Чтение карты

Итак, мы рассмотрели основные обозначения топографических условных знаков, то есть азбуку карты, служащую для изображения отдельных элементов местности на карте. Не зная этих условных знаков, естественно, нельзя научиться читать карту.

Между прочим, научиться читать книгу легче, чем карту, потому что алфавит русского языка содержит только 33 буквы, а условных знаков, применяющихся при изображении местности на карте, свыше 150. Вот почему при изучении основ топографии уделяется серьезное внимание изучению условных топографических знаков.

Прочитать карту — это значит разобраться в условных знаках, имеющихся на карте, и создать себе ясное представление о местности, изображенной на ней. Последнее тоже требует умения, своего рода искусства, то есть рассмотрения условных знаков во взаимосвязи друг с другом, ибо только такое чтение карты может дать правильное представление об общем характере местности.

Читать карту в целях изучения по ней местности нужно в определенной последовательности. Сначала рекомендуется уяснить масштаб карты и высоту сечения рельефа. Уяснение масштаба нужно для глазомерного определения расстояний. Так, например, зная, что 1 см на карте соответствует 250 м на местности, можно, откладывая на глаз длину отрезка в 1 см, определять приближенно ширину большой реки, протяженность населенного пункта, размеры заболоченного участка и т. п. Высота сечения рельефа показывает, через сколько метров проведены основные и половинные горизонтали. Так, для нашего образца карты (рис. 41) высота сечения равна 5 м, следовательно, полугоризонтали проведены через 2,5 м, а утолщенные через 25 м. Эти данные пригодятся при чтении рельефа. Полезно обратить внимание на год съемки и издания карты, указываемой в зарамочном оформлении. Это дает возможность сделать вывод о соответствии карты и местности в отношении контуров (границ) растительного покрова, изменений в дорожной сети, населенных пунктах и других местных предметах. После этого определяют общий характер местности на данном участке. Вначале путем осмотра карты устанавливают, какие имеются крупные города, реки, горные хребты, пути сообщения и как по отношению к ним расположен, например, маршрут движения, который требуется изучить по карте. Затем определяют, какова местность по характеру рельефа — горная, равнинная или холмистая; по наличию на ней местных предметов и растительного покрова определяют, открытая она, полузакрытая или закрытая, а по наличию препятствий на местности

Подпись:

относят ее к пересеченной или непересеченной. Обычно такой обзор начинают с рассмотрения водной сети одновременно с рельефом, что позволяет правильно оценить, какова поверхность изучаемого участка, куда направлено понижение (повышение^ местности и т. п. Установив общий характер местности, приступают к детальному ее изучению применительно к решаемой задаче. В результате тщательного изучения карты определяются условия проходимости, наблюдения и ориентирования, а также местные предметы и детали рельефа, которые можно использовать для укрытия от наблюдения и др. При наличии аэроснимков и других фоторазведывательных документов полезно использовать и их для уточнения данных, полученных по карте.

Рассмотрим все вышесказанное на конкретном примере.

Допустим, вам, принимающему участие в игре «Зарница»,-выдали карту (см. образец карты М 1:25 000 на рис. 41) и поставили следующую задачу: двигаясь по дороге в направлении населенного пункта Горки (квадрат 2154), установить наличие противника и состояние переправы через реку Ольховку в районе «Горки»-совхоз. Вы находитесь на южной окраине населенного пункта Бугры (2257). В вашем распоряжении имеется один бронетранспортер и один мотоцикл. Разведку будете вести в осеннее время.

Из последних данных о противнике было известно, что его мелкие разведывательные группы находились в 20— 25 км западнее реки Ольховки.

Уяснив это, вы приступаете к изучению местности и маршрута движения по карте. Последовательность работы надо принять такую: вначале определяем по карте общий характер местности и намечаем маршрут движения, затем детально изучаем местность по намеченному маршруту и на этой основе даем оценку условиям проходимости, ориентирования, наблюдения и маскировки. Эти данные позволяют нам наметить остановки в пути следования, определить объекты, подлежащие осмотру, и местные предметы, которые можно использовать как естественные укрытия. Масштаб карты и высоту сечения рельефа мы уже установили выше. Из данных, которые помещены за рамками листа (мы имеем только часть его), известно, что со времени издания карты ирошло менее двух лет, следовательно, она вполне достоверная.

