туристские, являются осн. техн. средством для страховки в тур. походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетич. (капроновых, перлоновых, нейлоновых) прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, к-рая окружена защитной оплеткой, – т. н. плетеные В. (рис. 1).
Для страховки и передвижения туристов на маршруте служат В., называемые основными, имеющие диам, 9 – 12 мм и погонную массу 50 – 90 г/м. Испытание прочности и качеств новой В. производится на образцах, отрезанных от бухты (150 – 500 м). В. диам. 11 – 12 мм подвергается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг, В. диам. 9 – 10 мм – 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того. образцы доводятся до разрыва при статич. нагрузке (рис. 2).
|
Рис. 1. Конструкция плетеной веревки.
Рис. 2. Схема испытания веревки по методике Международного союза альпинистских ассоциаций
В качестве опоры при передвижении, а также для навески перил лучше применять относительно жесткие В., слабо удлиняющиеся вод нагрузкой; для страховки – более упругие, способные поглощать за счет значит. удлинения (до 3О%) часть энергии рывка в случав падения туриста. В. должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть легкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длит. эксплуатации. При организации страховки обычно применяют одну (т. н. одинарную) В. диам. не менее 11 мм; на сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную В. – две В. одинакового (как правило, 9 – 10 мм) либо разного (напр., 11 и 9 мм) диаметра. При работе с двойной В. обычно подбирают концы разного цвета. Для навески перил могут служить осн. В. любого диаметра. Работая с В., необходимо учитывать, что в узле происходит значит, снижение прочности В. (напр., в узле «стремя» на 40%, в узлах «булинь» и «восьмерка» на 25%). Прочность В. на перегибе в карабине снижается на 30%. Обычная длина одной В. (или, как принято говорить, конца В.) 40 м – условная единица длины, наз. «веревка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы В. дл. 25 – 30 м. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют В. дл. 45 – 60 м и более. Срок службы страховочной В. в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность В. необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. В. со значит. повреждениями оплетки или выдержавшую большую динамич. нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнит. (страховочной) В. В случае намокания В. просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в теплой мыльной воде с тщательным выполаскиванием, хранят в прохладном, сухом закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, В пропитывают спец. составами. Основные В. переносят смотанными в одинарные или двойные кольца (рис. 3).
|
Рис. 3. Веревки, смотанные в одинарные кольца для переноски через плечо или в рюкзаке (а) в двойные кольца для переноски а рюкзаке или за спиной (б).
Для грудных обвязок и «беседок» (см Обвязки страховочные) в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с осн. 8. при переправах и спусках, как правило, используется плетеная капроновая В. диам. 6 – 8 мм, наз. вспомогательной или репшнуром, Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статич. нагрузки. Для этой же цели служит плетеная капроновая лента диам. 20 – 3О мм такой же прочности.
В ситуациях, когда применение В. несвязно непосредственно с безопасностью людей (подстраховка рюкзаков и др. предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и т. п.), можно использовать любые В. (в т. ч. крученые), а также В. и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100 – 150 кг.
Торможение В. (троса) применяется для регулирования (вплоть до остановки) движения при спуске людей или груза, а также при динамич. страховке. Для торможения В. используют выступы рельефа (рис. 4); карабин, навешиваемый на выступы или искусств. точки опоры Ш (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб и т. п.) непосредственно или с помощью петли (рис. 5 и 6); тормозные приспособления без возможности блокировки В. – «шайба Штихта», «лягушка», «восьмерка» (рис. 7); тормозные приспособления, блокирующие В., – «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решетка», «каталка» (рис. 8); автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова (рис. 9); карабинные тормоза (рис. 10), карабины в сочетании с тормозными узлами (рис. 11), а также корпус и руки туриста. Торможение 8., в к-ром принимают участив только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу (см. рис. 4,б и в к ст. Страховка), иногда в качестве дополнит. страховки при спуске спортивным («сванским») способом и классич. «дюльфером». Торможение В. через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамич. страховке и разл. способах спуска по В.(рис. 12 и рис. 13). Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз (см.
Блок) и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова (рис. 14).
Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры В. (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего {«протравливающего») ненагруженный свободный конец В. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности В. или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно В. (троса) без приложения удерживающего усилия человека.
Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.
|
Рис.4. Торможение веревки через скальный выступ при малом угле охвата с петлей (а) и карабином (б).
Рис. 5. Торможение веревки через карабин, навешенный на одиночный крюк (а) и крюк с петлей (б).
Рис. 6. Торможение веревки через ледоруб.
|
Рис. 7. Тормозное приспособление, не блокирующее веревку, типа «восьмерка».
Рис. 8. Тормозные приспособления, блокирующие веревку: а – "лепесток"(1 – положение остановки или полного торможения; 2 – положение спуска с торможением); б – бугель Мунтера.
Рис. 9. Автоблокирующиеся фрикционные устройства: а – Петцла; б – Серафимова.
Рис. 10. Карабинные тормоза: а– "карабинный крест"; б – из скального молотка и ледоруба.
Рис. 11. Карабинные узлы для спуска по веревке (на примере узла "три щелчка").
Рис. 12. Спуск на веревке(самостраховка не показана) с применением «восьмерки».
Рис. 13.
Торможение веревки через корпус и руки туриста с использованием шайбы Штихта.
Рис. 14.
Фрикционное устройство, применяемое для торможения троса ("трубка").