Дрессировка ловчей птицы

Дрессировка ловчей птицы основана на прин­ципе выработки условного пищевого рефлекса на определенные раздражители — перчатка, вабило. Методологически подготовка птицы европейски­ми и американскими сокольниками в настоящее время очень схожа с подготовкой охотничьей со­баки. И действительно, можно провести много па­раллелей.

Обычный срок подготовки ловчей птицы к при-травке — 30 дней. Больше или меньше вы потра­тите времени, значения не имеет Значение имеет только результат — подготовка стабильно рабо­тающей ловчей птицы, охота с которой будет до­ставлять вам удовольствие не один год.

Дрессура ловчей птицы и в самом деле имеет достаточно большое сходство с дрессировкой и вос­питанием собаки.

Отловленная птица впервые оказывается рядом с вами точно так же, как и только что приобретен­ный щенок, и не испытывает никаких положи­тельных эмоций к владельцу. Для того чтобы пти­ца просто привыкла к новому хозяину, приняла от вас корм, требуется время.

Именно с приучения птицы к владельцу и начи­нается процесс дрессировки, в результате которого у птицы твердо вырабатываются условные реф­лексы на определенные раздражители. Когда охот­ник может стабильно контролировать птицу в любой ситуации и она приучена не отвлекаться на различ­ные факторы окружающей обстановки в поле, на­селенном пункте, можно перейти к притравке. Лов­чая птица, так же как и охотничья собака, с каждой проведенной охотой становится все более опытной и подстраивается под поведение хозяина.

Для соколиной охоты важна не только пра­вильная дрессировка птицы, но и подготовка со­баки. Успешно охотиться с ловчей птицей без ле­гавой собаки в луговых и полевых угодьях даже при хорошей плотности дичи практически невоз­можно. Помимо этого, собаки нужны для поиска и подъема дичи ия травы и кустарника, после че­го сокол загоняет птицу или зверя.

Если, приобретя охотничью птицу, вы не пла­нируете сразу приступить к ее дрессировке, необходимо разместить ее в заранее приготовлен­ном вольере. Если же к дрессировке вы намерены приступить сразу же по приобретении птицы, необходимо подготовить весы, путцы, вертлюг, должик, подходящие клобучки и присаду в спе­циально отведенном месте. Для продолжения за­нятий потребуется капроновый шнур плотной вязки толщиной 3—4 мм и длиной 30—50 м. Важ­но знать естественный вес птицы после отлова или покупки, поэтому надо сразу же взвесить клетку с птицей, а затем пустую клетку и, опре­делив разницу, узнать вес птицы.

Доставив птицу в подготовленное для нее по­мещение, извлеките ее из транспортной клетки, зафиксируйте и наденьте на ее лапы путцы. Путцы закрепляются на вертлюге, должик продевается в ушко вертлюга. Прежде чем привязать должик к присаде, необходимо примерить и выбрать наи­более подходящий клобук, если изначально вы пла­нируете его использовать.

После чего должик привязывается к кольцу при-сады и птица освобождается из рук.

Птица, желая улететь, начинает рваться на привязи, но это совершенно естественно. Лучше всего оставить ее в покое и удалиться, проследив затем, чтобы рядом с птицей не было тревожащих факторов (шум, колышущаяся на ветру материя, домашние животные, дети). Так птица сможет немного привыкнуть к новой обстановке и успо­коиться. При каждом появлении владельца рядом с ней птица будет биться и рваться с присады, на которой она освоится, проведя на ней большую часть времени. Постарайтесь не сверлить птицу пристальным изучающим взглядом. Как и все жи­вотные, хищные птицы не любят прямого прис­тального взгляда, он означает либо то, что живот­ное замечено и может подвергнуться атаке, либо непосредственную агрессию.

В первый день не стоит предлагать птице корм, а на второй день киньте у присады перепе­ла или пару цыплят и отойдите на 5—10 м. Если черев некоторое время птица возьмет корм и нач­нет есть, значит, можно приступать к дрессиров­ке. Но на второй день птица может не взять корм, тогда возьмет на третий или четвертый.

