Оригинальный подход к экономической оценке работы разных экосистем с помощью потоков энергии дают Г. и Э. Одум (1978). Мы в этом подходе видим возможное решение сложной проблемы экономического обоснования проектов, связанных с использованием ресурсов природы. Эти авторы предлагают экономические расчеты производить в единицах затраченной энергии вместо традиционного расчета в денежном выражении. Предполагается оценка как природных ресурсов и работы человека, так и полученной энергии в виде «энергии нетто, или полезной энергии».
Это — величина, которая остается после того, как из всей суммы положительных результатов работы системы вычитается количество энергии, затраченной на обеспечение ее деятельности. Несущую мощность экономики Г. и Э. Одум предлагают определять соотношением количеств эффективно используемой энергии окружающей среды и импортируемой извне дополнительной энергии, считая, что наше будущее зависит от успешного объединения энергетики, экономики и экологии (так называемых трех «Э») в единую систему взаимозависимых факторов (Одум Г. и Э., 1978, с. 42).
Упомянутые авторы исходят из того, что Земля — это космический корабль и существование человека на ней зависит в большей мере от функционирования экосистем морей, лесов и лугов, чем от развития техники. Очистка воздуха, суши и воды до сих пор осуществляется главным образом постоянным круговоротом воды и рядом биологических процессов, происходящих в экосистемах суши и океанов (Одум Г. и Э., 1978, с. 352). С нашей точки зрения, бобрам в этих процессах при достаточно высокой плотности поселений принадлежит немаловажная роль.
Согласно предлагаемым авторами схемам, экологическую нишу бобра (т. е. его функции в природе) мы можем представить в виде приводимых здесь схем (смотреть статью под номером 1.14—1.16). Наглядным дополнением к схемам служат фотографии (смотреть статью под номером 1.17; 1.18) и топосхема поселения (смотреть статью под номером 1.19).
В природе имеется очень большое разнообразие бобровых поселений; можно с уверенностью сказать, что нельзя найти двух одинаковых. Однако для упрощения можно объединить их в группы. Для наших целей мы пока выделим две группы: 1) поселения в нетронутом ландшафте и 2) поселения в сильно преобразованном антропогенном ландшафте. В первой самым простым вариантом является поселение бобров в достаточно глубоком водоеме нетронутого ландшафта (таких у нас нет). Бобрам здесь нет необходимости заниматься строительством плотин. Дополнительная энергия извне в этом случае привносится в виде консор-ций копытных и мелких грызунов (см. смотреть статью под номером 1.14), использующих сваленные бобрами деревья как корм, иначе им недоступный. Одновременно с усложнением энергетического потока происходит интенсификация энергии и некоторая максимизация ее через привлечение соответствующих консорций. Однако этот вклад в превращение солнечной энергии в энергию более высокого качества в виде продукции первичных консументов относительно мал. Такая система существует и работает на территории нашей страны уже несколько тысяч лет.
На смотреть статью под номером 1.17 изображено бобровое поселение на берегу крупной реки. В таком поселении бобры уже включены в процесс улучшения качества воды (Легейда, Рогознянская, 1981). В связи с загрязнением рек этот вариант приобретает все большее значе-
ние. Более сложный вариант поселения изображен на топосхеме на смотреть статью под номером 1.19. В этом случае в лесу вода относительно чистая, но бобры участвуют в разравнивании речного стока и формировании пойменных почв. Возраст таких поселений насчитывает многие миллионы (у нас — несколько тысяч) лет.
Они играют исключительную роль в оздоровлении окружающей среды, особенно в антропогенных ландшафтах. В таком поселении образуется хорошо согреваемое солнцем водохранилище — настоящий оазис наших ландшафтов (Ка-bisch, Hemmerling, 1981) — с буйной жизнью в воде и прибрежной зоне, интенсивными потоками энергии, которые еще усиливаются дополнительными ее источниками, вызывающими эвтрофикацию. Происходит приток питательных веществ (т. е. приток энергии) от удобряемых полей, привлечение к сваленным бобром деревьям копытных и мелких грызунов, а вслед за ними хищников. В дальнейшем еоднос зеркало пруда привлекает водоплавающих, а постоянный уровень воды пруда и более равномерный сток в ручейки улучшают условия жизни и нереста рыб; кроме того, функционирующий бобровый пруд создает новые трофические и топические ресурсы — сваленные деревья и норы.
Под «присмотром» бобра пруд действует также как очистное сооружение (Балодис, Цимдиньш, 1980). Выедая водную растительность н выталкивая ил на берег, бобры значительно замедляют эвтрофнрование водоема, а движениями своего крупного тела способствуют обогащению воды кислородом. Таким образом бобры увеличивают самоочистнтельную способность малых рек (Балодис, Цимдиньш, 1980), а ведь из них образуются крупные. Но эта функция бобра пока недооценивается (Цимдиньш и др., 1985). Из пруда уходит поток относительно чистой пресной воды. Эта вода уже является носителем высококачественной потенциальной энергии, ценным сырьем, способным заново включиться в процесс самоочищения и улучшить качество новых водных масс — уже ниже по течению. Вода снова пригодна для жизни рыб, что-далеко не всегда можно сказать о заросшем пруде без бобров. В таком пруде излишний приток биогенов вызывает буйный рост водных растений, что, при недостатке коисументов и кислорода вызывает их анаэробное разложение. Вода в пруде приобретает синевато-серую окраску и неприятный запах и требует дорогостоящей очистки. Замедленное течение через пруд способствует отложению мелких частиц перегноя, ила и песка — возобновлению и образованию пойменных почв. Задержание талых и ливневых вод на водоразделах уменьшает донную и береговую эрозию укорачивает период летнего маловодья, способствует возобновлению родников и ручьев.
Действующий бобровый пруд — это мощная энергетическая система. В описанной форме с вводом дополнительной энергии в виде биогенов она сложилась всего пару десятков лет назад. Несмотря на свою молодость, система крайне устойчива. На территории Латвийской ССР этот вид систем распространен весьма широко, количество поселений увеличивается и приобретает все большее значение в экономике природы и народного хозяйства.