Заготовки шкурок кроликов в 1946—1957 гг.

В 1958—1959 гг. заготовки шкурок кролика проходили на уровне 1956—1957 гг.

Таким образом, заготовки шкурок кроликов в СССР в послевоенные годы увеличивались до 1953 г. включительно. В 1954 г. и в последующие годы произошло уменьшение заготовок, что можно отчасти объяснить ослаблением внимания к этому важному участку животноводства со стороны сельскохозяйственных органов, а также недостаточной экономической заинтересованностью колхозов. На совещании, работников сельского хозяйства областей и автономных республик северо-запада РСФСР в г. Ленинграде 22 мая 1957 г. товарищ Н. С. Хрущев говорил: «Следовало бы шире развивать кролиководство. Ведь кроличье мясо очень вкусное и питательное. Я знаю, что многие люди предпочитают кролика даже такому мясу, как куриное. Кролики дают хорошую пушнину. Из кроличьих шкурок можно шить пальто и детишкам, и взрослым. Кролики очень плодовитые. Разведение их весьма выгодно».

22 января 1958 г. товарищ Н. С. Хрущев, выступая на совещании передовиков сельского хозяйства Белорусской ССР, вновь подчеркнул важное значение кролиководства:

«Здесь один из выступавших товарищей говорил о кроликах. Я большой сторонник разведения кроликов. Кролик дает вкусное мясо, он имеет также хороший мех. К тому же кролик неприхотлив к условиям содержания. Иногда говорят, будто кролики невыносливы и часто подыхают. Что можно сказать по этому поводу? У плохого хозяина сам черт подохнет, а не только кро-

лик. (Смех). Если колхозы проявят необходимую заботу о птицеводстве и кролиководстве, то будут и у вас и утки, и гуси, и кролики».

В связи с большим значением разведения кроликов в нашей стране, XIII съезд ВЛКСМ, состоявшийся в апреле 1958 г., поставил перед советской молодежью задачу — создать в течение 2—3 лет во всех колхозах и совхозах кролиководческие фермы, а пленум ЦК ВЛКСМ в феврале 1959 г. поддержал обязательство сельских комсомольцев вырастить в 1959 г. 37— 40 млн. кроликов. Вопросами развития кролиководства во всех районах СССР занимается Научно-исследовательский институт кролиководства и звероводства.

Полезным для кролиководов изданием является журнал «Кролиководство и звероводство» и ежемесячные выпуски массовой библиотечки (обмен опытом в сельском хозяйстве) «Кроликовод».

Перед кролиководами СССР наряду с развитием кролиководства стоит также задача улучшения качества кроличьего меха. Лучшими шкурками для производства дамских манто «под котик» считаются те шкурки, которые имеют равномерную густоту пуховых волос по всей площади. Однако менее 10% кроличьих шкурок из числа поставляемых меховым фабрикам пригодны для щипки.

Повышение качества кроличьего меха значительно увеличит поставку меховой промышленности кроличьих шкурок, годных для щипки, что в свою очередь обеспечит выпуск большого количества дамских манто «под котик», пользующихся особым спросом у советских потребителей.

Из меховых шкурок кролика производятся и другие изделия— дамские жакеты, шапочки, перчатки, муфты, домашние туфли, детские пальто и т. д. Все эти меховые изделия изготовляют из шкурок натурального и крашеного кролика; кроличий мех красится главным образом в черный цвет, а также в коричневый и светло-коричневый.

Начиная с 1950 г. шкурки кроликов используются только на внутреннем рынке СССР, а ранее этот мех экспортировался в США, Англию, Швецию, Чехословакию и другие страны.

Северным оленеводством называется разведение и хозяйственное использование северного оленя.

Северный олень имеет туловище длиной от 1,7 до 2,2 м; высота в плечах — от 0,8 до 1,4 м, вес — около 150 кг. Зимний волос длинный (до 6 см), упругий и ломкий. Окраска волосяного покрова меняется по возрастам и сезонам; зимой она изменяется от белой до темно-коричневой.

В отличие от прочих оленей у северных оленей рога, расширенные на концах в плоские лопатки с дополнительными остриями, имеют не только самцы, но и самки, правда, не такие развитые, как у самцов. Рога у самок отпадают после отела, у самцов — зимой, отрастая летом вновь.

