Серый сурок — marmota baibacina kastsch. Места обитания

В Казахском нагорье местообитания сурка разнообразны. В центральной части нагорья в горах Кошубай и Те-мирши сурки, начиная с высоты около 1000 м, встречаются повсеместно от плоских, иногда широких и волнистых, днищ долин до крутых (до 50°), скалистых склонов и трапповых обрывов у самого гребня гор, но в основном в нижней части пологих и умеренно крутых (10— 30°) скатов преимущественно северной, западной, реже восточной и южной экспозиций (рис. 80). Грунт редко мелкоземлистый (лишь местами на днищах долин) и обычно очень каменист, часто почти сплошь состоит из щебня и более крупных камней разного размера и конфигурации. Реже норы устроены среди задернованных частично или полностью глыбовых россыпей на конусах выноса распадков и у подножья трапповых обрывов привершинной части гор, а также в расщелинах скал и останцов. Из горных пород более благоприятны суркам кварциты, порфириты, порфиры, а также туфы, а наименее — граниты.

Три первые породы при разрушении образуют много довольно крупных обломков, лежащих на склоне и способствующих задержанию и накоплению мелкозема, а последняя — лишь мелкую сыпучую дресву, скатывающуюся или смываемую водой на самое дно долины, в то время как склоны остаются оголенными, непригодными для жизни сурков. Кроме того, кварциты, порфириты и долериты образуют обычно вертикальные, более крупные расщелины, заполняемые мелкоземом, быстрее зарастающие и более пригодные для сурка. Напротив, в гранитах трещины чаще горизонтальные, небольшие, но хорошо продуваемые ветром, а поэтому обычно лишенные мелкозема, растительности и непригодные для жизни сурков.

Имеют значение угол простирания и толщина пластов гооных пород и экспозиция склона. Если склон северный, а пласты горной породы толстые и довольно круто по склону опускаются в долину, то здесь обычно порода растрескивается на крупные глыбы, быстро сползающие вниз и образующие нагромождения, засыпаемые мелкоземом и благоприятные для сурков. Напротив, когда пласты, выходя к долине, поднимаются наклонно вверх и тем более если они тонкие, то склон бывает крутой и скалистой, порода разрушается на мелкие камни, образующие у подножья рыхлые сухие подвижные осыпи, слабо зарастающие и обычно неблагоприятные для сурков. Именно этим объясняется малочисленность сурков в гранитных горах и приуроченность их к порфирито-кварцитовым сопкам, особенно с покровами траппов.

Обычно сурок населяет ковыльно-разнотравную степь (рис. 80), иногда селится на пышных разнотравных лугах (в горах Кошубай) и довольно редко населяет злаковые сообщества, бедные разнотравьем. Правда, норы он может устраивать и на скудном полынно-типчаковом покрове, но всегда неподалеку от влажной лощины с разнотравьем.

В отличие от равнинного байбака видовой набор растений в местообитаниях серого сурка велик (25—40 видов). Там обычно в изобилии произрастают бобовые, гвоздичные, гречишные, розоцветные, обеспечивая богатый выбор кормов все лето. Разнообразие увеличивается еще тем, что семейный участок от сырой лощины обычно вытянут вверх по склону, а поэтому включает как мезофитные луговые сообщества на днище долины, так и петрофитно-степные на склоне. Обычное направление сурчиных троп вниз по склону указывает на широкие и постоянные перемещения сурков в пределах 30—50 и даже 100 лг по вертикали.

На днищах сыроватых лощин произрастает пышное разнотравье. Высота травостоя 30—50 см, так что, находясь там, сурок имеет плохой обзор. На склонах высота трав 20—30 см, и видимость для зверьков лучше. Сурок не избегает кустарников: устраивает под их корнями норы, прокладывает через их заросли тропинки, прячется в них. И лишь сплошные обширные заросли сурком не заселены. По нашим наблюдениям, наиболее распространенные биотопы сурка в Калбинском Алтае очень сходны с таковыми Казахского нагорья, но отличаются большей сглаженностью рельефа и меньшей каменистостью грунта.

Местообитания серого сурка на Алтае разнообразны, но описаны пока лишь для Сайлюгемского хребта (Корзинкина, 1935; Колосов, 1939; Деревщиков, 1963, 1967 и др.). В пределах Казахстана на Ивановском хребте (среднее течение р. Громотухи) Е. Ф. Савинов наблюдал их на глыбовых россыпях плоских вершин гор выше границы леса. На хребтах Нарымский, Курчумский, Сарымсакты, Тарбагатай, Южный Алтай сурки обитают в основном выше границы леса на горных тундрах, альпийских и отчасти субальпийских лугах, как на плоских всхолмленных вершинах гор и плато, так и на моренах ледниковых долин и в цирках (устное сообщ. А. Е. Ганюшина). Встречаются они и в остепненных широких долинах рек (Бухтарма, Берель и др.) ниже границы леса, но там малочисленны.