К дрессировке можно приступать, когда птица ест на присаде, если вы находитесь от нее на неко­тором удалении. Не стоит смотреть на птицу, ког­да она ест. Количество корма в эти дни не должно превышать 60—80 г для ястреба-тетеревягника. На следующий день, после того как птица начала есть, во время кормления можно остановиться ближе, на расстоянии 3—6 м. Лучше присесть на корточки, чтобы находиться с ней на одном уров­не, при этом птица будет меньше беспокоиться. Подождите, не двигаясь и не глядя на нее. Если в течение 5 минут птица не начала есть, бьется, что отойдите дальше. Опять не берет корм 5 ми­нут — заберите корм и отложите занятия до завт­ра. Старайтесь как можно больше времени прово­дить не. виду у птицы на расстоянии, на которое она подпускает вас без проявлений сильного бес­покойства.

Если птица съела корм, когда владелец нахо­дился на расстоянии в 5 м, на следующий день можно сократить его до 3 м, через два дня — до метра. На расстоянии в 1 м следует предложить птице корм в явном избытке. Обычно это бывает на 5—8-й день занятий. На следующий день совсем не кормите птицу, стараясь быть у нее на виду на дистанции, при которой птица сохраняет спокой­ствие. Чем чаще птица видит владельца и не пани­кует при этом, тем быстрее она привыкает к при­сутствию своего хозяина, к его движениям

Продолжить занятия необходимо на следую­щий после «голодного» день, лучше к вечеру. За­мечательно, если птица опять будет есть корм на расстоянии вытянутой руки. Лучше скормить по­ловину от обычной порции корма. На следующий день можете предложить птице корм с перчатки. При этом плавно приблизьтесь к птице, не пряча перчатку с кормом. Займите обычную при корм­лении позицию и медленно приблизьте перчатку к лапам сидящей на присаде птицы. Лучше распо­лагаться перед и во время кормления таким обра­зом, чтобы ваше лицо было на уровне сидящей на присаде птицы.

Чтобы ваша рука не дрожала, лучше сразу при­жать ее к присаде рядом с лапами птицы. В этом положении замрите и не смотрите на птицу пря­мо. Хищные птицы не любят прямого взгляда, он их нервирует. Если пгица слетела с присады, за­мрите и ждите, когда она вернется на нее.

Если птица не съела корм, подождите 10 ми­нут и плавно удалитесь. Повторите ту же опера­цию на следующий день. Корм на перчатке пред­лагайте в количестве, равном весу суточного цыпленка (40 г). Когда птица 2-—3 дня спокойно берет корм с перчатки, несколько измените про­цесс кормления. Подходя к птице с кормом на перчатке, теперь прячьте перчатку за спиной и плавно подносите к присаде, уже заняв обычное при кормлении положение.

Затем все делайте таким же образом, но за­ставьте птицу встать лапами на перчатку во вре­мя кормления. До этого она ела корм с перчатки, а лапами опиралась на присаду и только пальца­ми могла придерживать корм. Теперь необходимо добиться, чтобы птица встала на перчатку обеими лапами и удерживала корм при поедании. Для этого во время кормления, когда птица съела уже часть предложенной порции и пытается оторвать еще кусочек мяса, поднимайте перчатку вслед за головой птицы. Птица будет вынуждена придер­жать корм на перчатке одной, а следом и второй лапами и окажется сидящей на перчатке.

Как только птица обеими лапами оказалась на перчатке и продолжает есть — не делайте ника­ких движений, не спугните ее. Пусть доест корм и спрыгнет опять на присаду. Если все произошло успешно, с этого дня кормите птицу только с пер­чатки. Порцию увеличьте до обычного размера.

Пока птица ест на перчатке, делайте медленные и плавные движения второй свободной рукой у пер­чатки, имитирующие манипуляции с путцами для их фиксации. Но как только птица отвлекается от еды и смотрит на двигающуюся руку, сразу зами­райте.

По мере привыкания птицы к движениям ско­рость и свободу движения свободной руки надо увеличивать. Так пройдет еще дня 2—4.

Все выше перечисленное займет приблизитель­но 15 дней занятий. Результаты первоначальной дрессуры должны быть следующими:

—    птица спокойно чувствует себя на присаде;

—    птица спокойно воспринимает ваше прибли­жение к ней;

—    птица положительно реагирует на появле­ние перчатки с кормом;

—    птица без колебания переходит на перчатку для кормления;

—    птица спокойно относится к аккуратным движениям свободной руки у перчатки.

