Охота в феодальном обществе

У большинства народностей СССР первобытно-общинное хозяйство сменилось в VIII—IX вв. феодальными отношениями, минуя этап рабовладельческого способа производства.

Охота на пушных зверей при феодализме, так же как и в первобытном обществе, имела большое значение, в особенности для простого народа, доставляя ему мясо и меха, которые шли на продажу или сдавались в виде дани и податей.

Вожди военных дружин практиковали охоту для своих воинов с целью подготовки их к битвам; феодалы занимались охотой не только для забав, но и для получения мяса и пушных шкур как для собственного потребления, так и для продажи на сторону. Охотой увлекались многие князья и. их родичи. Основатель Киева Кий и его братья были ловкими звероловами и охотниками. Княгиня Ольга слыла большой любительницей звериной охоты, устраивая ее как на своей земле, так и на завоеванных территориях.

Издавна, а при Ольге в особенности, охота практиковалась княжескими дворами как один из видов развлечения, причем крестьяне обязаны были помогать князьям и их слугам при облавах на зверей. Добыча охотников (пушные шкуры и мясные туши) полностью использовалась в княжеских хозяйствах. Крестьяне доставляли князьям пушнину, сдавая ее в виде податей и дани.

В раннефеодальный период на Руси дань выплачивалась как завоевателям, так и своим князьям, главным образом мехами, в связи с чем охотники из простого народа должны были добывать большое количество пушных зверей. Так, князь Олег обложил в 883 г. древлян данью по куньей шкурке лучшего качества с каждого хозяйства. Хозары взимали с северян дань беличьими шкурками. На Смоленщине в 1150 г. население обязано было вносить дань смоленскому епископу по шкурке лисицы с дома. В Болгарском царстве, которое занимало Нижнее Прикамье и Среднее Поволжье, жители платили царю по одной куньей шкурке в год.

Важное значение пушнины как товара, а также уплата дани мехами значительно способствовали развитию охоты как одной из основных отраслей феодального хозяйства на территории СССР.

Кроме того, большое количество пушных шкурок требовалось крупным феодалам для подношения даров. Так, князь Игорь, подписав в 945 г. с послами Византии договор, подарил им много высокоценных мехов. Княгиня Ольга, приняв крещение, обязалась послать византийскому императору богатый дар мехами. Киевский князь Святослав одарил своего гостя — основателя монастыря в Регенсбурге Марианна пушными шкурками стоимостью в сто фунтов серебра (несколько возов).

В северных областях охота на пушных зверей имела более важное значение, чем на юге. В особенности славилась в те времена богатством и изобилием мехов Новгородская земля. Недаром народная легенда говорила, что белки там проносились тучами и падали с неба.

Однако не во всех районах Новгородской земли основным видом добываемой пушнины была белка. Так, раскопки в районе Старой Ладоги в 1939 г. показали, что главное место в добыче охотников там занимали речные бобры, удельный вес которых составил 42,1%; удельный вес лисиц в охотничьем промысле составил 16%, зайцев — 13,1%, лосей — 10,5% и т. д. Север Новгородского края поставлял большое количество шкурок наиболее ценных пушных зверей: Югра 1 — шкурки соболей, Двинская земля — бобров, куниц, выдр, рысей и белок, Печорские земли — горностаев, песцов, лисиц и куниц. Охотники Новгородской земли крепко держались за свои права в пушном промысле и часто боролись с князьями, если те пытались эти права урезать.

Хотя правом охоты в X—XIII вв. пользовалось все население Руси, охотники из простого народа встречали много различных препятствий, ограничивавших для них этот важный промысел. Так, согласно уставу князя Всеволода о церковном суде, в то время (1136 г.) уже существовал налог с охоты. Феодалы силой присоединяли к своим владениям свободные охотничьи угодья, за охоту в которых взыскивали с крестьян непомерный оброк пушниной («ловчий налог»). От феодалов не отставало духовенство, извлекавшее из охотничьих угодий, принадлежавших церквам, крупные доходы, в особенности от ловли речных бобров. На территории нынешних Московской, Рязанской и Ульяновской областей было также много бобров; в Мордовской земле охотились на черно-бурых лисиц и куниц. Шкурка лисицы по смоленской грамоте 1150 г. оценивалась в 12 кун2. В Сибири, где лесами были покрыты огромные пространства, охота на пушных зверей была главной отраслью хозяйства населения.

