Природные условия Крайнего Севера характеризуются суровым арктическим климатом, продолжительной зимой (7—8 месяцев) и сложными метеорологическими условиями (низкая температура, высокая влажность воздуха, сильные ветры). Малонаселенность, необжитость большой территории, труднодоступный характер местности и ограниченность путей сообщения, а в большинстве районов полное отсутствие дорог, продовольствия и топлива еще более осложняют туристский поход. Ионосферные и геомагнитные возмущения (бури) отрицательно влияют на работу средств радиосвязи и компасов.
Местность в большинстве районов Заполярья тундровая, в некоторых районах гористая, сильно пересеченная, покрытая валунами, каменной россыпью, а в некоторых районах — равнинно-болотистая. Рельеф сильно пересечен оврагами, речками и озерами. Горы, леса, озера и болота, обилие каменных россыпей и валунов затрудняют движение лыжников.
Одной из самых существенных особенностей территории Заполярья является исключительное обилие больших и малых озер, связанных короткими порожистыми реками.
Реки, преимущественно горного типа, многоводные, порожистые, с быстрым течением. Даже в сильные морозы во многих местах они не покрываются льдом. Они протекают в узких долинах с очень крутыми берегами, что чрезвычайно затрудняет организацию переправ.
Следует учитывать влияние приливно-отливных явлений (10—15 км от устья), так как приливная волна в узких долинах рек не безопасна.
Около 40% поверхности занимают болота. Степень проходимости болот не одинакова. Если снежный покров установился рано, еще до наступления заморозков, то прокладывать маршрут по болотам нежелательно, ибо можно легко провалиться. Особенно опасны мелкие ручейки, скрытые под толстым слоем рыхлого снега.
Прибрежная полоса представляет собой ряд сильно расчлененных горных плато, в большинстве случаев круто обрывающихся к урезу воды. Это диктует выбор маршрута вдоль рек и плато, а не вдоль береговой линии моря.
Кроме низких температур и неустойчивой погоды, зимний период в Заполярье характеризуется также сильными холодными ветрами, большой и низкой облачностью. В это время отмечается особенно много случаев обледенения и гололедицы. Резкое похолодание при облачной погоде вызывает обледенение одежды людей. Случаи обморожения возможны даже в весеннее время (апрель—май) при сильных ветрах и большой влажности воздуха.
Профилактическим мерам борьбы против обморожения людей следует уделять серьезное внимание. Руководитель туристской группы, организующий поход, не должен упускать из поля зрения вопросы своевременной сушки одежды и обуви, своевременной остановки на ночлег и правильного выбора места бивака, а также регулярного обеспечения участников похода горячей пищей (3 раза в сутки). Недоучет этих мер ведет к массовым случаям обмораживания и простудным заболеваниям.
Полярная ночь или очень короткий день с длинными сумерками и светлыми ночами с полярным сиянием создают своеобразные условия для передвижения. Это требует специальной подготовки и натренированности участников похода, отличного владения лыжной техникой. Ориентировка здесь затруднена из-за однообразного ландшафта и отсутствия хорошо заметных ориентиров.
Весной и особенно осенью характерны резкие колебания температуры.
Проходимость местности зимой значительно повышается по сравнению с летним периодом, зависит от глубины и плотности снежного покрова, промерзания болот и прочности льдов.
Древесная растительность в арктической зоне отсутствует. В глубинных районах продовольственных ресурсов, кроме рыбы и ограниченного количества оленины, не имеется.
Все эти особенности хотя и не исключают, но значительно усложняют организацию и проведение лыжных походов в условиях Крайнего Севера.
Полярные дни и полярные ночи нарушают обычный, привычный уклад жизни человека. В полярный день многие не могут нормально отдыхать. Длинная зимняя ночь. угнетающе действует на психику человека, отсутствие или недостаток ультрафиолетовых лучей способствует заболеванию цингой, особенно при недостатке в пище витамина С.
Короткий полярный день ограничивает суточный переход туристской группы. Недостаточная освещенность затрудняет производство фото- и киносъемки. Длинный полярный день во второй половине зимы (апрель—май месяцы) благоприятствует проведению длинных переходов, но сильная освещенность заставляет пользоваться темными (защитными) очками. (Схема продолжительности полярного дня и полярной ночи дана в приложении).
