Сурок мензбира — marmota menzbieri kaschkarov. Жилища и временные убежища

В подходящих местах сурок Мензбира обычно сплошь неселяет угодья, не образуя каких-либо изолированных поселений. Поэтому его убежища довольно равномерно распределяются по местообитаниям. Их можно подразделить на зимовочные, летние и жировочные или защитные. Обыкновенно у зверьков каждой семьи имеются убежища всех трех типов. Зимовочная нора обычно устроена в довольно мягком грунте с той или иной примесью камней или без них. Летнее убежище при наличии нагромождений скал или глыбовых осыпей зверек устраивает в камнях, но при их отсутствии (что бывает нередко) — в мягком грунте и тогда внешне оно мало чем отличается от зимовочного убежища. Жировочные норы бывают вырыты как в мягком грунте, так и среди нагромождений камней, в трещинах скал и тому подобных местах.

В зимовочном убежище зверьки проводят спячку. Наблюдая два года за сурками шести семей в нижней зоне их обитания в верховьях р. Бадам, мы установили, что зверьки пяти из них зимовали обе зимы в одних и тех же норах, а одной — в разных. Четкого разделения летних и зимовочных нор провести нельзя. Если зимовочное убежище расположено на малоснежном склоне и вытаивает рано (уже в середине апреля), то сурки живут в нем иногда весной, летом и осенью, а самка часто щенится в ней и воспитывает детенышей. Однако в глубо-коснежных местах, где зимовочные норы вытаивают поздно и бывают у входа весьма грязными, сурки во время стаивания снега покидают их, переселяясь в сухие летние убежища. Самки, у которых щенение запоздало, в таких случаях тоже переселяются и воспитывают детенышей в летнем убежище, хотя обычно они покидают зимовочную нору вместе с сурчатами лишь после их первого появления на поверхности, уже летом.

В жировочную или защитную нору сурок прячется при появлении внезапной опасности, застигнутый вдали от постоянного убежища. На малокормных местах, в условиях сильно пересеченного мезорельефа и в местах чрезмерного выпаса скота, где сурки вынуждены передвигаться на большие расстояния, часто подвергаясь внезапной опасности, защитные норы встречаются в большом числе и имеют важное значение в жизни зверьков.

Убежища разного типа встречаются довольно равномерно, в 5— 10 м друг от друга — в верховьях р. Бадам и в 20—30 м — в бассейне р. Сайрам. Общее их число на участке одной семьи сурков в верховьях р. Бадам было очень велико (100, 150 и 170 на одном участке; Капитонов и Лобачев, 1964). С высотой местности число их уменьшается, вероятно, вследствие меньшего там количества хищников и скота и более выровненного мезорельефа, улучшающего обзор. В других посещенных нами районах (верховья р. Сарыайгыр) число убежищ гораздо меньше, чем в верховьях р. Бадам.

Летние убежища от зимовочного расположены обыкновенно не далее 100 м, обычно в 20—30 м, а иногда даже рядом. Почти все норы носили следы более или менее частого посещения. Нор с заплывшими выходами почти не встречалось.

Внешний вид зимовочного убежища в зависимости от высоты места над уровнем моря, экспозиции и крутизны склона, характера грунта и растительности различен. Выбросы из норы, как правило, располагаются с одной стороны от входа ниже по склону (рис. 90). Наибольшей высоты в 70—80 см они достигают в высокотравных местах нижнего и отчасти среднего поясов обитания, особенно при отсутствии там крупных камней, уступов скал и останцов. В верхнем поясе насыпи лучше выражены в местах с изрезанным мезорельефом и крупнощебнистым грунтом. На крутых, низкотравных, мало расчлененных склонах насыпи либо отсутствуют, либо их высота не превышает 20—30 см. Форма насыпи обычно вытянутая вниз по склону, реже полукругом поперек него, размер от 50X50 см до 300×500, а обычно примерно 150X250 см, а высота 30—40 см. Вершины насыпей обычно лишены растительности и выделяются голыми светлыми пятнами на фоне трав. По краям насыпей, а на редкопосещаемых сурком — по всей площади произрастают в небольшом числе Lagotis Ко-rolkowii и Polygonum rupestre, нередко — Convolvulus lineatus; характерно присутствие Chenopodium hybridum. Растения из-за сухости насыпи и слабой удобренности (гнездовая выстилка выбрасывается в малом количестве, помета и мочи почти нет) не выделяются на окружающем фоне ни высотой, ни темно-зеленым цветом. Входное отверстие обычно 25—35 см диаметром, редко имеет вид воронки — 40—50 см в диаметре. Уходит в землю оно чаще под углом 35—50°; вертикальные узкие (15—20 см) выходы (обычно выкопанные изнутри и лишенные выбросов) встречались довольно редко и то лишь в нижнем, изредка в среднем поясе. Иногда на насыпи имеются «уборные» сурка — ямки глубиной 5—7 и 15—20 см в диаметре, но помет в них имеется в небольшом количестве.