Марко Поло в своих рассказах о путешествии в XIII столетии в Китай так описывает страну северного короля Канчи, т. е. Западную Сибирь и Казахстан: «Те, кто живет здесь, в горах и в долинах, — большие охотники; они ловят много дорогих животных высокой цены, и большая им от этого прибыль и выгода; ловят они горностаев, соболей, белок, черных лисиц и много других дорогих животных; из них они выделывают дорогие шубы высокой цены. У них такие ловушки, из которых животные не могут спастись»3.

В XIV—XV вв. охотничий промысел был сильно развит среди населения северных и восточных земель. В центральных зонах и в южной части Руси, где основным занятием являлось земледелие и скотоводство, охота для большинства населения являлась побочным промыслом, хотя и здесь пушных зверей добывалось много.

В этот период многие князья и другие родовитые феодалы, если не участвовали в войнах или набегах, делили свое время между охотой и пирами. В хозяйствах крупных князей организовывались службы ловчего пути, т. е. охоты на зверя. В лесах вокруг Москвы в радиусе примерно на 30 км охотились московские князья, а впоследствии цари. Страстным охотником, в особенности на медведей, был Иван IV. Однако для простого народа княжеские охотничьи развлечения являлись дополнительной эксплуатацией со стороны феодалов.

Помимо других повинностей, крестьяне обязаны были бить для князей бобров и участвовать в господской охоте на медведей, волков, лосей, оленей и других зверей. Эти работы производились крестьянами безвозмездно; кроме того, все княжеские слуги, выезжавшие на охоту (ловчие, псари и т. п.), и находившиеся при них собаки кормились у крестьян.

Существовала и такая повинность крестьян — охота на монастырских угодьях. Эту повинность они выполняли обычно осенью. В XIV в. монастырям были переданы в южнорусских районах обширные территории, где водились речные бобры (например, «бобровые гоны» по реке Суре и ее притокам), и крестьяне добывали монастырям большое количество бобров.

Орудия охоты в Х-—XV вв. были различные. Зверей и птиц ловили перевесами, состоявшими из петель и сетей, расстилая их по ветвям деревьев. Многие охотники пользовались тенетами, в которых звери запутывались, пытаясь уйти от собак или людей, шедших на них облавой. Зайцев ловили петлями или в сети, добивая палками. На оленей охотились с луками и стрелами, а бобров часто добывали с помощью собак или ловили кошами 1 и езами2. На крупных животных крестьяне ходили с рогатинами и ножами. В XIII в. много пушных зверей добывалось самоловами, а несколько позже охотники начали пользоваться капканами.

В XIV—XV вв. во время охоты княжеских дворов стали широко применяться ловчие птицы (соколы и ястребы). Тогда же на боярских охотах стали пользоваться огнестрельным оружием, хотя в значительных размерах оно начало применяться только в XVI в. Псовая охота на Руси велась издавна, но наибольшего развития она достигла в XV в.; этим видом охоты, так же как и соколиной охотой, могли пользоваться только богатые феодалы. Охотники из народа добывали пушных зверей преимущественно разного типа ловушками или луком и стрелами.

Сибирь с ее огромными просторами была населена народностями, стоявшими долгое время на низком уровне общественного развития. Остатки родового быта сохранились к XVI в. даже у самой крупной народности Западной Сибири — татар. Только немногие из них занимались земледелием; большинство татар были охотники и оленеводы. Тунгусы 1 (эвенки), жившие родовым строем в районе реки Енисея, занимались только охотничьим промыслом. Все остальные народности — якуты, чукчи, вогулы (манси), остяки (ханты) и др, за исключением бурят, образовавших уже в XIII в. крупные племенные объединения, жили также родовым строем, причем отдельные роды были почти везде изолированы друг от друга. У некоторых сибирских народностей родовые пережитки сохранились вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

В этих условиях пушной промысел у большинства сибирских народностей имел главное значение. Лишь у отдельных из них, как, например, у якутов, наряду с охотой, большую роль играло скотоводство.

Добавить комментарий

Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 35 | 0,122 сек. | 11.83 МБ