туристские, являются осн. техн. средством для страховки в тур. походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетич. (капроновых, перлоновых, нейлоновых) прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, к-рая окружена защитной оплеткой, – т. н. плетеные В. (рис. 1).
Для страховки и передвижения туристов на маршруте служат В., называемые основными, имеющие диам, 9 – 12 мм и погонную массу 50 – 90 г/м. Испытание прочности и качеств новой В. производится на образцах, отрезанных от бухты (150 – 500 м). В. диам. 11 – 12 мм подвергается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг, В. диам. 9 – 10 мм – 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того. образцы доводятся до разрыва при статич. нагрузке (рис. 2).
Рис. 1. Конструкция плетеной веревки.
Рис. 2. Схема испытания веревки по методике Международного союза альпинистских ассоциаций
В качестве опоры при передвижении, а также для навески перил лучше применять относительно жесткие В., слабо удлиняющиеся вод нагрузкой; для страховки – более упругие, способные поглощать за счет значит. удлинения (до 3О%) часть энергии рывка в случав падения туриста. В. должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть легкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длит. эксплуатации. При организации страховки обычно применяют одну (т. н. одинарную) В. диам. не менее 11 мм; на сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную В. – две В. одинакового (как правило, 9 – 10 мм) либо разного (напр., 11 и 9 мм) диаметра. При работе с двойной В. обычно подбирают концы разного цвета. Для навески перил могут служить осн. В. любого диаметра. Работая с В., необходимо учитывать, что в узле происходит значит, снижение прочности В. (напр., в узле «стремя» на 40%, в узлах «булинь» и «восьмерка» на 25%). Прочность В. на перегибе в карабине снижается на 30%. Обычная длина одной В. (или, как принято говорить, конца В.) 40 м – условная единица длины, наз. «веревка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы В. дл. 25 – 30 м. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют В. дл. 45 – 60 м и более. Срок службы страховочной В. в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность В. необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. В. со значит. повреждениями оплетки или выдержавшую большую динамич. нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнит. (страховочной) В. В случае намокания В. просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в теплой мыльной воде с тщательным выполаскиванием, хранят в прохладном, сухом закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, В пропитывают спец. составами. Основные В. переносят смотанными в одинарные или двойные кольца (рис. 3).
Рис. 3. Веревки, смотанные в одинарные кольца для переноски через плечо или в рюкзаке (а) в двойные кольца для переноски а рюкзаке или за спиной (б).
Для грудных обвязок и «беседок» (см Обвязки страховочные) в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с осн. 8. при переправах и спусках, как правило, используется плетеная капроновая В. диам. 6 – 8 мм, наз. вспомогательной или репшнуром, Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статич. нагрузки. Для этой же цели служит плетеная капроновая лента диам. 20 – 3О мм такой же прочности.
В ситуациях, когда применение В. несвязно непосредственно с безопасностью людей (подстраховка рюкзаков и др. предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и т. п.), можно использовать любые В. (в т. ч. крученые), а также В. и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100 – 150 кг.
Торможение В. (троса) применяется для регулирования (вплоть до остановки) движения при спуске людей или груза, а также при динамич. страховке. Для торможения В. используют выступы рельефа (рис. 4); карабин, навешиваемый на выступы или искусств. точки опоры Ш (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб и т. п.) непосредственно или с помощью петли (рис. 5 и 6); тормозные приспособления без возможности блокировки В. – «шайба Штихта», «лягушка», «восьмерка» (рис. 7); тормозные приспособления, блокирующие В., – «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решетка», «каталка» (рис. 8); автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова (рис. 9); карабинные тормоза (рис. 10), карабины в сочетании с тормозными узлами (рис. 11), а также корпус и руки туриста. Торможение 8., в к-ром принимают участив только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу (см. рис. 4,б и в к ст. Страховка), иногда в качестве дополнит. страховки при спуске спортивным («сванским») способом и классич. «дюльфером». Торможение В. через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамич. страховке и разл. способах спуска по В.(рис. 12 и рис. 13). Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз (см.
Блок) и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова (рис. 14).
Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры В. (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего {«протравливающего») ненагруженный свободный конец В. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности В. или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно В. (троса) без приложения удерживающего усилия человека.
Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.
Рис.4. Торможение веревки через скальный выступ при малом угле охвата с петлей (а) и карабином (б).
Рис. 5. Торможение веревки через карабин, навешенный на одиночный крюк (а) и крюк с петлей (б).
Рис. 6. Торможение веревки через ледоруб.
Рис. 7. Тормозное приспособление, не блокирующее веревку, типа «восьмерка».
Рис. 8. Тормозные приспособления, блокирующие веревку: а – "лепесток"(1 – положение остановки или полного торможения; 2 – положение спуска с торможением); б – бугель Мунтера.
Рис. 9. Автоблокирующиеся фрикционные устройства: а – Петцла; б – Серафимова.
Рис. 10. Карабинные тормоза: а– "карабинный крест"; б – из скального молотка и ледоруба.
Рис. 11. Карабинные узлы для спуска по веревке (на примере узла "три щелчка").
Рис. 12. Спуск на веревке(самостраховка не показана) с применением «восьмерки».
Рис. 13.
Торможение веревки через корпус и руки туриста с использованием шайбы Штихта.
Рис. 14.
Фрикционное устройство, применяемое для торможения троса ("трубка").