Пищей северным оленям служит трава, листья и молодые побеги различных кустарников, грибы. Пасущиеся в тундре олени изредка ловят и едят леммингов.

Дикие северные олени обитают в Мурманской, Архангельской, Вологодской областях, Коми АССР, на северном Урале, в тундрах и в большинстве лесных районов Сибири и Дальнего Востока. Домашние северные олени разводятся примерно в тех же районах. За рубежом эти животные встречаются в Скандинавии, на Шпицбергене, в Гренландии, Северной Америке (куда они были завезены из Сибири), на островах Канадского архипелага, в Монгольской Народной Республике и Китайской Народной Республике.

Спаривание у северных оленей происходит в сентябре-октябре. В мае-июне самки родят по 1 (реже по 2) детенышу, которые кормятся молоком матери около 3 месяцев. Плодовитость эти олени сохраняют до 20 лет; продолжительность жизни у них около 25 лет.

Северные олени хорошо плавают, все органы чувств у них сильно развиты, поэтому во время охоты на диких северных оленей охотникам приходится соблюдать большую осторожность. Добывают этих животных различными способами: скра-дыванием с переносной маскировкой или с верховым домашним оленем (иногда лошадью), осенью во время гона — подманива-нием к домашнему оленю, зимой — преследованием на нартах. В некоторых районах СССР (например, в Архангельской области) добыча северных оленей запрещена, в других — производится по разрешениям.

Мясо северных оленей, как диких, так и домашних, очень вкусное; из шкур изготовляют меховую одежду, в особенности удобную для населения Крайнего Севера, а также замшу. Шкуры взрослых и полувзрослых северных оленей «постель» имеют частую, длинную шерсть из ломких остевых волос и редковатой подпуши. Из частей шкур, снятых с ног оленей, население оленеводческих районов изготовляет очень теплую и легкую обувь (унты), а также употребляет на подбивку лыж; из сухожилий вырабатывают крепкие нитки.

Наилучшим сырьем для меховой промышленности являются шкуры молодых северных оленей следующих трех возрастных, категорий:

Выпороток (также выкидыш) — мелкие шкурки телят-недоносков с низким, тусклым волосяным покровом, окрашенным в белый, серый, палевый, светло-коричневый или темно-коричневый цвет. Попадаются шкурки пестрой окраски, в связи с чем во время сортировки шкурки выпоротка делят на однотонные и пестрые. По степени развития шкурки выпоротка делятся на нормальные и голяк (почти без волос). Шкурки с пороками относятся к браку.

Пыжик — шкурки оленьих телят, питающихся материнским молоком и еще не перешедших на растительную пищу, мех мягкий, блестящий, с густой, упругой остью (длиной до 1—2,5 см) и частой подпушью. Шкурки сортируют: по цвету — на однотонные и пестрые, по степени развития волосяного покрова — на I. II, III.сорта и брак.

Неблюй — шкурки оленьих телят, питающихся растительной пищей, покрытых вторичным волосом, состоящим из сравнительно короткой толстой, но еще мало ломающейся ости и редковатой подпуши. Шкурки неблюя делят на однотонные и пестрые, на два сорта и брак.

Лучшими по качеству меха являются пыжиковые шкурки, из которых изготовляют очень теплые, красивые мужские и дамские шапки-ушанки. Для этих же целей используют шкурки выпоротка (также для пошива меховых фуражек). Шкурки неблюя идут главным образом на призводство меховых пиджаков и жакетов.

Во всех районах Крайнего Севера, от Чукотского полуострова на востоке и до Скандинавии на западе, и во многих областях Сибири оленеводство имеет важное значение.

С давних времен домашние олени использовались у разных народов неодинаково. У народов, проживавших в тундре, животные были приучены к хождению в упряжке (впрягались в сани—-нарты), у жителей тайги — к верховой езде и к перевозке поклажи на спине. Однако в южных таежных районах оленеводство имело большее транспортное значение, чем в тундре, где главное направление этой отрасли сельского хозяйства было мясо-шкурное.

Северное оленеводство существовало и играло крупную роль в жизни народов Крайнего Севера еще в царской России. Но в то время оно являлось отсталой отраслью хозяйства, и, не имея зоотехнического и ветеринарного обслуживания, поголовье оленей часто страдало от эптзоотий, поражавших оленьи стада.