Влажность воздуха доходит до 89—90%. Такой высокий процент относительной влажности является главной причиной большой облачности и частых туманов в Арктике. Большое количество пасмурных дней и туманов усложняет ориентировку группы на маршруте.
Осадки зимой выпадают в виде сухой и мелкой снежной пыли (центральный сектор), а иногда и мелкого дождя, в виде пыли (Кольский и Чукотский полуостров).
Выпавшая на землю снежная пыль не смерзается и при малейшем ветре переносится с места на место, с открытых пространств и вершин — в лощины.
В районах Арктики с влажным воздухом и сильными ветрами снег утрамбовывается настолько, что позволяет передвижение по нему без лыж. Снег в большинстве районов Арктики сходит в конце июня. Число дней со снежным покровом — 200—300.
Арктика отличается сильными и штормовыми ветрами. Ветры со скоростью 10—15 м/сек в Арктике—довольно частое явление. В центральной Арктике сильные штормовые ветры иногда могут продолжаться до 5 — 10 дней и более. Западная часть Заполярья (Кольский полуостров) характеризуется так называемыми «зарядами». Это сильный ветер (со скоростью 25—30 м/сек), который может длиться всего 1—2 часа. Опасность заключается в том, что «заряды» начинаются почти внезапно. Ветры усугубляют суровость полярной зимы и усиливают действие холода.
Ниже приводится таблица, показывающая, при какой температуре воздуха и какой силе ветра открытая часть тела в спокойном состоянии обмораживается.
Метели (пурга, буран) бывают как при снегопаде, так и без него. Настоящая пурга, затрудняющая передвижение лыжника, бывает при скорости ветра 14 м/сек и выше. При ветре со скоростью 12—15 м/сек снежная пыль поднимается на высоту 15—30 м над землей, и воздух наполняется снежной пылью, что затрудняет дыхание и создает почти полное отсутствие видимости. Такая снежная пыль проникает в мельчайшие щели, даже сквозь неплотную ткань или швы одежды, сквозь упаковку и т. д.
Климатические условия Арктики (особенно зимой) требуют приспособления к ним участников похода, что достигается известной акклиматизацией и систематической закалкой. Лыжные походы в условиях Арктики требуют соответствующего снаряжения, одежды и питания.
Любой человек, уроженец средних широт, может приспособиться к арктическим условиям при наличии хорошего здоровья, при нормальном питании (до 5,5—6 тысяч больших калорий) с необходимым количеством витаминов в пище и при наличии одежды и обуви, предохраняющих от арктического холода, сырости и ветра.
Крайний северо-запад Арктики (Кольский полуостров) резко отличается от восточных заполярных районов нашей страны. Здесь климатические условия менее суровы, чаще встречается растительность, в большинстве районов имеется сеть дорог, связывающая населенные пункты.
Географическую характеристику отдельных районов Крайнего Севера следует искать в специальной литературе.
Планирование похода. Планируя лыжный поход в условиях Крайнего Севера, группа должна очень внимательно подойти к выбору района. Диктующим фактором здесь является возможность подъездов к началу маршрута и возвращение назад после окончания похода. Наиболее удобными в этом отношении являются районы Кольского полуострова, Архангельская область, Полярный Урал (гг. Воркута, Хальмер-Ю и Салехард), куда подходят железнодорожные пути. В остальные районы Крайнего Севера добраться зимой можно только с помощью полярной авиации.
При выборе района похода удобно пользоваться картой масштаба 1 : 1 000 000. На картах по Крайнему Северу даже в таком мелком масштабе указаны все поселки, отдельные избы, зимовья, граница леса, наличие дорог, троп, зимников и т. д.
Избранный для проведения лыжного похода район должен быть тщательно изучен с помощью имеющихся литературных источников (географических описаний, гидрометеорологических справочников, лоции морей и т. д.). Нужно отметить, что этих литературных источников очень мало, так как Крайний Север и на сегодняшний день мало изучен и описан. Имеются белые пятна, требующие нанесения их на карту и описания. К числу таких белых пятен относятся внутренние районы Таймырского полуострова.
Кроме литературных источников, нужно использовать консультации охотников и рыболовов, а также местных учреждений, установив с ними заблаговременную письменную связь. Целесообразно изучить отчеты туристских групп, прошедших раньше хотя бы в соседних районах.
