Туристический рюкзак. Советы по выбору рюкзака

Туристический рюкзак. Советы по выбору рюкзака К выбору туристического рюкзака нужно подходить с особой тщательностью. Это самая важная покупка из всего снаряжения. Удобный рюкзак значительно облегчает переноску груза, сохраняет здоровой спину и поясницу. Ассортимент рюкзаков в продаже на сегодняшний день велик, а универсальных рюкзаков, к сожалению, не бывает.

Типы туристических рюкзаков:

По своей конструкции рюкзаки бывают трех основных типов: станковые, полустанковые и мягкие.
Станковый рюкзак:

В основе станкового рюкзака лежит жесткий металлически каркас, за который закреплены лямки и сам рюкзак. Основным преимуществом станковых рюкзаков является то, что вес груза в нем распределяется равномерно и человек идет с прямой спиной. Совсем неважно, что, как и в каком объеме лежит в рюкзаке — вес груза все равно распределится одинаково. Станковый рюкзак незаменим, когда требуется по относительно ровной местности переносить очень тяжелый и неудобный груз. Но есть у станкового рюкзака и значительные недостатки: часто жесткая рама является причиной дискомфорта, увеличен вес самого рюкзака, а так же в ряде случаев рюкзак такого типа менее долговечен — возможен отрыв креплений рюкзака от станины, поломка и изгиб самого станка, в этом случае его вряд ли удастся отремонтировать в походно-полевых условиях. В настоящее время выпускается ограниченное количество таких моделей. Для начинающих туристов мы такие рюкзаки не рекомендуем.

Мягкий рюкзак:

Мягкие, «обычные» рюкзаки имеют наибольшее количество вариантов конструкций, сводящиеся к различию ткани, спины, лямок, их ширины и способов крепления, пояса и т.д. Такие рюкзаки самые дешевые и легкие, пустые компактно складываются, но зато мягкие рюкзаки наиболее чувствительны к укладке: при неправильной укладке такой рюкзак доставит туристу массу хлопот при его переноске.

Полустанковый рюкзак (анатомический рюкзак):

Полустанковые рюкзаки (анатомические, полужесткие, каркасные, «анатомики») имеют в спине вертикальные вставки из металлических или пластиковых полос или трубок, изображающих каркас жесткости. При этом устраняются все основные недостатки станкового рюкзака, но и эффективность такого каркаса меньше, чем от станка. Конструкция анатомического рюкзака довольно удобна при укладке рюкзака и переноске в нем груза. Рюкзаки такого типа несколько дороже мягких рюкзаков и немного тяжелее их. Основным преимуществом такого рюкзака является равномерное распределение веса и прямая спина при переноске груза. Полустанковые (анатомические) рюкзаки, наряду с мягкими рюкзаками наиболее распространенные.

В дальнейшем речь в статье пойдет только об анатомических и мягких рюкзаках!

На что следует обращать внимание при покупке рюкзака:

Конструктивно рюкзак включает в себя собственно мешок, систему подвески (спинка, лямки, плечевые оттяжки, поясной ремень, подушка под поясницу), клапаны, карманы и прочие полезные и бесполезные приспособления. На всё это и нужно обращать внимание при выборе рюкзака.

Материал рюкзака.

Ткань, из которой изготовлен рюкзак, должна быть достаточно прочной и плотной, износостойкой, влагостойкой и грязеотталкивающей, но не слишком тяжелой. Наиболее приемлемыми на сегодняшний день являются синтетические ткани «кордура» (cordura), «оксфорд» (oxford) и ряд других тканей. Часто ткань рюкзака бывает в фактурную клеточку — примерно через каждые 5-8 мм присутствует утолщенная нить для лучшей износостойкости материала. С внутренней стороны они покрыты водозащитным покрытием, которое впрочем, от проливного дождя содержимое рюкзака не спасает. Такие ткани как отечественный «авизент» и ряд других тонких (как на спортивных городских рюкзачках) иногда оказываются недостаточно надежными. Хорошо, если дно рюкзака сделано из более плотной и водонепроницаемой ткани, чем бока (либо из той же ткани в несколько слоёв).

Швы рюкзака.