На хр. Азутау (южнее оз. Маркакуль) сурки местами встречаются на уровне озера на лугах и остепненных участках. Э. И. Гаврилов (устное сообщ.) встречал зверьков на безлесных заросших карликовой березкой холмах среди обширного болота Шоптыколь. В южных предгорьях этого хребта — в засушливом мелкосопочнике, зверьки живут спорадично лишь около родников и ручьев, где долго сохраняются сочные зеленые травы, местами обитают на прогалинах среди густых зарослей акации. Но в основном зверьки живут выше границы леса на субальпийских и альпийских лугах и в горной тундре, где тяготеют к более мягкому всхолмленному рельефу, но не избегают также скалистых мест и крупноглыбовых осыпей, в которых устраивают летние убежища. Поселения их там тянутся на 2—4, а иногда до 10 км, а норы располагаются в нижней, реже средней части склона (наблюдения А. К. Парасюка).

В Тарбагатае, по Д. И. Бибикову (1959) и нашим наблюдениям, сурки населяют степной, луго-кустарниковый, субальпийский и альпийский пояса (рис. 81). Узкие скалистые ущелья южного склона Тарбагатая малоблагоприятны для сурка ввиду недостаточной толщины мелкозема и густых кустарников по дну балок и на северных склонах, где слой мелкозема достаточно глубок. Отдельные семьи сурков здесь значительно удалены одна от другой. Убежища их чаще располагаются в трещинах скал и между глыбами камня. В верховьях же распадков сурков и совсем нет из-за больших скоплений снега и избыточной, вследствие этого, влажности грунта. В западной части южного склона хребта, начиная от р. Калмактумы, сурки более многочисленны. Этому способствуют увеличение сглаженности рельефа, меньшее распространение зарослей кустарников и большее — луговой и степной растительности. На северном склоне главного хребта сурки населяют разнообразные биотопы: опушки и прогалины в зарослях кустов, выходы скал на крутых склонах и останцы на вершинах небольших сопок, небольшие полузасыпанные мелкоземом крупноглыбовые осыпи, речные террасы нешироких долин, усеянные валунами; в центральной наиболее высокой части хребта — ледниковые цирки и долины. Но наиболее предпочитаемый ими биотоп — мягкие невысокие холмы, изрезанные густой сетью мелких долин, лощин, покрытые сочным разнотравьем в понижениях и степными травами на возвышениях. Эти места поражают разнообразием трав, но кустарников немного. Такие биотопы обычны вдоль подножья северного склона главного хребта. Ровные места, нередкие на Тарбагатае, сурки не заселяют. Вверх по северному склону главного хребта они поднимаются довольно высоко, но по мере приближения к гребню из-за чрезмерного увлажнения (много снега) становятся все более редкими. И лишь по немногим долинам почти достигают гребня хребта и по некоторым перевалам непрерывно переходят на южный склон.

В Джунгарском Алатау в верховьях рек Большой и Малый Баскан сурки, по наблюдениям А. Бекенова (устное сообщ.), наиболее многочисленны в верхней части субальпийского и в альпийском поясах, поднимаясь до 3380 м, почти до самых ледников. Наиболее характерные их местообитания здесь — старые ледниковые морены, где по-соседству расположены бесснежные и глубокоснежные участки с их различной по составу и срокам вегетации растительностью. Местами зверьки селятся по опушкам еловых и пихтовых лесов, изредка даже в глубине их, если они достаточно разрежены и богаты травами.

На восточной окраине Джунгарского Алатау в верховьях рек Оленды, Токтинка, Испул сурки, по нашим наблюдениям, распространены с 1500 до 2700 м, т. е. от средней части лесного пояса до ровных платообразных вершин гор, на которых зверька нет. Однако ниже 2000 м они весьма малочисленны и расселены очень спорадично. Это объясняется, вероятно, тем, что на указанных высотах солнце-печные склоны либо заросли густым кустарником, либо рано выгорающими травами, а теневые — лесом. В верховьях р. Испул поселения сурков поднимаются почти до самых водоразделов и вершин гор, занимая южные, юго-западные и юго-восточные склоны. Но в верховьях р. Оленды (долина северного склона) верхняя граница далеко не доходит до вершин. Их нет в узких распадках, на северном склоне ригеля, на моренах ледникового цирка, откуда берет начало речка, т. е. в местах с высоким, долго не стаивающим снежным покровом. Сурки здесь заселяют лишь наиболее широкую часть долины: речную террасу и основания пологих склонов, где снег сдувается ветром и поэтому неглубок. Быстрому стаиванию способствуют и валуны, разбросанные по долине.

