В этом разделе мы не будем касаться техники передвижения, хорошо разработанной в альпинистской и туристской литературе (передвижения по травянистым склонам, скалам, осыпям и т. д.), и остановимся лишь на том, что не находило до сих пор достаточного освещения, в том числе особенно на переправах.
Передвижение по пересеченной местности. Важно приучить себя к ровному свободному шагу при наиболее экономном расходовании сил. Такой результат достигается следующим. Прежде всего следят за тем, чтобы во время движения центр тяжести тела человека занимал примерно одно и то же положение по отношению к земле. Сверх меры понижение и повышение центра тяжести во время ходьбы приводит к лишней растрате сил. Для того чтобы устранить вертикальное раскачивание (то понижающее, то повышающее центр тяжести), надо идти со слегка согнутыми коленями, стараясь не до конца выпрямлять их в момент толчка.
Ступня ставится немного на пятку и потом мягко перекатывается на носок. При этом нога в тяжелой обуви невольно слегка косолапит, что облегчает движение. В тот момент, когда ступня отрывается от земли, чтобы сделать шаг вперед, мышцы голеностопного сустава и почти всей ноги надо максимально расслаблять. Движение ноги в воздухе после толчка о землю должно совершаться главным образом за счет инерции.
Но в тот момент, когда нога ставится на землю, мышцы вновь нагружаются, так как ступней надо хорошо управлять, чтобы поставить ее в нужное место (избегая неровностей почвы) и точно на подошву (а не на ребро), чтобы не растянуть связки голеностопного сустава.
При такой технике ходьбы турист невольно начинает двигаться ритмично, т. е. делает шаги примерно одинаковой длины, передвигает ноги с одинаковой частотой, скорость движения по ровному месту получается постоянной.
Важно, что у каждого человека, в зависимости от его роста, силы, веса, веса обуви, рюкзака, длина шага и другие элементы, определяющие ритм движения, будут свои особые, отличные от других. Именно свойственный данному туристу ритм движения и должен вырабатываться постоянной тренировкой во время туристских прогулок, однодневных и многодневных походов.
Ритмичность движения приводит к правильной работе сердца, дыхательных органов и вообще всего организм» в целом, что очень важно в оздоровительном отношении. Конечно, овладеть такой техникой ходьбы сразу невозможно, она достигается практикой. Опытному туристу-пешеходу вовсе не приходится постоянно следить за соблюдением всех указанных элементов ходьбы, они выполняются как бы сами собой.
Практически осуществить этот принцип передвижения во всех деталях можно лишь на ровном, строго горизонтальном участке пути. Однако таких скучных мест в туристском походе встречается мало. Но опытный турист легко замечает, что при движении даже по резко пересеченной местности многие элементы ходьбы, создающие ритмичность в работе организма, продолжают действовать. Тут-то и обнаруживается, что для туриста важна не сама по себе строго-постоянная ритмичность передвижения, а именно постоянство ритмичности в работе организма.
Так, например, на подъемах шаг опытного туриста, как бы подчиняясь какому-то автоматически действующему регулятору, становится короче, скорость движения замедляется, и тем больше, чем круче подъем. Ритм движения на таком участке пути может меняться несколько раз, но ритм работы сердца — главного из доступных для наблюдения в походе показателей состояния организма — при правильном движении остается примерно одним и тем же или во всяком случае колеблется не столь уж резко. А этот-то результат и необходим тем, кто хочет приучить себя передвигаться на большие расстояния с значительным грузом в рюкзаке и при этом достигать не ослабления и расстройства деятельности организма, а его значительного и неуклонного оздоровления.
Для достижения такого результата большое значение имеет согласованность дыхания с темпом движения. Надо, чтобы вдох и выдох следовали ритмично, через определенное количество шагов.
