Ее первые признаки могут проявиться на высоте 1600—2000 м, а у людей ослабленных, обладающих индивидуальной неустойчивостью к гипоксии (примерно в 2—6 % случаев), — даже раньше, на высоте 1000—1200 м. Впрочем, высотный порог может оказаться еще ниже при резком перепаде температур, сильном ветре. Этому будут способствовать чрезмерные физические нагрузки, психоэмоциональное напряжение, переохлаждение, нарушение питания, обезвоживание, переутомление, респираторные заболевания, кровопотери.
Наиболее выраженным симптомом острой горной болезни считают мучительную головную боль, одышку, возникающую при физических усилиях, побледнение кожных покровов и синюшный оттенок слизистых оболочек, ногтей, выраженную слабость, тошноту, рвоту, тревожный сон с кошмарами, расстройство дыхания типа Чейна-Стокса, когда после нескольких все углубляющихся вдохов наступает продолжительная, до 5—10 секунд, пауза, вызванная падением возбудимости дыхательного центра.
Острейшая форма горной болезни — гипоксическое удушье иногда наступает сразу же после доставки людей на большие высоты вертолетом, самолетом, автотранспортом или при быстром восхождении.
Внезапно возникают ощущение пустоты при вдохе, жгучая боль во всем теле, рябь в глазах или потемнение, внезапная потеря сознания, прострация, появляется страх смерти, однако при быстром спуске и оказании необходимой медицинской помощи все явления быстро проходят.
Подострая горная болезнь и хроническая горная болезнь развиваются обычно после длительного,, в течение 5— 6 месяцев, пребывания на больших высотах.
Горный острый отек головного мозга (ГООМ) иногда развивается после, быстрого подъема на высоту 4000—
4500 м. Его не всегда удается быстро распознать, и поэтому помощь не успевает прийти своевременно. Этим и объясняется причина высокой смертности, достигающей 20 %. Признаки ГООМ могут проявиться самостоятельно или развиться на фоне острой горной болезни, горного отека легких, горной почечной недостаточности. Наиболее характерны нарастающие мучительные головные боли, тошнота, рвота, потеря интереса к окружающему или, наоборот, бурные истерические вспышки и другие расстройства поведения. Отмечаются брадикардия, урежение дыхания, олигурия. О нарастании тяжести заболевания свидетельствуют дезориентация, шаткая походка, диплопия, двигательные и речевые расстройства, галлюцинации. При медицинском обследовании обнаруживаются повышение внутричерепного давления, отек соска зрительного нерва, расширение вен глазного дна, кровоизлияния в стекловидное тело, сетчатку. Спустя один—два дня, иногда быстрее, развиваются ступор, потеря сознания, судороги, и в результате наступает смерть от паралича жизненно важных регулирующих центров головного мозга.
Немедленный спуск на равнину, вдыхание кислорода в смеси с углекислым газом, введение препаратов, поддерживающих сердечную деятельность, нередко дают стойкий успех, и выздоровление наступает на пятые—шестые сутки.
Горный острый отек легких может возникнуть как через несколько часов после подъема на высоту более 3500 м, так и нередко через 8—10 дней. Наиболее часто ГООЛ развивается на третий—четвертый день. Его развитию способствуют перенесенные ранее заболевания органов дыхания и кровообращения, хроническая или острая инфекция дыхательных путей, чрезмерные физические нагрузки, выполняемые прежде, чем наступила устойчивая адаптация.
Его первыми признаками, заставляющими насторожиться, могут служить появление озноба, кашля (сухого или с мокротой), повышение температуры тела на 1—2 °С, задержка мочеотделения. Самочувствие ухудшается, нарастает одышка, усиливается чувство саднения в горле. Дыхание становится клокочущим и сопровождается выделением пенисто-кровянистой мокроты. Усиливается сердцебиение, появляются загрудинные боли. Иногда больные жалуются на озноб, мышечные, суставные боли, жажду, расстройство слуха, зрения, обоняния. Кожные покровы становятся бледными, принимают синюшный оттенок, покрываясь холодным потом. Больной старается принять вынужденное сидячее положение, чтобы включить в акт дыхания вспомогательные мышцы.
Горные дыхательные аритмии. Нарушение ритма дыхания в горах наблюдается даже у тренированных людей на высоте свыше 4000—4500 м, а у малотренированных и ослабленных оно может возникнуть на незначительном подъеме. Дыхательные аритмии по типу Чейна-Стокса чаще всего наблюдаются по ночам, причем, у одних сон не нарушается, а другие — пробуждаются из-за чувства нехватки воздуха, беспомощности и страха, принимают вынужденное сидячее положение. Более опасны дыхательные аритмии симптоматические, когда они появляются на фоне других дизадаптаций и не только ночью, но и днем. Хотя дыхательные аритмии не представляют опасности и являются признаком нормальной акклиматизации, однако на фоне дизадаптаций они могут привести к нарушению процесса отдыха и вызвать неврозы и даже психозы.
Острая горная почечная недостаточность обычно начинается с одышки, ломоты во всем теле и в пояснице, жажды, которая часто возникает на фоне признаков горной болезни. Мочеотделение резко снижается — до 150—200 мл и даже 15—20 мл в сутки. Удельный вес мочи повышается до 1040, и в ней. появляются белок, лейкоциты, а иногда и эритроциты. По утрам больной просыпается с одутловатым лицом, набрякшими веками, даже на обветренном, загорелом лице заметна бледность, особенно выступающая на разглаженных отеком морщинах. Если не принять мер, отечность держится весь день и распространяется на кисти, колени, поясничную область.
При всех видах горной болезни первым лечебным мероприятием является спуск на минимально возможную высоту. Заболевшего необходимо тепло укутать, ввести имеющиеся в аварийной аптечке сердечно-сосудистые средства (кордиамин, камфору и др.).