После того как перечисленные результаты станут стабильными, необходимо приучать птицу сидеть на перчатке на протяжении нужного вам времени. В этот период занятия необходимо уве­личить как минимум до 3 часов в день. Как и в пре­дыдущие дни, вы предлагаете птице перейти на перчатку с кормом и в то время, когда птица на­чнет его поедать, фиксируете путцы пальцами, отвязываете должик от присады и привязываете к кольцу на перчатке во избежание случайного отлета птицы. Плавно и медленно поднимаетесь и отворачиваетесь от присады. Пусть птица доест корм. После этого она забеспокоится и начнет рваться с перчатки, но, будучи удерживаемой за путцы, станет виснуть вниз головой после каждо­го прыжка-рывка с перчатки. Длина свободной части путцев, на которой и будет виснуть птица, должна составлять около 10—12 см. В это время птица не может самостоятельно подняться и сесть на перчатку, она надеется улететь. Поэтому не­обходимо свободной рукой аккуратно помогать птице вернуться на перчатку. Если птица повисла с внутренней стороны ладони, то свободную руку подводят под грудные мышцы и поднимают птицу в вертикальное положение, стараясь опереть ла­пами на перчатку. Если же птица повисла с наруж­ной стороны перчатки, то свободную руку подво­дят к спине и стараются вернуть птицу в сидячее положение. Эту операцию предстоит выполнить многократно, так как птица поначалу будет выво­рачиваться и биться при каждом прикосновении и попытке манипулирования ею. На данном этапе обучения важно не потерять терпения. Только с те­чением времени (не раньше чем через час) интер­валы между рывками начнут увеличиваться, и пти­ца станет задерживаться на перчатке дольше чем на 5 секунд. На протяжении этого первого занятия не ходите, это только сильнее будет пугать птицу. Лучше всего стоять или сидеть. По прошествии 3—5 часов завершите занятие. Быстро привяжите должик к присаде и попытайтесь ссадить птицу на нее, что, скорее всего, не получиться сделать — птица бросится в сторону от перчатки. Отойдите от присады и понаблюдайте еще немного за тем, как птица успокоится и сядет на присаду.

Следующее занятие проходит по тому же принципу. Птица поначалу так же беспокоится, но потом предпринимает попытки самостоятельно сесть на перчатку после рывка на путцах. Пару дней не стоит двигаться с птицей на перчатке. Она должна привыкнуть к своему положению, и толь­ко через два дня начните плавно и медленно пере­двигаться с птицей, посаженной на перчатку. По­степенно можете ускорять шаг.

С этого момента каждое занятие необходимо разделить на две части: первую, предназначенную для выработки необходимых условных рефлек­сов, и вторую, более продолжительную, исполь­зуемую для приучения птицы к самым разнооб­разным факторам, с которыми ей предстоит сталкиваться в жизни (от собаки до проезжаю­щей мимо электрички). Общая продолжитель­ность занятия не должна быть менее 3 часов.

В первой части занятия можно перейти к сле­дующему этапу в дрессировке — прилету птицы на перчатку. На этом этапе в первое занятие предложите птице перескочить с присады на пер­чатку с кормом на расстояние 20—30 см. Разделите порцию корма сначала на 3 части. Вы делаете все так же, как и в предыдущие дни, но, поднося пер­чатку к присаде, останавливаете руку в 10—15 см от лап птицы и ждете реакции. Как правило, про­исходит следующее. Птица, увидев корм на пер­чатке на расстоянии, некоторое время находится в замешательстве, но затем она и начинает пред­принимать попытки дотянуться до корма клювом и схватить перчатку одной лапой, при этом второй прочно держится за присаду. Плавно поднимите перчатку на уровень киля сидящей птицы, но не приближайте ее к присаде. Это заставит птицу перенести вторую лапу на перчатку. Пока птица доедает корм, необходимо быстро зафиксировать путцы, отвязать должик от присады и привязать его к кольцу на перчатке.

После этого ссадите птицу на присаду и пред­ложите ей на перчатке вторую порцию корма на расстоянии 20—30 см. Попытавшись схватить перчатку одной лапой и дотянуться до корма клювом, теряя при этом равновесие, скорее всего после некоторой паузы птица неловко перепрыг­нет с присады на перчатку, а вы сразу же зафик­сируете путцы. Корм будет съеден, и пгица вновь ссажена на присаду. Еще раз сманите птицу на перчатку с 30 см и переходите ко второй части за­нятия — ношению.