Отыскав на карте указанные пункты (Бугры, Горки, совхоз и реку Ольховку) и сделав общий обзор этого участка, мы можем установить, что местность в районе предстоящей разведки холмистая, пересеченная и полузакрытая. Река Ольховка протекает примерно в 3-х километрах (согласно сетке плоских координат) к западу от Бугров. Между ними расположена узкая заболоченная пойма ручья Лугового. Основными путями сообщения на этом участке местности являются: шоссе, проходящее через Горки и идущее далее через совхоз на запад, а также грунтовая улучшенная дорога в 1,5 км южнее Бугров, на которую выходит проселочная дорога из этого населенного пункта. Судя по наличию и направлению дорог, наш маршрут движения может быть выбран такой: вначале от Бугров по проселочной дороге на юг до пересечения ее с улучшенной грунтовой дорогой, далее по ней на запад до северной окраины Горок, а затем по шоссе через населенный пункт в район моста на реке Ольховке и в совхоз «Горки». Дополнительно можно использовать и дорогу через хутор Славин (2156) — от перекрестка грунтовых дорог до южной окраины села Горки.

Приступаем к изучению этого маршрута детально. Протяженность маршрута по дорогам от Бугров до реки Ольховки можно определить на глаз по квадратам километровой сетки; она будет равной примерно 4 км, а до совхоза не более 5 км. Наш маршрут начинается от южной окраины населенного пункта Бугры по проселочной дороге, которая вначале идет под гору, до отдельного дома, а затем плавно поднимается на высоту с небольшим кладбищем с деревьями, расположенным с западной стороны дороги, примерно в 50 м. Миновав кладбище, дорога пой- „ дет с понижением к югу и примерно через 150 м достигнет лесного участка шириной около 400 м. При этом с западной стороны будет вырубка с кустарниковой порослью. По условному знаку видно, что этот лес лиственный, средняя высота деревьев 20 м, толщина 15 см, а расстояние между ними 4 м. По выходе из леса дорога проходит по открытому скату, затем по мокрому лугу в лощине и далее пересекает улучшенную грунтовую дорогу. По сторонам проселочной дороги и вблизи перекрестка имеются отдельные кусты. Расстояние от южной опушки леса до перекрестка с указателем дорог примерно равно полкилометра. Из карты также видно, что грунтовая улучшенная дорога к востоку от перекрестка имеет насыпь на участке мокрого луга. К перекрестку дорог с севера подходит узкая полоса смешанного леса шириной 200—300 м и протяженностью более километра.

Прочитав карту и изучив местность на участке маршрута Бугры — перекресток грунтовых дорог (2156), можно установить, что в качестве ориентиров следует выбрать: кладбище с деревьями, вырубленный лес, перекресток с указателем дорог. Проселочная дорога не имеет резких поворотов и идет в южном направлении до перекрестка ее с грунтовой улучшенной дорогой. Скаты пологие и доступны всем видам транспорта. Подпись «5» на условном знаке улучшенной грунтовой дороги указывает, что ее ширина равна 5 м. На протяжении примерно 300 м от перекрестка к дороге примыкает полоса смешанного леса; с южной стороны местность открытая с наличием отдельных кустарников. С безымянной высоты, которая южнее дороги, должен хорошо просматриваться весь путь в направлении Горок. Узкая промоина на скате имеет надпись

