Длиннохвостый, или красный сурок — marmota caudal а jacquemont. Распространение и численность в Казахстане

Считается, что длиннохвостый сурок в Казахстане обитает в Киргизском и Таласском Алатау (Кузнецов, 1948 и др.), но более конкретные сведения есть лишь для последнего. По Л. М. Шульпину (1948), этот сурок широко распространен в заповеднике Аксу-Джабаглы, на стыке Таласского Алатау с Угамским хребтом. Однако в годы его работы (1933—1935 гг.) сурки там были исключительно редки, как малочисленны они и в настоящее время (1961 —1962 гг.— наши наблюдения). Согласно опросным данным (Шульпин, 1948), сурки в заповеднике считались многочисленными в 1926 г. Они будто бы жили всюду и большими поселениями, что, однако, вызывает сомнение. Если бы сурки были многочисленны, то после них должно остаться много необитаемых нор, которые сохраняются очень долго. Однако там нор вообще очень мало и, как правило, все поселения населены, пустующих почти нет. Это свидетельство того, что низкая численность длиннохвостого сурка в данных условиях — явление нормальное, обусловленное естественно-историческими факторами (климат), которые действуют уже длительное время.

Нами поселения сурков встречены в верховьях рек Кшикаинды, Шунгульдук, Балабалдабрек, в среднем течении последней (ур. Куль-джейляу, Терсиджейляу), на правом берегу Балабалдабрека — в ур. Чуулдак, немного западнее р. Бахрауксу — в ур. Кызылбель, в верховье р. Сильбили. Кроме того, в заповеднике сурки обитают (А. Ф. Ковшарь, устное сообщ.) в ур. Тогущаксаз, в верховьях р. Сар-крама, около оз. Кызульгенколь, на Байдаксае, в долине р. Улькен-каинды, на перевале из долины р. Кшикаинды в долину р. Кшиаксу, в верховьях рек Кшиаксу, Ирсу, Жетымсай. По нашим наблюдениям, в бассейнах рек Кшикаинды, Балабалдабрек и Улькунбалдабрек все поселения сурков были обитаемы, но оказались малочисленными и располагались одно от другого на расстоянии 5—15 км.

Учеты численности сурков в заповеднике Аксу-Джабаглы проведены в 1942—1943 гг. методом сплошного пересчета зверьков в часы их наибольшей активности (Ковшарь, Янушко, 1965). На шести седьмых территории заповедника в 1943 г. учтено 360 зверьков (312 взрослых и полувзрослых и 48 молодых), а всего в заповеднике (площадь 70 тыс. га) обитало около 550 особей, т. е. семь-восемь зверьков на 10 км’2, что в сотни раз меньше плотности их населения в юго-западной Киргизии, на Восточном Памире и в Алайской долине (Кайзер, 1939; Кулькова, 1961; Усачев и др., 1961).

За пределами заповедника небольшие поселения этих сурков изредка встречаются в верховьях р. Сайрам и ее притока — р. Сарыай-гыр. В последнем случае длиннохвостый сурок отмечен Г. В. Благода-ровой (1947) на одном склоне с сурком Мензбира, но ниже, что подтверждают и собранные нами опросные данные. Согласно им, длиннохвостый сурок имеется также на правобережье р. Сарыайгыр километра на два выше устья р. Улар, в ур. Мынжилки. За пределами заповедника длиннохвостые сурки так же малочисленны, как и в заповеднике (наши наблюдения; А. Ф. Ковшарь, устное сообщ.). При этом заметно, однако, что численность сурка в районе заповедника возрастает с юго-запада по направлению на северо-восток. Так, если в бассейне р. Сайрам он очень спорадичен и редок, то восточнее заповедника — в долинах рек Аксай и др., гораздо обычнее. Это, по нашему мнению, объясняется разной ориентацией горных хребтов и неодинаковым количеством осадков. Горы Каржантау обращены на северо-запад, хорошо улавливают влажные воздушные течения с Атлантики, поэтому в бассейне р. Сайрам выпадает огромное количество осадков и широко развиты разнотравные субальпийские и альпийские луга. По мере движения на северо-восток горные цепи все более приобретают широтное простирание, а северный склон Таласского Алатау уже обращен на северо-северо-восток, влаги улавливает относительно мало, поэтому в долине р. Аксай и других, расположенных восточнее, довольно сухо, мезофитные луга развиты слабо и почти всюду преобладает злаковая степь. На сухость, остепненность этих долин и на более высокую численность сурков в них указывали также Д. Кашкаров и А. Коровин (1926).

Указание В. С. Бажанова (1946) на обитание длиннохвостого сурка в верховьях р. Бадам ошибочно.

