Любая долина может служить руслом или ложем для реки. В периоды половодья река выходит из берегов и затопляет долину — эта часть долины называется поймой, которая иногда бывает огромных размеров. Речное русло, как правило, на своем протяжении имеет ряд глубоких замкнутых мест (плёс) и переходов между ними (перекатов). Изгибы русла реки называют излучинами. У вогнутых берегов течение быстрее, вода подмывает берег, углубляет русло, и здесь река имеет наибольшую глубину. У противоположного, выпуклого берега течение медлепнее, здесь оседают наносы и образуются отмели.
Ось реки, проходящая по ее самым глубоким местам, называется фарватером (рис. 12).
Влияние рек как естественных рубежей определяется их шириной, глубиной, скоростью течения, качеством грунта, крутизной входа и выхода из воды и другими свойствами.
По ширине реки делятся на узкие (до 60 м), средние (от 60 до 300 м) и широкие (свыше 300 м); по скорости течения на слабое (до 0,5 м/сек), среднее (от 0,5 до 1,0 м/сек), быстрое (от 1 до 2 м/сек) и очень быстрое (свыше 2,0 м!сек).
Тот период, когда река имеет минимальную скорость течения, глубину, ширину, называют меженным периодом.
На картах обычно указывается урез воды (граница водной поверхности на земле) именно в этот период.
Реки бывают, кроме того, долинные и горные. Последние отличаются обрывистыми берегами, каменистыми руслами (галька и валуны) и частыми подъемами воды — паводками. Быстрый подъем воды увеличивает скорость течения до 6—7 м/сек и более. Мощные потоки воды перекатывают по дну реки такие валуны и камни, которые могут опрокидывать даже автомобили. Во время паводков переходить вброд горные речки трудно и опасно.
Летом на реках, питающихся талыми водами, паводки, но в меньших размерах происходят ежедневно — во второй половине дня, когда усиливается в горах таяние снегов и льдов. Поэтому лучше переправляться вброд в утренние часы и выбирать расширенные или разветвленные участки реки, где глубина и скорость течения поменьше.
Зимой горные реки из-за быстрого течения обычно не замерзают, мелеют и не представляют серьезных препятствий.
О качестве грунта дна реки можно судить, ориентировочно, по скорости течения. Так, для скоростей течения 0,1—0,25 м/сек характерен илистый грунт; для 0,25— 1,0 м/сек — песчаный; для 1,0—1,5 м/сек — глинистый, гравий, галька; для 1,5 м/сек и более — каменистый грунт.
Итак, каждая река имеет свои особенности, которые должны учитываться при преодолении ее.
Дорожная сеть состоит из железных и автогужевых дорог. Как те, так и другие имеют свои классификации.
Железные дороги различают: по ширине колеи — ширококолейные (нормальные) и узкоколейные, по средствам тяги — электрифицированные и неэлектрифициро-ванные; по количеству путей — однопутные, двухпутные и многопутные.
Автогужевые дороги подразделяются: на автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе, улучшенные грунтовые (проселочные), полевые (лесные) и зимние дороги.
Кроме железных и автогужевых дорог, на топографических картах крупных масштабов показываются тропы — пути для пешеходов и вьючных животных только в труднодоступных районах: в горах, пустынях, сильно заболоченных участках.
Населенные пункты свидетельствуют об обжитости и освоенности данной местности и характеризуют ее с экономической и военной точки зрения. Они подразделяются на города и различные поселки. Города бывают крупные (более 100 тыс. населения), средние (от 50 до 100 тыс. человек) и малые (до 50 тыс. человек). Поселки делятся на поселки городского типа, поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях, поселки дачного типа, поселки сельского типа (села, станицы, деревни, кишлаки, аулы, хутора).
Каждый должен уметь оценить любой участок местности с точки зрения рельефа (равнинная, холмистая, горная), обзора ее (открытая, полузакрытая, закрытая), проходимости (пересеченная, слабопересеченная, непересеченная), характера почвенно-растительного покрова (лесистая, болотистая, степная, пустынная), уметь оценить гидрографию, дорожную сеть и населенные пункты, расположенные на ней.
Какие же существуют способы для изучения местности? Это прежде всего личная разведка, то есть сбор и изучение необходимых данных о местности путем непосредственного осмотра и обследования. Но такая разведка требует большого количества времени и, как правило, ограничена небольшими размерами участка местности. Более распространенный способ — изучение местности по карте и по аэрофотоснимкам, уточняющим последние изменения на данной местности после изготовления карты. Они позволяют охватывать (с точки зрения осмотра) большие участки и, самое главное, с большими подробностями и точностью делать выводы о характере и свойствах местности. Оба эти способа взаимосвязаны и дополняют друг друга.