Таким образом, в обычных условиях, т.е. на высотах, не превышающих 3—3,5 тысячи метров, можно добиться большего или меньшего постоянства посильной нагрузки. Величина этой нагрузки, как уже говорилось, регулируется скоростью движения, а равномерность ее контролируется работой сердца. При правильном движении скорость его должна быть такова, чтобы сердце работало ровно и несколько чаще нормального. Через 5—10 минут после остановки частота пульса должна становиться нормальной.
Практически при движении по ровному месту с рюкзаком скорость достигает 3,5—4 км в час, на спусках скорость увеличивается, при движении по лесу, болоту, кустарнику, песку темп снижается примерно на одну треть и даже вдвое.
На крутых участках пути при большом весе рюкзака длина шага сокращается более, чем наполовину. При возрастании крутизны тропы шаг. становится еще более коротким. На очень крутом участке склона движения совершаются медленно, растянуто, плавно, с постепенным переносом тяжести тела с одной ноги на другую. При этом, если турист находится в середине колонны и движение вдруг приостановилось, полезно переступать почти на месте или чуть в сторону, чтобы нагрузка на организм осталась постоянной.
На больших высотах (около 4000 м) принцип равномерности и постоянства нагрузки во время движения нарушается, ибо на работу организма начинает оказывать влияние пониженное атмосферное давление и. другие факторы. На крутых подъемах на этих высотах приходится периодически ненадолго останавливаться и, нагибаясь, переносить тяжесть рюкзака целиком на спину, чтобы не только привести, в норму работу сердца, но и дать отдых плечам. Каждую остановку группы надо использовать для отдыха.
Техника движения на подъемах и спусках несколько иная, чем по ровному участку. На подъемах ступню стремятся ставить на землю сразу всей подошвой, несколько разворачивая носки в сторону (этим достигается лучшее сцепление подошвы ботинка с грунтом). Нога сгибается в колене.
При движении по ровному месту или на подъеме большие камни, лежащие на пути, следует или перешагивать, не вставая на них, или обходить, чтобы не затрачивать лишних сил. В то же время иногда удобно подниматься по камням, как по ступенькам, если за камнем не следует понижения.
На некрутых спусках ногу ставят почти не сгибая, сначала слегка на каблук. Шаг стремятся делать пошире. На круто спускающихся каменистых тропах ногу слегка сгибают в колене, ставят ступню на камень, что позволяет создать надежный упор для ноги и поставить ее более удобно. Спуски налегке или с очень легким рюкзаком приятно совершать в быстром темпе небольшими прыжками с приземлением последовательно сначала на одну ногу и затем (почти тотчас) — на другую, что создает необходимую амортизацию и позволяет легко управлять скоростью движения, в любой момент снизить ее до минимума или остановиться. При спусках таким способом прыжок совершается несколько боком к склону.
Приемы самозадержания. При падении на снежном или скользком травянистом склоне и скольжении вниз турист должен действовать без паники, быстро и решительно, чтобы успеть остановить скольжение, пока скорость падения невелика. В каком бы положении турист ни упал на склон (на бок или на спину, головой вверх или вниз), надо прежде всего резким рывком перевернуться на живот головой вверх и, пошире расставив ноги, пытаться затормозить движение, упираясь в склон носками ботинок.
Одновременно вытянув руки с альпенштоком или ледорубом и подняв верхний его конец, чертят по склону штычком, с силой упирая его в склон (рис. 33, А — правильное, Б — неправильное положение).
Распространенные ошибки: а) руки, держащие древко, сводятся близко друг к другу, в результате чего альпеншток будет потерян или поранит туриста; б) альпеншток упирают в склон навстречу движению близко у лица или груди, что может привести к тем же последствиям; в) занимают неправильное положение на склоне, скользя слегка на боку и не расставляя ног, в результате при торможении альпенштоком невольно переворачиваются на спину и начинают падать, катясь по склону, как веретено.
Приемам самозадержания следует научиться до выхода на маршрут лучше всего на снежных склонах. Тренировать самозадержание можно не только в горах, но и на склонах оврагов и холмов ранней весной на мокром тающем снегу, на котором при скольжении лежа развивается достаточная скорость.