Для детальной разработки маршрута нужно иметь карту масштаба 1 : 200 000 или 1 : 500 000. В отличие от походов в средних широтах карты указанного масштаба вполне могут удовлетворить требования туристов в походах по Крайнему Северу. Более того, пользоваться картой масштаба 1 : 100 000 бывает очень неудобно из-за ее большой величины. Потребность в отдельных листах такого масштаба может возникнуть, лишь при переходе особо сложных горных перевалов.
Характерной особенностью маршрутов в условиях Крайнего Севера является их большая протяженность, почти полное отсутствие населенных пунктов, невозможность пополнения запасов продуктов на трассе маршрута, бездорожье, далекие подъезды к началу маршрута, отсутствие возможности выйти на боковые пути, бедность местным топливом, отсутствие привычных ориентиров.
Здесь большое значение приобретает каждое жилье, даже охотничьи и рыбачьи зимовья или чумы оленеводов. Выброшенный на берег плавник, отдельные участки леса и заросли кустарника также должны тщательно учитываться. Как правило, трасса маршрута должна проходить через них, хотя это иногда может удлинить маршрут на 30— 50%. Такие участки используются как опорные пункты, где иногда целесообразно организовать дневки.
При прокладывании на карте линии маршрута нужно иметь в виду, что в Заполярье снег постоянно дующими ветрами уплотнен настолько, что позволяет движение по нему без лыж. Не только лыжи, но и нога человека подчас не оставляет следа на снегу. На возвышенных местах снега почти нет, он сдут полностью ветром и движение на лыжах затруднено из-за выступающей почвы и мелких камней. Необходимо учитывать господствующее направление ветров. Недооценка этого фактора может привести к аварии или, в лучшем случае, к срыву похода.
Разбивка маршрута по дням и планирование темпа движения должны проводиться с учетом того, что туристы бу-• дут вынуждены нести с собой почти весь запас продовольствия и топлива. Здесь величина суточного перехода, особенно в начале маршрута, очень мала (8—12 км) и тем меньше, чем длиннее весь маршрут, а значит, и больше общая выкладка на каждого участника.
Для определения общей продолжительности похода (его пешеходной части) темп передвижения хорошо подготовленной группы нужно принимать в 15—18 км. Здесь учтены дневки, а также вынужденные пережидания пурги.
На маршрут протяженностью в 300 км нужно планировать 20 дней, из них 4—5 дней, как правило, падают на непогоду. График движения целесообразно составить приблизительно так: 10, 15, 18 км, дневка, 20, 20, 20, 20 км, дневка, 25, 25, 30, 30 км, дневка, 25, 22, 20 км.
Кроме трех дневок 2—3 дня нужно оставить в резерве. В случае неблагоприятной погоды специальные дневки не делаются, они совпадут с днями непогоды.
Дневки целесообразно планировать в населенных пунктах, охотничьих или рыбачьих избах, в местах с наличием топлива (лес, кустарник, плавник) или в пунктах, где предусмотрено проведение научно-исследовательской работы.
Наличие хорошего снаряжения в группе является одним из факторов успешного и безаварийного похода. Снаряжение для лыжных походов в условиях Крайнего Севера должно быть легким, удобным в передвижении, а также должно обеспечивать организацию ночлегов в самую неблагоприятную погоду.
Коротко требования к одежде сводятся к следующему: способность сохранять тепло при морозе 50—60°; ветронепроннцаемость при ветре со скоростью до 25—30 м/сек; влагонепроницаемость (непромокаемость); максимально возможная легкость и удобство при носке и передвижении на лыжах; простота одевания и раздевания.
Если при планировании походов первой и второй категории трудности в средней полосе группа может брать тот .или иной перечень снаряжения часто по своему усмотрению, то в сложных походах третьей категории трудности небрежное отношение к этому вопросу может привести к печальным последствиям. Маршрутные комиссии должны установить определенный перечень снаряжения для таких походов, проверяя его наличие при отъезде группы на маршрут.
Индивидуальное снаряжение на каждого участника должно быть точно подогнано и испытано в проверочных походах. Здесь все должно быть продумано до мелочи, взято все необходимое и ничего лишнего.