Швы рюкзака должны быть отстрочены двойными швами (или прикрыты лентой) капроновой нитью. Обработка оверлоком (обстрочка как у трикотажных изделий, в дешевых моделях) может сослужить плохую службу, так как в этом случае ткань через год-другой часто начинается сечься и рюкзак просто расползается по швам. Особенно обидно, если это происходит во время длительной поездки, ведь это очень сложно отремонтировать в походных условиях.

Форма рюкзака.

Удобней, когда дно рюкзака овальной, а не прямоугольной формы. Иногда делают расширяющиесяТуристический рюкзак. Стоение рюкзака. Основные элементы рюкзакакверху рюкзаки. Они, как правило, вместительней, но менее удобны, если вставлять внутрь каремат (туристический коврик-пенку). Рюкзак может заканчиваться вверху тубусом с дополнительной крышкой — клапаном (1) на пряжках-замках или крышкой на молнии (как у чемодана). Крышки предохраняют рюкзак от дождя. Клапан очень удобен для хранения вещей первой необходимости, как внутри самого клапана, так и под ним (когда утяжками, на которых держится клапан прижимают к самому рюкзаку какой-то громоздкий предмет, который должен быть под рукой, или просто не вместился в рюкзак), например очень удобно закрепить под клапаном тёплую куртку-пуховку на лыжном маршруте (не нужно лезть за ней в рюкзак, она всегда под рукой, легко достаётся во время привала) и т.д. Также существует отдельный плюс клапана рюкзака: очень часто клапан рюкзака отстёгивается и пришитые к нему лямки соединяются вместе, при этом получается маленький рюкзачёк (типа городского) — это незаменимая вещь при небольших радиальных выходах — не нужно тащить с собой большой рюкзак, но в то же время есть возможность нести небольшое количество предметов (будь то, например, перекус, термос, куртка и т.д.)

Спинка рюкзака.

Спинка рюкзака может иметь различную толщину в зависимости от количества и материала вставок. Цель подобной конструкции — защита спины от небрежно уложенного рюкзака, часто — отвод пота и более равномерное распределение нагрузки на спину. В идеальном варианте для этого в спине должны быть вертикальные широкие упругие прокладки. Иногда вместо этого бывает сплошная вставка из пенки (это хуже!) или прокладки нет вообще, а спина состоит только из ткани рюкзака (такой вариант крайне не рекомендуется!). На многих современных моделях полустанковых рюкзаков («анатомиках») используется так называемая плавающая подвеска или плавающая система закрепления лямок на спинке. Это позволяет подогнать рюкзак по конкретной фигуре. ЭТО ОЧЕНЬ УДОБНО! Наиболее распространенный вариант — закрепление сдвоенной «липучкой» за ряд параллельных горизонтальных строп. У каждой фирмы производителя эта система может иметь различные вариации и названия, но суть одна.

Лямки рюкзака.

Лямки рюкзака (3) должны быть довольно толстыми и мягкими изнутри. Лямки из одного слоя пенки быстро сомнутся и станут сильно врезаться в плечи. Форма лямок бывает прямая, серповидная или S-образная. Прямые лямки не позволяют свободно двигать руками. Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6-7 см, сужающаяся к низу. Крепление лямок должно быть строго по росту, даже если рюкзак имеет плавающую подвески (см. выше). Лямки сверху должны плотно прилегать к рюкзаку и не шататься. Верхние оттяжки для лямок (2), подтягивающие верхнюю часть рюкзака к спине — обязательны (бывают практически всегда).

Грудная стяжка.

Грудная стяжка (4) на рюкзаках должна удерживать лямки, не давая им сваливаться с плеч в стороны и надежней фиксировать рюкзак на спине. Однако, если рюкзак подобран по росту правильно, она Вам не потребуется. А вот недостаток у нее весьма существенный — сдавливает грудную клетку при вдохе. Как говорится, на любителя!

Пояс рюкзака.

