резко колеблется. Незначительное количество осадков в основном выпадает летом. Суровость зимы и низкие зимние температуры Сибири весьма осложняют жизнь и труд людей.
Летом 1926 года была снаряжена первая советская экспедиция в малоизведанные тогда горно-таежные области Северо-Восточной Сибири, во главе с известным геологом С. В. Обручевым. Случайно, по ряду причин, в конце октября экспедиция прибыла в Оймякон и, вместо того чтобы вернуться в Якутск, задержалась до декабря. Эта задержка фактически привела к открытию полюса холода.
Полюсом холода считали Верхоянск на основании многолетних наблюдений, где зафиксирована была в феврале 1892 года температура -69,8 градусов. С. В. Обручев предположил, что в Оймяконской впадине, где температура на 5 градусов ниже, чем в Верхоянске, находится полюс холода.
Теперь ученые считают и Оймякон, и Верхоянск «равноправными» полюсами холода Северного полушария Земли.
Муссонная циркуляция воздушных потоков, обусловленная неравномерным нагреванием и охлаждением материка и океана, характеризует климат Дальнего Востока — восточного участка магистрали. Летом влажный морской воздух — летний муссон — устремляется в сторону материка, сопровождаемся дождями, вызывающими на реках паводки. Зимой воздушные массы движутся с материка к океану — зимний муссон, — приносящий сухой, сильно охлажденный воздух и ясную, очень морозную погоду.
На стройки Сибири, в глухой и суровый край, покидая обжитые, уютные места, со всех концов страны едут добровольцы. Несомненно, и среди читателей этой книги найдутся активные преобразователи природы, энтузиасты, решившие посвятить свой труд и энергию освоению дикого, но прекрасного и сказочно богатого края, лежащего к востоку от Уральских гор. В этом краю уже есть большие и малые города, мощные заводы и рудники, величайшие в мире электростанции, но есть и совсем или почти необжитые районы, площадь которых превосходит| территорию иных европейских государств. Пока там безраздельно владычествует таежная глухомань. Разумное использование природы отдаленных частей Сибири и Дальнего Востока являются одной из важнейших задач коммунистического строительства.
Грандиозные стройки десятой пятилетки — БАМ и другие привлекают тысячи изыскателей и строителей, в том числе и впервые попадающих в своеобразные условия таежного края. Им в первую очередь и адресована эта книга.
«Страшна бескрайняя тайга,
В которой рыщет хищный зверь…
У нас такой дремучий лес,
Что можно на десятки кес *
Не встретить юрты ни одной».
Баал Хабырыыс
(Кес — якутская мера длины, равная 10 километрам)