Нормы промысла устанавливаются для каждого региона и для каждого промыслового сезона строго дифференцировано, в соответствии с ежегодным приростом населения лосей. Для определения прироста необходимо знать плодовитость лосих, размер отхода во всех возрастах, а также возрастной и половой состав. В разных местах ежегодный прирост населения лосей составляет от 10 до 20% и несколько более. В отдельных же районах, где наблюдается значительный приток мигрирующих лосей из соседних территорий (например, в Волгоградской, Ростовской и некоторых других областях), ежегодный прирост населения лосей достигает 50-70%.
В РСФСР нормы промысловой нагрузки устанавливаются в основном на уровне 10% всего поголовья. Однако нормы ежегодного промыслового изъятия не могут быть повсеместно одинаковыми, поскольку неодинаковы условия существования. Там, где пастбища могут прокормить болншее число лосей, нормы промысла должны быть несколько ниже товарного прироста; в угодьях, где емкость угодий соответствует оптимальной плотности населения, поголовье лосей следует стабилизировать и отстреливать ежегодно такое количество зверей, которое соответствует товарному приросту; там же, где численность лосей превышает естественную емкость угодий, в результате чего пастбища деградируют, нормы промысла должны быть значительно выше товарного прироста.
В нашей стране достаточно и территорий, особенно в европейской части, с высокими, промысловыми нагрузками.
При прочих равных условиях промысел едва ли не основной фактор, определяющий общую численность и продуктивность населения лосей. Разумная промысловая нагрузка дает двояковыгодный эффект: стабильный и высокий выход товарной продукции и максимальную продуктивность эксплуатируемых групп лосей. Промысловая нагрузка на популяции лосей любой численности должна быть непременно оптимальной. Это значит, что после доведения численности лосей до соответствия с емкостью зимних пастбищ нормы ежегодного изъятия должны соответствовать годовому приросту зверей. Однако нормы изъятия следует выполнять не там, где можно и сколько можно, а там, где нужно и сколько нужно.
Эксплуатироваться должна каждая микропопуляция, каждая отдельная группа зверей строго дифференцировано. Это значит также, что качество службы учета во всех охотничьих организациях, государственных, кооперативных и общественных, должно быть резко повышено, чтобы знать численность зверей, их половые и возрастные структуры, стациальное размещение и плотность населения на пастбищах, чтобы в районах интенсивного промысла не омолаживать популяции.
Промысловая нагрузка на любое население лосей должна распределяться пропорционально на все возрастные группы, его составляющие, а в случае необходимости — выравнивать структурные нарушения. В связи с этим необходимо незамедлительно повысить промысловую нагрузку на лосей-сеголеток, а в приписных охотничьих хозяйствах, где практикуется интенсивный промысел лосей, но где и лучшая организация дела, чем на свободных территориях, следует в течение нескольких лет воздержаться от отстрела крупных быков. Добыча сеголетков позволит увеличить объемы заготовок великолепной продукции, резко уменьшить непроизводительные потери лосят в природе и сохранить лосиные пастбища от излишней нагрузки. Один из резервов повышения поголовья лосей — жесткая регуляция численности хищников, особенно волков.
Огромное значение в получении максимального количества товарной продукции, в сохранении и рациональном использовании пастбищ имеют сроки охоты на лосей.
У нас в стране промысел лосей ведется 3 — 3,5 месяца, начиная с 1 октября и кончая 15 января, с некоторым варьированием в отдельных районах в основном в сторону увеличения сроков.
При правильной организации промысла, зная количество зверей в конкретных условиях, их размещение и плотность населения, размеры товарного прироста и исключив из числа пользователей браконьеров и хищников, можно ежегодно добывать в стране около 100 тыс. лосей, не подрывая при этом воспроизводящего поголовья. Но сделать это непросто. Чтобы так интенсифицировать промысел, ставку следует делать не на индивидуального охотника, сдающего, как правило, меньше товарной продукции, и не на коллективы охотников, применяющих в основном мало результативные облавные охоты, а на специализированные промысловые бригады, состоящие из двух-трех опытных зверовых охотников.
Важный рычаг правильной организации промысла лосей — стоимость лицензии. Сейчас она одинакова для всех зон страны, для обоих полов и для всех возрастов лосей, что, конечно, уже не отвечает современным требованиям. Стоимость лицензии в СССР 30 и 50 руб., независимо от возраста и пола животного, в глубине Сибири ее будут реализовать или в Московской области. В стоимости лицензий должна быть большая разница, да и сама стоимость должна быть выше.
Как уже отмечалось, в природе на глаз можно различить три возрастные категории лосей: сеголетков (убойный вес около 80 кг), полуторагодовалых (убойный вес 120 — 130 кг), взрослые (убойный вес 140 кг и более). Охотник, стремясь больше заработать, отстреливает преимущественно взрослых самых крупных животных, осуществляя тем самым нежелательную селекцию. Во избежание этого нужна и возрастная дифференциация стоимости лицензий. Осуществляя это мероприятие в пределах неизменности общего фонда стоимости всех лицензий, можно будет соответственно повысить стоимость лицензии на право отстрела взрослого лося, но вдвое понизить стоимость на право отстрела лосят и сеголетков.