приспособление для продвижения гребного судна по воде. В водном Т. используются преим. байдарочные, канойные и шлюпочные В. (обычно распашные, реже вальковые), а также спец. В. для управления движением плота – гребь. Байдарочное В. состоит из веретена, 2 лопастей и 2 водосбрасывателей (рис., а), канойное и шлюпочное распашное В. – ‘ из веретена, лопасти и рукоятки (рис., б, в). Длина байдарочных и канойных В. подбирается с учетом роста и длины рук гребцов и высоты сиденья над уровнем воды, к-рая в свою очередь зависит от ширины судна, точнее от расстояния между гребцом и наружным обводом судна (чтобы В. при гребле не задевало бортов лодки). Длина байдарочного В. обычно выбирается равной росту гребца с вытянутой рукой; лопасти В. для эффективного выполнения всех гребков управления развернуты под углом 900. Размеры лопасти байдарочного В.: шир. до 200 мм, дл. до 500 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина канойного В.
Весла: в – байдарочное; б – канойное; в – распашное шлюпочное; 1 – рукоятка; 2 – веретено; 3 – водосбрасыватель; 4 – лопасть.
выбирается по росту гребца – до его переносицы. Размеры лопасти канойного В.: шир. до 220 мм, дл. до 600 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина шлюпочных В. достигает 2,2 – 2,5 м при длине лопасти 450 – 600 мм и шир. 150 – 180 мм. Чем длиннее В., тем меньше должна быть площадь его лопасти. Большинство В. для тур. судов изготавливают из дюралюминиевых труб диам. 30 – 32 мм (веретено) и дюралюминиевого листа толщ. 1 – 1,6 мм (лопасть). Лопасти дюралюминиевых В. профилируют для придания им жесткости; выпуклости обращены против прямого хода В. при гребке.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.