Самое нижнее поселение (1500 м) было расположено в основании южного склона у днища долины, по другому (северному) склону которой сразу от подножья начинаются лес и кустарники.

В верхней зоне распространения сурки обитали среди пышных разнотравных субальпийских лугов (рис. 82), где произрастали в основном Campanula glomerata, Phlomis oreophila, Hedysarum flavum, Onobrychis arenaria, Dianthus Hoeltzeri, Trollius dschungaricus. Anemone protracta и др., которые на речном галечнике сменялись альпийца-ми (Chamaenerium latifolium, Saxifraga cernua, S. hirculus, S. punctata. Astragalus alpinus, Oxyria dygina и др).

Описываемые места являются зимними пастбищами скота, поэтому летом травостой полностью сохраняется, достигая большой густоты и высоты (30—40 см), так что сурки в изобилии обеспечены самым разнообразным кормом, но имеют сравнительно ограниченный обзор. На пологохолмистой поверхности соседнего ур. Сарыбухтер (высота 2000—2100 м), с преобладанием в растительном покрове злаков, сурок не селится.

В Заилийском Алатау местообитания сурка до сих пор не описаны. Зверек встречается здесь с высоты 1400 до 3500 м над ур. м. В степном поясе его поселения очень спорадичны, а общая численность невелика в связи с сухостью климата и отчасти из-за соседства с населенными пунктами. Сурки здесь населяют преимущественно северные и северо-восточные склоны, особенно подножия этих склонов на границе с дном долины, где растительность наиболее разнообразна как по видовому составу, так и по срокам вегетации. В бассейне р. Большая Алматинка сурки в этом поясе обычно встречаются около дна глубоких распадков, нередко на крутых каменистых склонах, среди разреженных кустов барбариса, жимолости, шиповника и урюка. По дну распадка обыкновенно протекает ручей и растительность там остается зеленой и сочной до поздней осени. К северо-западу от пос. Красногорки, в предгорьях хр. Жетылсол, они живут на северных склонах невысоких сухих щебенчатых гор, покрытых рано выгорающей степной растительностью. Зверьки здесь немногочисленны из-за недостатка подходящих биотопов и истребления их человеком.

В лесостепном поясе Заилийского Алатау сурки уже многочисленней, чем в степном. С наибольшей плотностью они населяют дно распадков и остепненные склоны различных экспозиций, в т. ч. южные. Однако и здесь их поселения разорваны участками леса, густыми кустарниками, высокотравьем и очень крутыми скалистыми склонами. В верхней части лесостепного пояса площадь, занятая поселениями сурков, сокращается из-за большого увлажнения почвы и обширных крупноглыбовых россыпей, которые сурки заселяют лишь по границе с лугами. Иногда зверьки селятся по опушкам ельников, устраивая норы под корнями деревьев, но в глубине их не встречаются. Наиболее плотно населенные биотопы в поясе леса, а также в субальпийском — сухие речные террасы с невысоким разнотравьем и крупными валунами, под которыми они обычно устраивают норы и на которых сурки любят отдыхать, обозревая окрестности. Нередко к террасам спускаются языки крупноглыбовых осыпей с отдельными куртинами стелющейся арчи. Летом сурки охотно посещают прилегающие участки осыпей, устраивая там летние убежища, особенно в местах, где их часто тревожат люди. Грунт на террасах довольно глубок и сух, хотя ближе к руслу реки иногда влажный. С поверхности он нередко лишен камней, но в глубине их обыкновенно много и выбросы из норы нередко почти сплошь состоят из камней. Растительность там чаще низкорослая, долго вегетирующая, состоящая из манжетки тянынан-ской (Alchimilla tianschanica), крокуса колхидского (Crocus colchicus), гусиного лука (Gagea emarginata), тюльпана (Tulipa dasystemon), хохлатки (Corydalis sp.), лютика (Ranunculus Alberti) и некоторых других растений.

Не менее охотно сурки населяют густотравные пестреющие множеством цветов субальпийские лужайки, занимающие обыкновенно небольшую площадь. Грунт здесь мелкоземлистый, глубокий, почти лишенный камней, растительность вегетирует до поздней осени, высота травостоя 15—30 см. Растительный покров состоит в основном из манжетки тяныланской, герани холмовой (Geranium collinum), гре-чишки (Polygonum bistorta), гречишки живородящей (P. viviparum), живокости (Delphinium sp.), валерьяны (Valeriana sp.), местами белого клевера (Trifolium repens), тимофеевки альпийской (Phleum alpi-пит), незабудки (Myosotis silvatica), купальницы (Trollius altaicus) и некоторых других растений. Реже сурки населяют крутые (до 50— 60°) каменистые склоны с куртинами стелющейся арчи и особенно редко — скалы.