Поскольку в оленеводстве России применялась экстенсивная система хозяйства и вложение капиталов в эту отрасль было незначительным, развивалось оно слабо.

Общее поголовье домашних северных оленей в царской России в XIX в. насчитывало свыше 1 млн. голов, а к началу XX в. достигло приблизительно 1,5 млн. голов. Большинство этих животных принадлежало крупным хозяевам, многие из которых владели стадами в 2—3 тыс. голов домашних оленей, в то время как более бедные оленеводы имели по 10—20 голов, а значительная масса бедняков и батраков — ни одного оленя. Бедняки терпели большую нужду, поскольку в суровых условиях Крайнего Севера домашний олень играл более важную роль, чем лошадь для русского крестьянина. Северный олень давал жителям тундры все необходимое для их существования: мясо, жир, молоко — для пищи, шкуру — для одежды, обуви, постели и даже для постройки жилищ, учитывая, что оленьими шкурами народы Севера утепляли стены, двери и полы яранг.

Меховая продукция, получаемая от северных оленей, помимо использования ее для изготовления одежды и других нужд для местного населения, продавалась крупными оленеводами скупщикам, которые сбывали оленьи шкуры пушным фирмам в различных городах и на ярмарках. Так, на Ирбитской ярмарке в 1913 г. было реализовано 2 200 шкурок неблюя по цене от 4 до 7 руб. за штуку и 2 ООО шкурок пыжика по цене от 2 до 3 руб. 80 коп, в 1914 г. по тем же ценам было продано 2 300 шкурок неблюя и 5 000 шкурок пыжика.

В совхозах и колхозах на Крайнем Севере, занимающихся разведением оленей, к началу 1952 г. было сосредоточено 84% общего поголовья северных оленей, в том числе в 30 совхозах — 19,9% и в колхозах — 64,1%. Индивидуальные хозяйства владели в 1952 г. только 16% оленей. В последнее время удельный вес стад колхозов и совхозов в общем поголовье оленей возрос еще больше.

На огромной территории Крайнего Севера, составляющей 10 млн. кв. км, было проведено земельно-водное устройство, создано более 120 зоотехнических и ветеринарных пунктов и организовано несколько зональных станций и других исследовательских учреждений. Под оленьи пастбища отведено свыше 85% общей площади лесотундры, а для того чтобы пастбища правильно использовались, были введены пастбища-обороты. Совхозы и колхозы Крайнего Севера построили на пастбищах специальные загоны, резко снизившие падеж молодых оленей во время непогоды, оборудовали промежуточные базы на маршрутах кочевий, убойные пункты, постоянно ведут под руководством зоотехников племенную работу.

Насколько велико значение этих мероприятий, можно судить хотя бы по тому, что в районах тундры, где стада оленей в количестве 1 200—1 500 голов летом пасутся на открытых для ветра пастбищах, а на зиму перекочевывают в лесотундры, расстояние перехода стад достигает 1 ООО км. Без устройства промежуточных баз и загонов падеж оленей во время дальних кочевок был бы значительный. В таежных районах, где дальних переходов для оленей не бывает и стада животных в количестве 250— 600 голов пасутся круглый год в лесу, были созданы специальные навесы для защиты от гнуса.

Главными продуктами северного оленеводства являются мясо и шкуры. Взрослые олени дают 40—50 кг мяса, телята в возрасте 4—5 месяцев — 20—30 кг. Шкуры оленей используются меховой и кожевенной промышленностью.

В 1957—1959 гг. заготовки оленьих шкур проходили на уровне заготовок 1954—1956 гг.

Оленьи меховые шкуры в настоящее время почти полностью используются на внутреннем рынке СССР.

Во время линьки оленей собирается шерсть, используемая для набивки седел, автомобильных подушек, спасательных кругов и т. д. Олений пух потребляют для выработки фетра. За один сезон от каждой матки северных оленей совхозы и колхозы получают по 40—50 кг молока.

Кроме того, домашние северные олени используются для перевозки грузов и на охотничьем промысле. При перевозке грузов на нартах олени делают 4—5 км в час, с седоком или поклажей на спине — от 5 до 7 км, в санной упряжке без груза.—от 10 до 12 км в час. Олени перевозят зимой на санях по 100 кг, летом на спине — по 30—40 кг груза, причем животные, бессменно работающие на перевозках в течение круглого года, делают маршруты длиной не более 25—40 км в сутки с грузом и 50—70 км налегке.

