В 1980 г. в Министерство лесного хозяйства и лесной промышленности Латвийской ССР поступил ряд заявлений о причиненном ущербе лесному и сельскому хозяйству от деятельности бобров. Численность бобров республики к этому времени оценивалась в 7000 голов. Вторая половина лета и осень 1980 г. отличались исключительным обилием осадков и летним половодьем, что существенно затрудняло объективную оценку ущерба от бобров.
Проверка конфликтов осуществлялась на месте при участии представителей леспромхоза, представителей землепользователя и специалиста по бобровому хозяйству. По проверкам ситуаций и соответствующих решений были составлены акты и даны рекомендации. Начиная с 1984 г. сведения об ущербе, нанесенном мелиоративным системам и сельскохозяйственным угодьям, поступают в Министерство мелиорации и водного хозяйства Латвийской ССР.
Решение конфликтов вменено в обязанность соответствующим леспромхозам, к тому времени уже имеющим своих, в большинстве случаев достаточно компетентных специалистов. Сводка этих заявлений за 1980/81 г. приводится в смотреть статью под номером 3.4-1.
Из таблицы видно, что только в одном случае (Кулдигский леспромхоз) заявление соответствует истине, в одном (Елгавский
леспромхоз) впечатление о грандиозном бобровом пруде с водным зеркалом 2 км2 создается по причине исключительно дождливых лет, когда воды и так везде много; остальные три жалобы являются примером «бобрового синдрома» или вызваны желанием скрыть собственную нерасторопность. Подобным примером является заявление Министерства строительных материалов России о том, что по причине деятельности бобров невозможна эксплуатация подъездной железной дороги. При проверке оказалось, что вместо железной дороги существует только нулевой профиль будущей насыпи, о чем составлен акт.
В последующие годы количество конфликтов с землепользователями увеличивается, однако они принимают более деловой
характер. Из-за неточности местных сотрудников в перечни бобровых повреждений попадают непроверенные факты о вредности бобров и о степени причиненного ими ущерба (смотреть статью под номером 3.42). Начиная с 1985 г. Министерство лесного хозяйства и лесной промышленности получает ежегодные обобщающие сведения об отрицательной деятельности бобров в сельскохозяйственных мелиоративных системах. Данные за 1985 и 1986 гг. обобщены в смотреть статью под номером 3.43.
Приведенные в смотреть статью под номером 3.42 сведения показывают, что бобровые плотины являются причиной нерегулярного функционирования мелиоративных систем не более чем на 0,002, а то и на 0,001 общей площади.
Мы не располагаем цифровым материалом об удельном весе других отрицательных факторов, мешающих идеальному функционированию осушительных систем, но нет сомнений, что деятельность бобра — далеко не самый весомый из них: бобровые плотины только проще обнаружить и они вызывают к себе повышенное внимание. Сравнение данных за 1985 и 1986 гг. (см. смотреть статью под номером 3.43) показывает, что, хотя количество плотин в течение года увеличилось на 20%, площадь поврежденной бобровой деятельностью территории уменьшилась на 42%, а в расчете на 1 плотину — более чем вдвое. Это может быть объяснено более серьезным подходом к уточнению возможного размещения бобровых поселений в системах осушительной мелиорации и значительными успехами отлова осенью 1985/86 г. На смотреть статью под номером 3.26 изображено территориальное размещение и интенсивность условно отрицательной деятельности бобров в сельскохозяйственных угодьях. Выделяются два участка с наибольшей концентрацией бобровых ресурсов.
Рост количества конфликтных ситуаций является своеобразным индикатором степени усложнения бобрового хозяйства. Специалисты не в состоянии посетить все места, где бобры причиняют ущерб сельскохозяйственным угодьям, запруживая мелиоративные канавы и ручейки или вызывая другой ущерб. Такие централизованные инспекции требуют много средств и времени, поэтому необходимо разработать методику, по которой правильное решение судьбы поселения и выбор биотехнических мероприятий оказались бы по силам местным лесоводам. Первым шагом для достижения этой цели мы считаем разработку соответствующей типологии бобровых поселений (смотреть статью под номером 3.44). Кроме вышеизложенных ситуаций возможно возникновение конфликтов, причиной которых является порча насыпей дорог и дамб водохранилищ. Надежное устранение повреждений возможно только в условиях интенсивного хозяйства, когда каждое поселение имеет своего «хозяина», отвечающего за деятельность поселения и имеющего
право пользоваться ресурсами. Недостаточный контроль за неуместным строительством бобровых плотин является основной причиной возникновения и развития конфликтных ситуаций и нередко ощутимого ущерба нынешнему хозяйству человека. Необходимые предпосылки для организации и ведения такого хозяйства имеются, однако прецедента ведения его у нас нет. Мировые бобровые ресурсы эксплуатируются экстенсивно подобно другой лесной дичи, без учета возможностей целенаправленного использования бобра как уникального эдификатора среды.