В альпийском поясе наиболее характерный и распространенный биотоп сурка — старые конечные и боковые морены, которые распространены и заселены сурком также и в верхней части субальпийского пояса. Морены расположены, как правило, в достаточно широких долинах, открытых ветру, который сдувает снег с южных склонов и вершин моренных холмов, отлагая их в многочисленных понижениях и на северных склонах. Благодаря этому проталины на южных склонах и вершинах бутров появляются относительно рано, а на северных склонах и в лощинах мощные снежники сохраняются до конца июля. Грунт на вершинах холмов и южных склонах обыкновенно очень каменистый, но сравнительно сухой, на северных же склонах и лощинах — очень влажный, нередко сырой. Поэтому норы устроены почти исключительно на малоснежных южных склонах и на вершинах холмов, особенно около крупных валунов, где снег стаивает в первую очередь. Растительность на южных склонах и вершинах морен, хотя и низкорослая (3—10 см), но разнообразна и довольно сомкнута. Наряду с мезофильными видами на вершинах моренных бугров произрастают типчак, кобрезия, лапчатка и другие сухолюбивые растения. Северные же склоны обыкновенно сплошь покрыты плотным низким ковром дриаданты (Sibbaldia tetrandra) с незначительной примесью других растений и сурки здесь кормятся довольно редко. Террасы рек, особенно если они усеяны крупными валунами, и в альпийском поясе охотно заселяются сурком. Вдоль русла на обнажающихся галечниковых откосах и среди камней в сочетании с ровной поверхностью растения еще разнообразнее, и поэтому не случайно бутаны наиболее густо (80—90 м один от другого) располагаются вдоль реки (Касаткин и Чекалин, 1958).

В Терскей Алатау (Айзин, 1943; Репьев, 1950; Исмагилов, 1951; Иофф и др., 1951 и др.) местообитания сурка сходны с таковыми Заи-лийского Алатау.

В целом по всем районам Казахстана для него наиболее благоприятен хорошо выраженный мезорельеф, на котором растительность как флористически, так и фенологически более разнообразна и мозаична. В степном поясе сурки тяготеют к наиболее влажным понижениям и северным склонам, где дольше сохраняется снег и продолжительней вегетируют растения, а в альпийском и в значительной мере в субальпийском поясах, наоборот,— к возвышениям и южным склонам, где меньше снега, суше грунт и раньше начинает вегетировать растительность. Наибольшее тяготение к каменистым биотопам (россыпи, скалы, останцы) проявляют сурки в верхнем поясе (южные склоны), отчасти в нижнем (крутые северные склоны) и меньше всего в среднем. Во всех случаях местообитание должно иметь: достаточно сухой и глубокий непромерзающий полностью слой грунта для устройства зимовочной норы, разнообразную рано и долго вегетирующую растительность и достаточно хороший обзор местности. Впрочем, последнее условие не столь необходимо, как два первых, и серый сурок нередко живет в условиях плохого обзора местности.

Эпизоотологическое и эпидемиологическое значения. Серый сурок — носитель чумы в Центральном Тянь-Шане, впервые выделенной в 1914 г. Н. И. Тихомировым от зверьков с перевала Богушты, а затем еще несколькими исследователями из других районов, в т. ч. в 1947 г. из пределов Казахстана (Галузо и др., 1951; Ралль, 1960). Главный переносчик чумы — блоха Oropsylla silantiewi, в меньшей степени — блоха Rhadinopsylla ventricosa и в незначительной клещ Ixodes crenulatus и вошь Neohaematopinus palaear-cticus. В Казахстане чума у серого сурка обнаружена лишь в Нарынкольском районе Алма-Атинской области (северные склоны восточной части Терскей Алатау) и только на небольшой территории. Эпизоотии обычно возникают на небольших изолированных участках (микроочагах) и по размаху и скорости распространения имеют вялый характер (Ралль, 1960). К настоящему времени численность сурка в энзоотических очагах Казахстана резко снижена истребительными работами и теперь необходимо лишь организованным промыслом под контролем противочумных организаций сдерживать ее нарастание.

Таким образом, эпизоотологическое значение сурка в Казахстане невелико, тем более, что заболевания протекают в основном весной и в первую половину лета, до прихода на горные пастбища овечьих отар и начала охоты на сурков, то есть до появления там людей.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 61 | 0,493 сек. | 52.14 МБ