Появление симптомов скрытой или легкой форм ОГВ требует немедленного снижения физической нагрузки,. увеличения периодов отдыха, обильного питья (чая с лимоном или клюквенным экстрактом), рекомендуется принимать смесь Сиротинина (аскорбиновая кислота 0,05 г, лимонная кислота 0,5 г, глюкоза 50 г). При головных болях помогает аспирин, амидопирин или их аналоги. Если предоставляется возможность, людей спускают до высоты 200—300 м. Хороший эффект дает настойка майского ландыша с валерианой или адонизид (по 15—20 капель).
При ОГБ тяжелой и средней тяжести важнейшим лечебным средством является длительное вдыхание кислорода, лучше в виде смеси его с углекислым газом (02 + 5—7 % С02), и независимо от этого показан спуск на равнину. К эффективным средствам относятся названные выше и другие витаминные комплексы. Помогают фосфорнокислый натрий с хлористым аммонием по 0,5 г три раза в день, особенно мочегонные средства (фуросемид или его аналоги: фурантил, триампур композитум 40—80 мг утром). Можно пользоваться этактриновой кислотой (0,05—0,1 г утром). Мочегонные применяют в течение одного—трех дней. В качестве симптоматических средств рекомендуются аналептики (кофеин, кордиамин, коразол, камфорное масло). Почти всем этим больным в целях успокоения показаны: малые транквилизаторы — триоксазин по 0,3 г 1—2 раза в день или мепротан (мепробамат) — по 0,1 г 2 раза в день. При бессоннице — нитразепам (по 0,005 или 0,1 г), ноксирон (0,125—0,25 г), при запорах — ревень в порошках или таблетках по 0,5—2,0 г на прием, жидкий (20—40 капель на прием) или сухой экстракт крушины (0,2—0,4 г).
Горный отек мозга требует быстрой эвакуации на равнину с сопутствующей оксигенотерапией. До и в период эвакуации необходимы покой, согревание, вдыхание кислорода. Эффективно внутривенное введение натрия оксибутирата — по 50—100 мг/кг в сочетании с 80 мг фуросемида (фурантила), преднизолона (15—30 мг).
При отсутствии эффекта в ближайшие 2 часа фуросемид или его аналоги в той же дозировке вводят повторно, а затем каждые 6 часов. Каждые 8 часов дают внутрь дексаметазон (4 мг).
При горном остром отеке легких необходима срочная эвакуация вниз, на равнину. Заболевшего укладывают в спальный мешок с приподнятой верхней частью туловища и обкладывают ноги грелками. Полость рта тщательно очищают от слизи и мокроты. После доставки в лечебное учреждение немедленно приступают к кислородной терапии, сопровождая ее лечением мочегонными типа фурасемида по 40—120 мг, мочевины в виде 30—50-процентного раствора на сахарном сиропе.
С успехом применяются так называемые пеногасители — 10-процентный спиртовой раствор антифомсилана, этиловый спирт совместно с кислородом через увлажнитель.
Введение сердечных гликозидов при ГООЛ обычно малоэффективно, хотя иногда рекомендуется внутривенное введение 0,25 мл 0,05-процентного страфантина на 20 мл 40-процентный глюкозы.
При резком повышении кровяного давления показаны эуфиллин, сустак, амилнитрит и др.
При появлении учащенного сердцебиения, сопровождающегося загрудинными болями, перебоями, слабостью, больного следует уложить, обогреть, назначить нитриты пролонгированного действия (эринит, сустак, нитронг и др.), оксигенотерапию, малые дозы адреноблокаторов. Последние должны предписываться с осторожностью, поскольку они способствуют повышению легочного артериального давления. Поэтому более полезны бета-блокаторы с относительным кардиоселективным эффектом (тразикор). Начинать нужно с небольших количеств препарата (10 мг в сутки), при хорошей переносимости дозу можно увеличивать. Если в ближайшие часы состояние больного не улучшается, показана эвакуация на равнину. Очаговые некрозы миокарда лечат так же, как и инфаркт миокарда.
Больные горной печеночной недостаточностью нуждаются в кислородной терапии, вливаниях глюкозы с соответствующей дозой инсулина. Показано применение витаминов, глюкокортикостероидных и анаболических гормонов.
Острая горная почечная недостаточность лечится сочетанием обычных мероприятий, применяемых на равнине при этом виде заболевания, способами, используемыми при лечении острой горной болезни.
Коррекция гипоксических состояний организма достигается предоставлением пострадавшим полного покоя в комфортных условиях при температуре воздуха около 20 °С и проведением интенсивной кислородотерапии. Чистый кислород из баллона через трубку в носовые отверстия можно подавать в течение нескольких часов, но не более 1 суток. Оптимальным режимом является чередование подачи несколько раз в день чистого кислорода (15—20 минут) и карбогена (с содержанием углекислого газа до 7 %) в течение 5—10 минут под контролем показателей функционального состояния организма (общего самочувствия, частоты сердечных сокращений, артериального давления). Допускается подача чистого кислорода в течение 30—60 минут.
Несмотря на определенные различия в тактике лечения различных форм высокогорных дизадаптаций, нужно иметь в виду, что наилучшие результаты дает адекватная оксигенотерапия. При быстроразвивающихся и тяжелых формах дизадаптаций особое значение приобретают быстродействующие натрийуретические мочегонные в сочетании со спиронолактонами и при необходимости со стероидными гормонами. Если на фоне активного лечения признаки заболевания явно прогрессируют, необходимо безотлагательно эвакуировать больного в лечебные учреждения, расположенные на высоте ниже 1700 м над уровнем моря.