Если есть возможность, входное отверстие сурок устраивает под массивным валуном или останцом, реже под кустом (жимолости, арчи). В местах с очень каменистым грунтом насыпь иногда сплошь состоит из камней 5—20 см в диаметре, а вход имеет неправильную форму и обрамлен камнями. В зависимости от характера грунта в глубине цвет насыпи бывает серым (от гранодиорита), желтым (от глины), белым (от известняка) и охристо-красным (от охры).

Внутреннее строение зимовочного убежища почти неизвестно. По П. А. Янушко (1951), не полностью раскопавшему одно убежище в верхней зоне обитания сурка в верховьях р. Сарыайгыр, ход прослежен до глубины 230 см. Дальше он уходил под слой сцементированной гальки; до гнездовой камеры докопать не удалось. Грунт, в котором было устроено зимовочное (и все раскопанные летние, см. дальше) убежище, состоял из трех слоев: а) верхний, толщиной до 25 см, — мелкоземлистый, но задернованный с большим количеством толстых и очень прочных корней трав, крепко державшихся в почве; б) средний горизонт состоял из довольно рыхлого мелкозема с большим количеством крупных и мелких камней, размеры которых и их относительное количество увеличивались с глубиной; толщина этого слоя 2 м; в) нижний горизонт — пласты сцементировавшейся гальки и более крупных камней; начался он примерно на глубине 2 м; грунт был там уже сырым.

Наша попытка раскопать убежище (с тремя входами) в верховьях р. Бадам на высоте 2600 м также не доведена до конца. Ход (без каких-либо ответвлений), прорытый в чрезвычайно плотном сухом без примеси камней суглинке, прослежен до глубины 2 м. Дальше он уходил косо в глубь под массивный камень. В нижней части хода встретилось значительное количество гнездовой выстилки. Она состояла на 50 % из волокон корней кузинии дернистой, из целых (с луковицами) сухих зеленых кустиков мятлика луковичного (около 30%) и листьев (с дерновиной) кобрезин, тоже сухих и зеленых (20%).

На Чаткальском хребте почти перед каждым выходом сурочьей норы имеется холмик земли в среднем около 3 м2 площадью, 25 см высотой и 0,25 м3 объемом. У наиболее крупной насыпи основание было 5,5×4,0 м, высота 70 см и объем около 5 м3. Диаметр входного отверстия обычно 25—35 см, ширина хода в глубине — 15—21 см, высота 12—15 см. В одной из раскопанных Б. М. Петровым (1960) нор имелось две камеры, первая на глубине 0,7 м (потолок камеры в 35 см от поверхности земли), вторая — 2,5 м. Размеры камер соответственно равны: длина 100 и 110 см, ширина 50 и 62 см, а высота 33 и 36 см. В первой камере (видимо, летней) имелась свежая выстилка, во второй (вероятно, зимовочной) — старая. В другой норе, на глубине около 2 м, найдена камера со свежей гнездовой выстилкой. Размер камеры 85X65X32 см. Глубина норы достигала 3 м.

Летние убежища, если они вырыты в мелкоземлистом грунте, трудно внешне отличить от зимовочных. Диаметр хода нор, по наблюдениям П. А. Янушко (1951), такой же, как в зимовочных —15—17 см. а площадь участка, занимаемого системой ходов норы,— 15—70 м2. Общее протяжение ее ходов 15—30 м. Гнездовые камеры находятся на глубине 50—130 см.

Жировочные норы просты по устройству. Иногда они выкапываются как продолжение копок корней кузинии, добываемых для гнездовой выстилки (Петров, 1960;  наши наблюдения).

Сезонные изменения внешнего вида убежищ сурка Мензбира в северной части ареала невелики. Весной после стаивания снега над входами в норы начинается их подновление и чистка от размокшего и осыпавшегося грунта. При этом сурки выгребают землю обычно лишь из участка норы, прилегающего к входу, что видно по обычному отсутствию в выбросах гнездовой выстилки и помета зверьков. Особенно сильно осыпаются входы зимовочных убежищ нижнего пояса, расположенные большей частью на северных склонах под высоким снежным покровом. Сырой грунт здесь нередко выбрасывается в виде комков от 2 до 15 (чаще 5—7) см в диаметре. Часть комков довольно рыхла, но иногда они очень плотны, а снаружи округлы и имеют ясные отпечатки пальцев сурка. Мелкие шары (по нескольку) зверьки, очевидно, выталкивают из норы вперед грудью и передними лапами, а круглые, возможно, выносят в зубах (иногда встречаются их следы). Осыпавшиеся стенки входов сурки уминают лапами и носом (ясные отпечатки на сырой земле), делая их гладкими и плотными. Часть жировочных нор на северных склонах (особенно вырытых в глинистом грунте) доверху наполняется снеговой водой и долгое время не используется. Когда вода исчезнет, сурки вычищают осыпавшийся грунт. Кроме нор, сурки выгребают грунт из-под крупных камней, из расщелин между ними, из-под скал. Следы подобной деятельности в верховьях р. Бадам носят почти все многочисленные (в т. ч. жировочные) убежища сурка. Полностью осыпавшиеся и заплывшие входы встречались редко.

