Изучение экологии и поведения бурого медведя представляет определенные трудности не только потому, что это крупный и опасный хищник. Бурый медведь ведет одиночный, скрытный образ жизни и избегает встреч с человеком. Продолжительные визуальные наблюдения за ним возможны лишь на слабооблесенных территориях — северо-востоке Сибири, Камчатке, в некоторых горных районах. В лесной зоне, там, где видимость ограниченна, хорошо развитые обоняние и слух позволяют зверю заранее определить присутствие человека и избежать прямых контактов с ним.
Изучению экологии бурого медведя посвящено множество работ, отражающих в основном полевые наблюдения. Этот зверь привлекал и продолжает привлекать к себе внимание специалистов различного профиля. Всякий полевой исследователь, столкнувшись со следами жизнедеятельности медведя, редко устоит перед соблазном более детального знакомства с его жизнью. В этой связи вопросы питания, стадиальной приуроченности, географического распространения и численности, а также истории становления вида и его систематики получили достаточно широкое освещение в отечественной литературе. В меньшей мере известны характеристики отдельных форм поведения и почти нет исследований по его формированию.
В настоящей работе сделана попытка в известной мере восполнить этот пробел. Работа выполнялась в основном в районе расположения Центральнолесного заповедника, а также в соседних с ним районах.
Не подлежит сомнению, что каждый взрослый бурый медведь имеет индивидуальные отличия в поведении. Однако они незначительны и не меняют общей картины поведения зверя определенной популяции. В этой связи многолетние стационарные полевые исследования способствуют накоплению материала, отражающего отдельные фрагменты биологических форм поведения бурого медведя. Анализ такого материала позволяет выявить характерные черты пищевого, оборонительного, гнездостроительного и социального поведения, присущие изучаемой популяции медведя, определить их взаимосвязи со средой обитания.
Условия окружающей среды оказывают существенное влияние на формирование поведения зверя. Этим, во-первых, объясняются наблюдаемые различия в пищевом, а также в других формах поведения медведей разных регионов. Во-вторых, следует учитывать, что у медведей детеныши отделяются от матери по достижении ими 1,5 лет. В этом возрасте еще происходит «достраивание» сложных биологических форм поведения, что и определяет в дальнейшем наблюдаемую индивидуальность в поведении отдельных особей.
Наряду с полевыми исследованиями жизнедеятельности бурого медведя мы проводили экспериментальные работы с медвежатами в возрасте от 2,5 мес. до 2,5 лет. С отдельными подопытными медвежатами такие работы были кратковременными и касались конкретных вопросов, например изучения фрагментов пищевого или гнездостроительного поведения. Экспериментальные работы явились своеобразным этапом для более глубокого изучения экологии бурого медведя. Понятия и термины, применяемые нами, даны в приложении 1.
Отдельные излагаемые в книге вопросы можно рассматривать как спорные. В частности, некоторые фрагменты пищевого и хищнического поведения мы описываем так, как это нам представляется по материалам многолетних полевых исследований. Давая критическую оценку этим описаниям, читателю следует тем не менее учитывать региональные особенности среды обитания, накладывающие на поведение медведя, в том числе и хищническое, характерный отпечаток.
Во всех полевых работах, связанных с изучением бурого медведя, непосредственное и активное участие принимала С. И. Пажетнова, подготовившая раздел «Питание» и, кроме того, оказавшая помощь в написании других глав.
Выражаю большую благодарность И. И. Полетаевой за ценные советы и замечания, студентам МГУ и Калининского государственного университета, принимавшим участие в наших работах, а также В. А. Николаенко за уникальные фотографии бурого медведя, сделанные на Камчатке специально для этой книги.