Во второй части занятия (его продолжитель­ность ежедневно должна быть не 2 двух часов) вы приучаете птицу находиться в непривычной об­становке. Например, это может быть общество со­баки, езда в автомобиле или электричке, людная улица города, перрон станции, охотугодья. Все за­висит от того, где, по вашему мнению, птице при­дется побывать. При этом важно запомнить два правила. Нельзя кратковременно подвергать птицу воздействию одного фактора, потом другого и т. д.

Так птица будет находиться в состоянии стрес­са, а следовательно, не сможет привыкнуть к из­менившейся обстановке и успокоиться.

Второе правило касается регулярного напоми­нания п гице воздействия факторов беспокойства, к которым она уже приучена ранее.

В течение одного занятия не носите не приу­ченную ранее птицу в несколько мест подряд, а носите в одно до тех пор, пока она не привыкнет к его обстановке и не перестанет беспокоиться в следующее посещение. Затем переходите к за­нятиям в другом месте, но регулярно и часто посе­щайте с птицей предыдущее, иначе она, отвыкнув, снова начнет его бояться.

Не забывайте о первой части занятия — приле­те на перчатку. Вы добились от птицы за 2—3 дня уверенного прыжка на перчатку с расстояния 30 см. Разделите порцию корма на 8—10 частей. На следующем занятии после первого прыжка птицы на перчатку с этого расстояния зафикси­руйте путцы, отвяжите должик от присады, сни­мите его с вертлюга и привяжите к вертлюгу ка­проновый шнур длиной 5—6 м.

Свободный конец шнура закрепите на колечке перчатки и тренируйте птицу на такой привязи. Далее в течение одной тренировки добивайтесь перелета на расстоянии 50—100 см. Каждый день увеличивайте расстояние на 1—1,5 м. Если види­те упорную нерешительность птицы или попытки пролететь мимо перчатки, возвращайтесь на ос­военную ранее дистанцию и увеличивайте ее не так быстро. Выставляйте перчатку с кормам пе­ред птицей всегда в одном положении, так чтобы птица видела корм. Держите перчатку на 20—30 см выше уровня присады птицы — так ей удобнее перелетать. Добивайтесь безотказного и быстрого перелета птицы с присады на перчатку с расстоя­ния 5—7 м.

В результате начальной дрессировки ловчая тица усвоила следующие навыки: -— полностью освоилась на присаде;

—   спокойно относится к присутствию владель­ца рядом;

-— активно реагирует на перчатку с кормом и уве­ренно прилетает на нее с 5—7 м;

—   спокойно находится на перчатке любое вре­мя даже во время ходьбы.

Дальнейшая дрессировка ловчей птицы зави­сит от того, к какому виду она принадлежит и на какой способ охоты нацеливается.

Дрессировка для охоты в угон. Охота в угон происходит следующим образом. Птица сидит на перча гке, и сокольник приближается к дичи. Дичь улетает или убегает от преследователя, и тогда пти­ца с перчатки бросается в погоню. Если птица пра­вильно подготовлена, добыча будет поймана.

Для охоты в угон традиционно готовят ястре­ба-тетеревятника, ястреба-перепелятника, бало­бана, беркута, но также можно подготовить и сап­сана, и кречета. Вы внимательно следите за поведением своего пернатого питомца на началь­ном этапе дрессировки и решаете, что он уже го­тов к переносу занятий в охотугодья (луг, поле), а затем и к подготовке к притравке.

Если все предыдущие рефлексы и полезные привычки твердо закреплены и усвоены, то занятия будут проходить спокойно и продуктивно, быстро приближая вас к охоте. Ваш подопечный демон­стрирует следующие навыки:

—    птица полностью освоилась на присаде;

—    птица спокойно относится к присутствию ря­дом с ней вас и собаки;

—    птица активно реагирует на перчатку с кор­мом и уверенно прилетает на нее с 5—7 м;

—    птица спокойно находится на перчатке сколь угодно долго во всех предлагаемых ситуа­циях и во время ходьбы.