Жители Крайнего Севера изготовляют из оленьих шкур меховую одежду. Вначале шкуры убитых оленей консервируют, затем выделывают их и после этого из них шьют различные меховые изделия. Эвенкийские женщины шьют красивые теплые вещи из оленьих шкур, необходимые в быту эвенков: зимние верхние одежды — малицы (дохи), короткие охотничьи куртки — парки, меховые сапоги — камасы, большие меховые одеяла, кра-

сивые, различных форм, коврики — кумоланы. Все эти меховые изделия являются настоящими произведениями народного искусства, в особенности коврики и дохи, узоры на которых выполнены из кусочков меха различной расцветки.

Оленеводство, имеющее для хозяйства населения Крайнего Севера большое значение, резко изменило свой характер по сравнению с первыми годами Советской власти.

В 20-х годах текущего столетия, когда колхозов в оленеводческих районах было еще очень мало, среди оленеводов, в особенности кочевых, существовали крупные кулацкие хозяйства, нанимавшие для пастьбы оленей батраков.

Так, на Дальнем Востоке, где основными районами оленеводства в тот период были Северо-Камчатский район и Охотское побережье, в 1926 г. насчитывалось 738 тыс. домашних оленей. 4,5% оленеводческих хозяйств составляли очень крупные и 11,2% крупные кулацкие хозяйства.

Распределение оленеводства на Дальнем Востоке по размерам оленьих стад в 1926 г.

По данным 1926—1927 гг. по всем северным районам СССР, 3,2% кочевых оленеводческих хозяйств являлись владельцами 42,7% общего поголовья оленей. Эти кулацкие хозяйства эксплуатировали бедняков и батраков как в форме найма рабочей силы, так и другими способами (отработка, опекунство, ростовщичество, торговля и т. д.).

Для кочевых народов Крайнего Севера оленеводство являлось главной и решающей отраслью хозяйства, хотя наряду с разведением оленей оленеводы занимались охотой на пушных зверей, рыболовством и морским зверобойным промыслом.

Однако для всех хозяйств Крайнего Севера в целом оленеводство в 192627 г. давало доход в размере только 14,1% общего их дохода, в то время как охота на пушных зверей и копытных животных — 24,9%, рыболовство — 25,7%, сельское хозяйство— 16,4% и т. д. Наибольший доход от оленеводства получали хозяйства Большеземельской тундры — 60,7% общего дохода при товарности оленеводческой продукции в 38,1 % и Мало-земельской тундры соответственно — 33,7 и 39,3%. Остальные районы Крайнего Севера имели менее крупную доходность от оленеводства, а также и меньший процент товарности в оленеводческой продукции, поскольку шкуры, мясо, жир и молоко сами хозяйства использовали для личных потребностей. Так, в Охотском округе доход от оленеводства составлял в 192627 г. 17,1% общих доходов всех хозяйств, товарность — 6,7%, в Колымском— 14,7 и 14,67о соответственно, в Камчатском — 14,4 и 10,3%, в Булунском — 13,3 и 1,6%, на Тобольском Севере — 11,3 и 17,2%, в Туруханском крае— 10,4 и 4,9%, в Мурманском округе—10,2 и 33,0%, в Верхоянском — 7,4 и 4,8%, в эвенкийских районах, расположенных вне Туруханского края, — 4,4 и 2,2% соответственно. Средний процент товарности оленеводческой продукции по всем районам Крайнего Севера составил в 192627 г 17,7%.

Для развития оленеводства на социалистических началах в районах Крайнего Севера бедняки и середняки в начале 30-х годов стали создавать колхозы. В это же время начали создаваться оленеводческие совхозы, на строительство которых ассигновывались крупные средства. В 1930 г. совхозы системы Нар-комснаба имели 105 тыс. оленей, в том числе в Архангельской области — 42 тыс. голов, на Тобольском Севере — 33 тыс, в Восточной Сибири — 10 тыс, в Якутии — 9 тыс, в Мурманской области — 7 тыс. и на Дальнем Востоке — 3 тыс. оленей. Некоторое количество оленей насчитывалось также в совхозах Наркомзема.

К 1932 г. поголовье оленей в совхозах возросло почти в 2,5 раза.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 66 | 0,210 сек. | 14.67 МБ