Чтение карты

Это означает, что ширина ее 3 м, а глубина 2 м. Примерно в 850—900 м от перекрестка дорога проходит через ручей Луговой и имеет мост длиной 20 м, шириной 6 м и грузоподъемностью 5 т. При подходе к этому мосту у дороги имеется насыпь, а с северной стороны от нее отходит полевая дорога к ручью в виде объезда, что указывает на возможное наличие здесь брода через ручей. После моста дорога поднимается в гору, пересекает хребет, далее опускается к мосту, выполненному в виде трубы, и идет с небольшим подъемом к стыку ее с шоссе. Примерно в 200 м от ручья с северной стороны дороги на скате имеется песчаный карьер, а на хребте далее с южной стороны — камень высотой 1 ж. Вблизи стыка у южной стороны дороги расположен отдельный двор, а с северной стороны примыкает опушка леса, тянущегося на север вдоль шоссе. От стыка дорог далее до северо-восточной окраины Горок идет шоссе. По его условному знаку и подписи видно, что это обычное, неусовершенствованное шоссе, ширина проезжей части равна 8 м, ширина между канавами 12 ж, материал покрытия булыжник (Б). Расположенная рядом с шоссе высота с отдельно стоящим деревом возвышается над населенным пунктом Горки, и с нее должен быть хороший обзор в сторону реки Ольховки.

Теперь рассмотрим дополнительный (запасной) путь по проселочной дороге от перекрестка (2156) через хутор Славин и далее по полевой дороге к южной окраине Горок. Примерно в 250 м от развилки дорог, за кустарниками расположен хутор Славин, в котором имеется три двора и фруктовый сад. На северной стороне этого хутора расположен колодец. По дороге далее находится мокрый луг в пойме ручья Луговой с гатью (дорога с настилом) длиной примерно 180 м. Судя по этим данным, дополнительный путь менее благоприятен, так как местность имеет открытый характер.

Несколько слов о Горках. Это населенный пункт сельского типа, насчитывающий 65 дворов, в центре его преобладают постройки из огнеупорных материалов (кварталы закрашены оранжевым цветом, а большинство построек из неогнеупорного материала (кварталы закрашены желтым цветом). На магистральном проезде (шоссе) в центре села имеется одно выдающееся каменное, здание. Расположенные с северной и южной стороны Горок лощины, ведущие к реке Ольховке, хорошо просматриваются с высокого правого берега реки (по ходу течения) и мало пригодны для скрытого передвижения.

Река Ольховка течет в направлении с севера на юг, ширина ее южнее Горок 35 м, глубина 1,8 м, скорость течения 0,1 м/сек. Правый берег — возвышенный и обрывистый, средняя высота обрыва — 2 м, узкая пойма реки заболоченная (мокрый луг). Мост на шоссе имеет длину 60 м, ширину 8 м и грузоподъемность 10 т. Шоссе у моста имеет насыпь.

Совхоз «Горки» расположен на шоссе в полукилометре от моста. По пути к совхозу с северной стороны шоссе имеется выемка, а невдалеке от нее расположен карьер по добыче глины. На территории совхоза имеется несколько крупных построек, школа, хранилище горючего, а на отдельной высоте восточнее совхоза расположен ветряной двигатель.

В районе совхоза местность, открытая, шоссе на этом участке проходит по седловине и с ближайших высот хорошо просматривается как сам совхоз, так и переправа через реку Ольховку. Весь правый берег реки изрезан лощинами, -оврагами и промоинами. Причем овраг, что в 350 м севернее шоссе, имеет ширину 20 м и глубину в среднем 4 м. Удобных спусков к реке и дорог на этом участке, кроме шоссе, судя по карте, не имеется.

При умении читать карту, изучение местности по маршруту движения не займет много времени. Легко будет заранее наметить порядок действия дозора и четко поставить задачу. Так, например, теперь вы знаете, что основной состав вашего подразделения, движущийся на бронетранспортере, может сделать остановку у южной опушки вырубленного леса (замаскироваться) и выехать к перекрестку дорог (2156) только по получении сигнала от двигающегося впереди на мотоцикле дозора, что путь свободен. Приведенный пример показывает, что при умении читать карту она будет служить не только путеводителем на незнакомой местности, но может помочь принять решение с учетом особенностей характера местности во многих конкретных ситуациях и обстановках.

Даже из этого примера видно, что замена карты текстом просто невозможна! Учитесь читать карту!

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 74 | 0,226 сек. | 16.09 МБ