Без заранее намеченного маршрута туристского похода не бывает.
«Пойдем куда глаза глядят» — этот принцип, может быть, годится для прогулки по лесу или парку, когда люди просто хотят побыть среди природы, подышать свежим воздухом или поискать грибы, ягоды, орехи. Но такой принцип не годится для туристского похода, потому что у похода совсем другие задачи — достижение спортивных и познавательных целей, ради которых люди и идут в поход. Но эти задачи требуют, чтобы перемещение происходило через определенные точки района проведения похода — объекты краеведческого познания и спортивного преодоления. Вот почему во всяком туристском походе первой и безусловной задачей является точное во времени и пространстве прохождение запланированного маршрута, так как выполнение других (основных) задач находится в зависимости от выполнения этой первой задачи.
Однако не всегда туристам удается выполнить эту первую задачу — пройти точно по намеченному пути. Всегда есть риск отклониться в сторону, сбиться с намеченного курса из-за потери ориентировки. Такая неудача грозит им утратой самого смысла проведения похода — невыполнением его задач, а иной раз она может привести и к более печальным итогам.
Причины таких неудач в ориентировании на маршрутах делятся на субъективные и объективные (о последних будет сказано ниже). А субъективные причины — это недостаточное знание основ топографии (в частности — топографии конкретного района, где проводится поход), недостаточный практический опыт в этой области, отсутствие наблюдательности. Искусство ориентирования состоит в том, что человек должен в каждый момент движения понимать, где он находится, куда прибыл и куда направляется дальше, то есть знать свое положение по отношению к важным для него точкам пространства — объектам краеведческого ознакомления, точкам спортивных испытаний, населенным пунктам, станциям, водоемам и т.д. — то есть к местным предметам своих походных интересов.
Ориентирование на местности — явление динамическое: нельзя один раз сориентироваться и на этом закончить с ориентировкой на все остальное время похода. Движение по маршруту и ориентирование — процесс единый и непрерывный. Только двигаясь, мы можем (и должны) ориентироваться, а когда движение закончено, ориентирование тоже прекращается.
По своей природе ориентирование — действие интеллектуальное, основанное на анализе объективной информации, которую турист должен уметь добывать, сортировать и оценивать. Оно требует осмысления человеком своих перемещений в пространстве. При этом очень важным элементом искусства ориентирования является УМЕНИЕ СОМНЕВАТЬСЯ, не доверять одному признаку-ориентиру, который, казалось бы, с полной очевидностью подтверждает, что вы пришли туда, куда намечали. Нельзя верить лишь одному подтверждению; надо перебрать в уме ошибки, которые вы могли допустить.
В учебниках по военной топографии целостное понятие ориентирования на местности раскладывается на три отдельных умения:
1) умение определить на карте точку своего местонахождения в каждый момент движения;
2) умение правильно спланировать путь дальнейшего движения к цели;
3) умение выдержать намеченный путь.
Существующая реальная возможность потери ориентировки в походах подталкивает руководителя группы к мысли взять на себя решение сложного вопроса. Но это нерационально. Конечно, чтобы обезопасить себя, туристской группе было бы удобно брать с собой в дорогу человека, наизусть знающего весь маршрут. Но, во-первых, таких платных проводников просто нет, а, во-вторых, если бы они и были, то этого делать не следовало бы. Не из-за потерь финансовых, а из-за потерь педагогических: обслуживая выполнение главных задач туристского похода, ориентирование и само по себе является увлекательным для участников занятием и ценным воспитательным средством. Оно воспитывает острую наблюдательность, развивает логическое мышление, прививает чувство ответственности за дело, убеждает участников в практической ценности знаний, которые они получают в школе на уроках или на занятиях туристского кружка.
Вот почему нецелесообразно, чтобы в походе работу по ориентированию брал на себя сам руководитель или этим занимались постоянно два-три ученика, а все остальные не имели бы допуска к этому сложному делу. Как варкой пищи на костре, сбором краеведческих материалов, мытьем посуды, так и ориентированием на маршруте должны заниматься все участники по очереди — вести группу на порученных им отдельных участках. Лучше, если эту работу ученики будут выполнять парами — проводник и его помощник (дублер). Но в группе, кроме дежурных проводников, должен быть и старший проводник, который будет контролировать дежурных.