Одновременно с подновлением нор весной, в нижнем и меньше в среднем поясах появляются многочисленные свежие покопки корней — следы заготовки гнездовой выстилки, которую в основном зверьки относят в летние убежища. Сырой грунт сурчин весной покрывается, помимо растений, описанных выше, ярко-зеленым ковром гусиного лука и они кажутся менее оголенными, чем летом, после его высыхания.

Примерно с середины июля—начала августа в нижнем и среднем поясах снова начинается заготовка гнездовой выстилки — появляются покопки, но выстилка уже относится в зимовочные убежища. Почти одновременно или несколько позднее происходит чистка зимовочных убежищ. На протяжении почти всего лета изредка можно наблюдать устройство новых нор (чаще выходов в уже существующих убенсищах). Манера копания такая же, как и у других сурков. Пока нора неглубока, зверек роет передними лапами, отгребая землю назад под брюхо, и время от времени отбрасывает ее далеко назад сильными ударами задних лап. При глубокой норе, скрывающей зверька полностью, грунт выталкивается на поверхность грудью и передними лапами. Встретившиеся крупные камни зверек, подкопав лапами, вытаскивает зубами, а затем выгребает вместе с землей. Особенно большие камни он удаляет двумя способами. В одном случае обхватывает камень передними лапами и пятится с ним назад, в другом (наиболее часто) — выталкивает его передними лапами и грудью, упираясь в землю задними конечностями.

В местообитаниях зверьков обычно много троп, выбитых овцами, по которым передвигаются и сурки. И лишь в труднодоступных для овец местах встречаются тропинки, выбитые сурками, соединяющие одну нору с другой. Лучше они выражены в нижнем поясе на высокотравных злаковых участках и на крутых, сплошь задернованных низкотравных мелкокаменистых склонах, по которым передвижение без тропинок затруднено. Ширина троп 12—15 см, протяженность 5—30 м, редко больше. Обычно они нигде не углублены, а растительность на них хотя и угнетена, но не вытоптана совсем (исключение — участки возле самых нор). В среднем и особенно в верхнем поясе обитания тропы заметны еще меньше. Сурки на своих участках передвигаются  широко в самых  различных  направлениях,  вытаптывание распределяется на большую площадь и мало заметно, тем более, что низкий растительный покров, местами сплошь покрывающий землю, не затрудняет передвижения зверьков и хорошо противостоит вытаптыванию. Тропы здесь обычно заметны лишь на протяжении трех-пя-ти ближайших к норе метров.

Убежища сурков с их довольно постоянной положительной температурой, сравнительно высокой влажностью и обилием в глубине органических остатков (гнездовая выстилка, помет, моча) привлекают довольно много животных. В норах и около них часто встречаются крупные жуки: чернотелки, навозные, жужелицы; нередки уховертки и обычны мелкие жуки рода Blaps, питающиеся пометом сурка; многочисленны мухи, из которых наиболее характерны для нор представители сем. Helomyzidae.

В нижнем поясе, начиная с конца июня, мухи появляются из глубины нор и постоянно в теплую погоду до конца августа наблюдаются в устьевой части входов гнездовых нор или возле них. При похолодании они густо (30—50 шт.) сидят на стенках норы около входа. В выбросах из нор нередки подземные муравейники мелких земляных муравьев. Около нор и в норах встречаются рептилии — алайский гологлаз (Ablepharus alaicus) и щитомордник (Ancistrodon Italys), реже полозы (Coluber sp. sp.); в жаркие часы дня в них прячется зеленая жаба (Bufo viridis).

На задернованных площадках нижнего и среднего пояса гор около нор сурка нередки поселения общественной полевки (Microtus socialis), а в верхнем поясе—арчовой полевки (Microtus carruthersi). В каменистых биотопах (россыпи, осыпи, разрушающиеся останцы и скалы) совместно с сурком нередко встречаются: серебристая полевка (Alticola argentatus), лесная мышь (Apodemus sylvaticus) и серый хомячок (Cricetulus migratorius). В верхнем поясе в биотопах, населенных сурком, обычна лишь серебристая полевка и значительно реже соседом его оказывается немногочисленная красная пищуха (Ocholona rutila).

В заброшенных норах сурка нередко гнездится каменка-плясунья (Oenanthe isabellina), а возле его нор кормятся рогатые жаворонки (Eremophila alpestris), королевские вьюрки (Serinus pusillus), овсянки Бьюкенена (Emberiza buchanani), в верхнем поясе — снежный вьюрок (Mont if ring ilia nivalis), вьюрок Брандта (Leucosticte brandti) и особенно часто бледная завирушка (Prunella fulvescens) и альпийская галка (Pyrrhocorax graculus). Нередко на ледниковых моренах возле нор сурка встречаются темнобрюхие улары (Tetraogal-lus kimalayensis).

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 61 | 0,436 сек. | 13.85 МБ