Наличие удобного поясного ремня («поясника», грузового пояса) (7) у рюкзака — обязательное Пряжка для туристического рюкзакатребование. Поясной ремень принимает на себя до 50% веса рюкзака с плеч и спины и перераспределяет его на бедра, а также не дает рюкзаку ёрзать на вашей спине. Ремень должен быть с мягкой прокладкой изнутри, довольно широким (не менее 10 см), но и не слишком широким, чтобы не мешал ходить и, главное, при надевании рюкзака приходиться на талию, а не на попу. Ремень должен плотно затягиваться на Вас при одетом на одну футболку рюкзаке. Удобно, когда от поясного ремня идут боковые оттяжки — это помогает лучше настраивать ремень как летом на футболку, так и на толстую зимнюю одежду. Рюкзаки без поясного ремня сейчас практически не выпускаются (кроме, разве что самых дешёвых моделей), но если вы их встретите в продаже не покупайте! На пояс ОБЯЗАТЕЛЬНО ставится пряжка (8) типа «самосброс» или «трезубец», которую в целях безопасности можно легко расстегнуть одной рукой! Изображения этих типов пряжек приведены справа. Как правило, пряжки типа «трезубец» более хрупкие, чем «самосброс». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: пряжка поясного ремня — наиболее часто ломающийся элемент, иногда их приходится менять несколько раз за год. И если она сломается в походе и не будет замены — приятного мало. Поэтому не поленитесь после покупки рюкзака зайти в магазин фурнитуры и преобрести две-три таких пряжки (стоят они очень дешево в городе, но в походе практически бесценны) и положить их в карман рюкзака — лишним не будет!

Крепление лямок.

Очень важен способ крепления лямок к низу рюкзака. Рекомендуется, когда они крепятся не за углы на дне, а выше в районе поясного ремня через специальную косынку. В этом случае лучше охват туловища и лучше распределение нагрузки рюкзака.

Поясничная подушка.

Поясничная подушка (6) — полезная вещь — горбик на рюкзаке в районе поясного ремня, не дающая рюкзаку сползать вниз, позволяет значительно разгрузить лямки и нагрузить пояс. Лучше когда она сделана не из поролона, а из той же пенки.

Клапаны и карманы.

Наличие кармана в клапане (крышке) рюкзака — обязательно (подробнее о преимуществах клапана описано выше). Сюда кладется компас, накидка, нож, полевой дневник и т.д. Очень удобно присутствие небольшого карманчика для документов внутри клапана. Но имейте в виду: клапан наиболее чувствителен к осадкам (во время дождя или мокрого снега клапан намокает первым и сильнее всего), поэтому при хранения в клапане документов не поленитесь завернуть их в полиэтилен. Я вот, например, однажды поленился и угробил во время дождя свой паспорт! :) А вот наличие карманов по бокам и сзади рюкзака — на любителя. Да, это удобно, но есть и свои недостатки: при сильно набитых карманах рюкзак не удобно класть в багажники, на узкие третьи полки вагонов и влезать с ним в общественный транспорт. В таком случае удобны навесные отстегивающиеся карманы. Иногда бывают небольшие карманы на пояснике, туда можно класть ключи, карманные деньги и другие мелочи. Однако, не забудьте, что много карманов это дополнительный вес.

Петли, стропы, кольца, резинки, сетки и прочие причендалы на наружней стороне рюкзака.

Наружная подвеска в виде петлей, строп, колец и т.д. на наружной поверхности рюкзака, лямках — вещь также на любителя. Как правило, очень удобная, но многие обходятся и без них. У кого-то они есть на рюкзаках, но ими не пользуются. На самом деле они очень функциональны — за них можно прикреплять к рюкзаку свернутые карематы (коврики), тенты (особенно когда они мокрые), верёвки, кружки, кошки, ледорубы, карабины и прочее железо и т.д. При этом они легко доступны и не рвут рюкзак. Чтобы длинные предметы (например, молоток), прикрепленные по бокам рюкзака, не выскакивали, снизу часто существуют поддерживающие кармашки. Кольца на лямках удобны для переноски фотоаппарата, рации, отдыха рук, для чего иногда предусматривают специальные петли.

Нижнее отделение рюкзака.