Вы можете выбрать средство, которым будете возвращать к себе птицу, когда она на свободе. Варианта два: перчатка или вабило. Чаще при охоте в угон пользуются перчаткой, но некоторые сокольники применяют вабило. И на перчатку, и на вабило птицы прилетают за сотни метров, хотя можно говорить о том, что на движущееся вабило птица реагирует активнее и с большего расстояния, как на более сильный раздражитель. Окончание дрессировки и подготовка к притравке займут не более 10—14 дней.

Дрессировка на перчатку. Вы продолжаете ежедневные занятия таким же образом, как и рань­ше, перенеся их полностью в угодья. Ежедневно взвешивайте птицу на весах и следите за реакци­ей на перчатку, а также за ее физическим состоя­нием.

Последнее очень важно, так как при невнима­тельном отношении птица может быть слишком худа и не иметь достаточно физических сил, для того чгобы догнать добычу и овладеть ею. Но при этом она будет проявлять прекрасную реакцию на перчатку и вести себя очень спокойно просто потому, что ослабела.

Используйте какую-либо естественную присаду или бериге с собой присаду с втыкающейся в зем­лю ножкой. Для начала работайте с птицей на шнуре длиной 50 м. Место для занятий выберите откры­тое, с хорошим обзором (если птица вдруг отлетит, чтобы вы могли как можно дольше видеть, куда она полетела и где ее искать).

Проследите, чтобы не было ничего такого, что могло бы отвлечь или напугать птицу (дичь, люди, вороны, машины). Потом это будет не столь важ­но, но для первых занятий со свободной птицей без шнура лучше подстраховаться. Постепенно увеличивайте расстояние, с которого маните пти­цу на шнуре, до 100 м. Если уверены в себе (сможе­те не поддаться панике в непредвиденном случае) и в поведении птицы (ее рефлекторные реакции хорошо выработаны), можете решиться на заня­тия без шнура. В такой день вес птицы лучше чуть уменьшить, то есть дать ей меньше корма, чтобы птица была более слаба и не преподнесла вам не­приятных сюрпризов.

Используя шнур, сманите птицу на 0,5 макси­мальной дистанции на шнуре. Затем на макси­мальную дистанцию на шнуре. После этого сними­те шнур и сманите птицу 2—3 раза на меньшую дистанцию. Остальное время занятия, как обычно, носите птицу. Если все полеты на перчатку уда­лись, то повторите их многократно на следующий день на той же дистанции, а в последующие дни постепенно увеличивайте ее до километра. Чем больше птица летает, тем более тренированной она становится. Если тренировки успешны и пти­ца возвращается на перчатку, можете попробо­вать сманить ее на перчатку уже без подкрепления кормом. Рефлекс должен быть уже достаточно сильно выработан. В случае, когда в округе нет больших полей, где птицу возможно сманивать на расстояние более 300 м, будет очень удобно приу­чить ее следовать за вами вдоль опушки леса, пе­релетая с дерева на дерево. Для этого птицу с пер­чатки сбрасывают, подойдя к краю леса на 10—15 м. Она сразу же усаживается на ближайшее дерево. Вы прячете перчатку от птицы и идете вдоль леса, не теряя из виду птицу. Птица, естественно, в свою очередь, будет следить за вами. Когда лист­ва начнет мешать вам видеть друг друга, сманите своего питомца на перчатку и опять сбросьтек опуш­ке. Идите дальше, следите за птицей, опять сма­нивайте на перчатку и опять сбрасывайте в сто­рону леса.

Затем при сманивании птицы на перчатку, как только птица, увидев перчатку, слетит с дерева к вам, сразу спрячьте перчатку и идите дальше. Птица, подлетев, вынуждена будет сесть на бли­жайшее к вам дерево. В следующий раз сманите птицу на перчатку и подкрепите прилет кормом. Сбросьте ее опять к деревьям и вновь повторите об­манный прием с перчаткой.

Таким образом, занимаясь, можно проходить поначалу 1 км, а затем до 6. Птица привыкнет сле­дить за перемещением сокольника и перелетать самопроизвольно, не отпуская его далее 50 м. Все чаще птица перелетает самопроизвольно, и все реже вы сманиваете ее на перчатку с подкрепле­нием кормом.

 

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,124 сек. | 13.41 МБ