Техника движения по болотам и чащам. Болота, образовавшиеся в результате затопления низины, преодолевают, перепрыгивая или перешагивая с кочки на кочку или используя для опоры ноги грунт около комля дерева или куста. Необходимо для опоры применять альпеншток.
Болота, возникшие в результате зарастания старых водоемов, представляют особую опасность, так как под слоем растительности или остатков листьев и стеблей — сплавины — находится вода или ил. Провалиться в таком болоте лего, а выбраться из него трудно. Подобные болота надо обходить. Опознать их можно потому, что «сплавина» под ногами слегка колеблется, в промятые ногой места собирается вода.
Если все же придется двигаться по такому болоту, то надо установить толщину сплавины с помощью заостренной палки. По толстой сплавине можно двигаться безопасно, но беда в том, что ее прочность может быть неодинаковой в разных местах болота. Идти надо плавно, с интервалом друг от друга метров в пять. В руках следует держать длинный шест. В случае если турист проваливается, шест кладется на сплавину и служит опорой. Турист ложится на него и выбирается на прочное место. В случае дальнейшего погружения всякое движение прекращают в ожидании помощи от товарищей. Приближаться к провалившемуся следует ползком. Около терпящего бедствие мостится гать из ветвей, жердей, стволов деревьев, на которую он и вытаскивается.
Во время движения по лесным зарослям , среди таежных завалов надо защитить тело штормовым или лыжным костюмом, идти внимательно, чтобы не упасть в яму, не споткнуться о лежащий ствол дерева, не повредить лица и глаз о сучки и ветви, следить за впереди идущим, уклоняясь от ветвей, приведенных им в движение, стараться, чтобы ветвь, отклоненная в результате собственного движения, не ударила товарища.
Двигаясь среди таежных завалов, надо намечать путь движения как можно дальше вперед, чтобы не оказаться в труднопроходимом месте. Толстые и особенно слегка подгнившие горизонтально лежащие на земле стволы деревьев могут быть вполне использованы для продвижения. При перелезании через стволы лучше всего перешагивать их. Вступая на сучки поваленных стволов, надо прежде попробовать их крепость.
В таежном походе иногда приходится пользоваться вьючным транспортом. Вьючить надо так, чтобы в случае падения коня, провала его в трясине и в других аварийных условиях можно было бы просто и быстро снять груз. При этом резать веревки совсем не обязательно. Обе половины груза должны быть хорошо связаны между собой короткой связкой и положены на седло. Затем все это обвязывается одной веревкой следующим образом. Под брюхо лошади подводится веревка—предпочтительнее волосяная, так называемый аркан длиной 8—10 м. Два человека свободными концами делают кольцо вокруг туловища лошади с вьюками. Веревку следует положить так, чтобы она приходилась на подпругу седла. Концы перекидываются навстречу друг другу вокруг груза и поверх седла, после чего, упираясь коленкой или ступней во вьюки, крепко натягивают веревку. Затем каждый, не. ослабляя натяжения веревки, пускает ее вокруг своего вьюка. Один начинает движение вокруг вьюка к голове лошади, другой — к крупу. Над седлом образуется простейший узел. Сделав по одному обороту вокруг вьюка в направлении от головы к крупу и обратно, концы снова выводят над седлом и, передав их друг другу, еще раз обтягивают и заканчивают простым рифовым узлом (рис. 34). Эта обвязка легко выполняется и дает возможность быстро снять груз. Раздернув узел, легко снять шлаги вокруг вьюков и можно снимать вьюки. При провале лошади в трясину, заклинивании ее ног в расщелинах можно быстро освободить лошадь от груза.
Беря коней или оленей напрокат, необходимо внимательно осмотреть седла, подпруги. Обязательно должна быть шлея. Стоимость одного коня в день 20—25 рублей, а оленя— 10 рублей.