Нижнее отделение («бомболюк», «мышиная нора») на самом деле мало функционально. Если в рюкзак по кругу вставлен каремат, то воспользоваться нижним «лазом» в рюкзак всё равно невозможно. Если же коврика нет, то легко вытащить нужную вещь также затруднительно, а положить её на место — тем более. Кроме того, после выемки вещи из «бомболюка» хорошо стоящий ранее на земле рюкзак стоять отказывается напрочь. В целом, вещь — на любителя. Я, например, предпочитаю рюкзаки без них.

Боковые лямки рюкзака.

Наличие боковых утяжечных лямок (5) — обязательно. Они позволяют регулировать объем рюкзака в 2 и более раз и рюкзак никогда не будет выглядеть мешком, всегда будет держать форму. Однако они практически теряют свой смысл, если внутрь рюкзака вставлять по кругу каремат (туристический коврик-пенку) — каким диаметром стянули каремат, такого диаметра и будет рюкзак. Также боковые лямки незаменимы при транспортировке тонких и длинных негабаритных предметов: альпеншток, лыжные палочки, сами лыжи при пеших переходах и т.д. При этом лямки ослабляются, под них вставляются нужные предметы и потом вновь затягиваются. Форма и удобство самого рюкзака при этом не изменится, но вы избавите руки от лишнего груза.

Ручки на рюкзаке.

Для удобства одевания рюкзака или загрузки его в транспорт должны быть прочные ручки не менее двух. Одна из них обычно расположена выше крепления лямок, а другая на противоположной стороне. Ручки могут быть и по бокам.

Определяемся с объёмом рюкзака:

Теперь нужно определиться с объёмом самого рюкзака. Объем туристических рюкзаков измеряется в литрах и колеблется от 60 до 150. Как выбрать нужный объем? Если купить слишком маленький рюкзак, может случиться так, что придется навешивать часть снаряжения снаружи или таскать на груди маленький рюкзачок («кенгурятник»), что не хорошо или тащить что-то в руках, что совсем плохо. Но и покупать слишком большой рюкзак также не стоит (иначе вам всегда найдут, что в него положить ;) и рюкзак будет слишком тяжелым).

Как правило, рекомендуют использовать следующие объёмы: Для школьников — 60-70 литров. Для девушек — 80-100 литров. Для мужчин — 100-120. Если вам он и покажется слишком большим, стоит помнить, что его всегда можно утянуть лямками (сделав из 120-литрового рюкзака литров 80). Следует учесть и то, если вы привыкли носить каремат (туристический коврик-пенку) внутри рюкзака, она будет «съедать» около 5-10 литров объема из-за не полного соответствия рюкзака форме цилиндра.

Вес рюкзака.

Вес пустого рюкзака зависит от его типа (мягкий или полустанковый), материалов и от количества дополнительных прибамбасов. Иногда может достигать 3-4 кг! Однако, рюкзак менее 2,5 кг сейчас купить также не получится. У заядлых туристов есть «никогда не выгружающийся» набор предметов в рюкзаке (как правило, в карманах) — различные инструменты, фонарики, свечки, спички, компас, блокнот, шесть томов Тургенева и прочее. Вот и получается, что рюкзак вроде бы и пуст, но уже весит десять килограмм :)…

Производители рюкзаков.

Наиболее совершенные и продуманные «профессиональные» модели рюкзаков производят иностранные фирмы Tatonka, Ferrino, Salewa, LoweAlpine, Jack Wolfskin, Black Diamond и многие другие. Они довольно дорогие, но если позволяют средства — покупайте, никогда не пожалеете! Для большинства же туристов вполне подойдут рюкзаки относительно недорогих фирм Vaude (Германия), Campus (Польша), а также отечественных фирм, производящих рюкзаки по иностранным лекалам и из зарубежных материалов —RedFox и некоторые другие. Из чисто российских производителей очень хорошо зарекомендовали себя рюкзаки фирмы Bask, тоже не дешевые, но по качеству не уступающие зарубежным моделям. Также, в любом регионе существует по крайней мере одна-две фирмы «местного значения» выпускающие рюкзаки довольно достойного качества. В любом случае, не экономьте на себе! Хороший туристический рюкзак не дешев, но прослужит вам не один год!

Комментарии

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 70 | 0,132 сек. | 15.39 МБ