Распространена обыкновенная лисица почти по всей территории нашей страны. Наибольшая плотность отмечена в смешанных лесах островного типа и в лесостепи. Обширных однотипных лесных угодий она избегает ив сплошной тайге малочисленна.
Основной регулятор распространения и численности обыкновенной лисицы — количество мышевидных грызунов. Именно поэтому она предпочитает заросли ивняка по берегам рек, перелески, мелкие березняки и осинники, которыми зарастают лесные гари и лесосеки, а также луга. Благополучие лисиц зависит еще и от высоты и плотности снежного покрова. С возрастанием высоты снега или при образовании наста эти животные теряют возможность мышковать.
Охотничьи участки лисиц составляют обычно 6—8 км в диаметре, иногда их площадь достигает 30—50 км2. Лисица в средней полосе не имеет постоянных стаций: они меняются по сезонам. Обходя свой обширный участок, она за одну «охотничью вылазку» посетит бор, болотистое мелколесье и прилегающие к нему лесосеки, побывает в поле и на задворках деревень.
Лисица — всеядный зверь. На территории СССР в рационе этого хищника отмечено свыше 300 видов животной и несколько десятков видов растительной пищи, однако основные корма, как указывалось выше,— мышевидные грызуны. Ежедневная потребность лисицы в мясном корме составляет 200—300 г. Следовательно, при обилии мелких грызунов ей в день надо 10—15, а за год свыше 3 тысяч полевок. За 5 летних месяца один выводок лисиц может уничтожить до 500 сусликов!
В лесу положительные стороны жизнедеятельности лисицы значительно превышают отрицательные. Она полезна тем, что уничтожает множество мышевидных грызунов и почвенных беспозвоночных, держит также под контролем численность зайцев. Вместе с тем лисица наносит серьезный ущерб водоплавающей и боровой дичи, молодняку косуль. Встречаемость зайцев в питании лисиц не падает ниже 9,9% в< бесснежный период и 14.7% в снежный. При высокой плотности лисиц и недостаточно высокой численности зайцев воздействие хищника на жертву может привести и приводит к плачевным результатам (Юргенсон, 1968).
Чрезмерное поголовье лисиц чревато и другими последствиями. Среди лисиц вспыхивают эпизоотии, из них наиболее частое и опасное заболевание — бешенство. Кроме того, вот уже много лет значительное количество лисиц центральной полосы заражено зудневой чесоткой, которая вследствие тесных контактов зверей проникает все дальше на север.
Несмотря на то, что численность лисиц за последние годы возросла, охотятся на них из-за ряда экономических и организационных причин все меньше и меньше, сокращаются и заготовки лисьих шкурок (см. табл. 1). Особенно это относится к европейской части страны.
Лисица — ценный пушной зверь, но при оценке его значения для человека а каждом конкретном районе надо подходить дифференцированно. Как правильно писали В. Ф. Гаврин и А. П. Крапивный (1965), экономическое значение лисицы должно определяться не только стоимостью получаемой от нее пушнины, но и взаимоотношениями с полезными и вредными видами животных, обитающих в данном районе. В большинстве мест лисица при оптимальной ее численности является полезным представителем фауны. Ее следует охранять и разумно использовать только в период промысла; раскопка ее нор и истребление молодняка недопустимы. Однако в специализированных спортивных охотничьих хозяйствах, занимающихся интенсивным дичеразведением (косуль, зайцев, пернатой дичи), лисица нежелательна.