На северном склоне Киргизского хребта длиннохвостый сурок встречается лишь к западу от р. Аксу (Киргизия), где его ареал соприкасается с областью распространения серого сурка (Спангенберг, 1936; Дементьев, 1938). Западнее он отмечен в бассейне р. Карабал-ты, начиная километрах в пяти выше с. Сосновки (наблюдения В. Н. Беляева и А. А. Слудского). Выше по течению километрах в 15 от этого селения, по саям, впадающим в р. Карабалты, сурок в 1941 г. был обычным (А. А. Слудский, устное сообщ.) и обитал крупными поселениями. Зверьки заселяли боковые долины почти на всем протяжении от р. Карабалты до верхней границы стелющейся арчи, а по долине этой реки обнаружены еще выше. М. Н. Корелов (устное сообщ.) в начале июля 1957 г. наблюдал их поселения прямо на перевале в долину р. Сусамыр, почти на самом гребне хребта. По его данным, относящимся к 1957 г., сурки есть и в верхнем течении рек Аспара, Мерке, Ойран-ды, Чункур и его притоков Сюлюшер и Кутыджансай. Самые нижние норы встречаются на высоте 1500 м, но в массе с высоты 2000— 2200 м.

По мнению Р. Н. Мекленбурцева (Ковшарь и Янушко, 1965), низкая численность сурка в Аксу-Джабаглинском заповеднике есть следствие истребления его человеком. Высказывалось также мнение, что она сократилась в результате увеличившейся сухости климата в горах.

Совершенно ясно, что не промысел сократил численность длиннохвостых сурков, так как и на охраняемой территории и вне ее количество их одинаково, в то же время совсем рядом сурок Мензбира, несмотря на продолжавшийся до последнего времени интенсивный промысел, остается гораздо более многочисленным (наши наблюдения).

Вторая причина малой плотности населения длиннохвостого сурка также несостоятельна. Согласно многолетним данным, с 1875 по 1955 г. (Климат Казахстана, 1959) в предгорьях Западного Тянь-Шаня (и тем более должно быть в горах.— В. К.) не происходило резкого длительного увеличения сухости климата. Наоборот, с 1917 г. отмечается постепенное возрастание годового количества осадков и в целом после 1917 г. их выпадает заметно больше, чем до того времени. Температурных сдвигов в сторону похолодания также не наблюдалось, имеется даже тенденция к потеплению. Далее, если бы до 1930— 1932 гг. сурков было много, то после их гибели должно встречаться много пустующих поселений (нор), которые сохраняются (особенно в сухом климате) очень долго. А между тем ни в заповеднике, ни вне его мы их не находили. Это свидетельство того, что сокращение численности произошло очень давно, по всей вероятности не в текущем столетии.

Как показано выше (см. также в очерке «Сурок Мензбира»), описываемый зверек является наиболее сухолюбивым из сурков Тянь-Шаня. Поэтому вследствие общего увлажнения климата численность его должна сокращаться путем увеличения разобщенности поселений, еще задолго до основания заповедника. Большая разобщенность поселений, при прочих равных условиях, естественно, могла отрицательно сказаться на воспроизводстве. И это, как показано ниже, действительно имеет место. Механизм влияния повышенной влажности на длиннохвостого сурка не ясен, по-видимому, отрицательно сказывается повышение влажности грунта, в котором он проводит спячку.

Длительная заповедность территории также может отрицательно влиять на численность сурков. Вследствие прекращения выпаса скота увеличилась площадь и сомкнутость древесно-кустарниковой растительности (Кармышева, 1961) и, следовательно, сократилась площадь, пригодная для жизни сурков. Возрасла также высота травостоя, получили большее распространение плотно-дерновинные злаки и мало съедобное крупнотравье, а поэтому ухудшилась кормовая база сурка из-за обилия сухой ветоши и более однообразного состава растительности. Кроме того, среди кустарников и высокотравья скапливается больше снега, позднее начинается вегетация растений и почти полностью отсутствует отава. Высокий травостой ухудшает также кругозор зверьков и увеличивает возможность их гибели от хищников. Такое положение, по нашим наблюдениям, имеет место в ур. Куль-джейляу и, несомненно, в других местах заповедника. Аналогичное отрицательное влияние полной заповедности на сурков выявлено на Украине (Абеленцев и др., 1961) и в Швейцарии (Ворр, 1956). Наиболее благоприятным оказался умеренный выпас скота, менее полезно сенокошение и хуже всего для сурков полная заповедность территории.

Итак, увлажнение климата и отсутствие выпаса скота являются, по-видимому, основными факторами низкой численности и спорадичности распределения сурков в заповеднике Аксу-Джабаглы.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 61 | 0,995 сек. | 13.4 МБ